fly

Войти Регистрация

Вход в аккаунт

Логин *
Пароль *
Запомнить меня

Создайте аккаунт

Пля, отмеченные звёздочкой (*) являются обязательными.
Имя *
Логин *
Пароль *
повторите пароль *
E-mail *
Повторите e-mail *
Captcha *
1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Рейтинг 3.90 (5 Голосов)

Свердловский крупнокалиберный противотанковый первенец

В октябре 1941 года было принято решение об эвакуации производства 85-мм зенитного орудия 52-К в Свердловск. На тот момент там выпускали 122-мм гаубицу М-30, с чем, кстати говоря, связана история 122-мм танкового орудия У-11. Кроме того, к октябрю 1941 года в Свердловске сформировался достаточно сильный коллектив. Помимо уже имевшихся конструкторов, включая В.Н. Сидоренко, в 1940 году коллектив КБ УЗТМ пополнили Ф.Ф.Петров, автор гаубицы М-30, А.Н. Булашев, а также Н.Г. Кострулин. Эта троица стала главной в ходе разработки орудийной системы У-10, разработка которой началась как раз в октябре 1941 года. Идея орудия оказалась простой - совместить лафет М-30 с качающейся частью 52-К.

13 октября 1941 года Л.П. Берия подписал постановление ГКО №781сс «Об эвакуации оборудования, кадров завода №8 из г. Калининграда Московской области, занятых на производстве 85 мм зенитной пушки». Согласно постановлению, эвакуация производилась в Свердловск, на площадку завода «Уралмаш». К тому моменту в Свердловске сформировался достаточно сильный коллектив. Сначала там появился В.Н. Сидоренко, талантливый конструктор, известный, прежде всего, по серии модернизированных систем еще царского времени. Это 76-мм пушка обр.1902/30, 122-мм гаубица обр.1910/30 гг и 152-мм гаубица обр.1909/30 гг. Они стали самыми массовыми орудиями в своём классе в Красной Армии на начало Великой Отечественной войны. Занимался Сидоренко и рядом других орудий, уже работая на УЗТМ. Это орудия серии У, первенцем стала 122-мм дивизионная гаубица У-1, далее последовали 122-мм дивизионная гаубица У-2 и 203-мм корпусная гаубица У-3. Эти орудия так и остались опытными, а в 1940 году последовало решение о выпуске на УЗТМ 122-мм дивизионных гаубиц М-30. Главный конструктор гаубицы, Ф.Ф. Петров, в том же году оказался в Свердловске, где должен был помочь в освоении производства орудия. Но так сложилось, что командировка на УЗТМ оказалась очень долгой - на десятилетия. На новом месте он стал главным конструктором по артиллерийским системам, а Сидоренко занял должность его заместителя. Вместе с Петровым в Свердловск переехал и А.Н. Булашев, талантливый инженер-конструктор, позже сыгравший очень важную роль в работе над буксируемой и самоходной артиллерией.

122-мм дивизионная гаубица У-1

Производство 122-мм гаубиц М-30 на УЗТМ. Данная система к началу войны была единственной, которую выпускали в Свердловске, почему часть перспективных орудий делалось на ее базе.
Уже под руководством Петрова КБ УЗТМ разработало несколько артиллерийских систем, но до определенной поры в высоком приоритете опытные работы не находились. Главной задачей было освоение гаубиц М-30. Но после того, как последовала команда на эвакуацию производства 85-мм зенитного орудия 52-К в Свердловск, там стали появляться новые кадры. Данный процесс начался еще раньше - с момента эвакуации ленинградских предприятий. Из Ленинграда в Свердловск попал Н.В. Курин, создатель артиллерийской части для тяжелого танка КВ-2. В октябре 1941 года из Ленинграда прибыл Л.И. Горлицкий, главный конструктор Кировского завода по артиллерийской тематике. На новом месте он стал заместителем главного конструктора. В течение октября-ноября 1941 года в Свердловске оказался и значительная часть коллектива завода №8, включая директора завода Б.А. Фраткина. Таким образом, на УЗТМ осенью 1941 года образовался очень мощный коллектив, имевший большой опыт разработки как буксируемой, так и танковой артиллерии. Больше того, в виду эвакуации в Свердловск Ижорского завода УЗТМ некоторое время именовался Ижорским заводом. Снова УЗТМ он стал в январе 1942 года.

Опытный образец 85-мм дивизионной пушки У-10, октябрь 1941 года.
При таком мощном коллективе, а также перспективах выпуска 85-мм зенитных орудий 52-К (они замаячили еще до эвакуации завода №8 в Свердловск), появилась идея создания новых систем. На сей раз подход оказался несколько иным. Дело в том, что времени и ресурсов на принципиально новые системы не осталось, делать что-то новое можно было на базе уже имеющихся орудий. Так и появилась идея скрестить лафет гаубицы М-30 и качающуюся часть зенитки 52-К. Несмотря на то, что проект, получивший обозначение У-10, являлся инициативным, на самом деле спрос в мощном противотанковом орудии имелся. Еще в июне 1940 года было принято решение, что зенитное орудие 52-К получит бронебойный снаряд. Это означало, что отныне зенитка была двойного назначения. Несмотря на то, что к началу Великой Отечественной войны с бронебойными снарядами были еще проблемы, как противотанковое средство 52-К применялась практически сразу. В этом смысле зенитка мало отличалась от родственницы - немецкой 8.8 cm Flak 18. Проблемы были примерно теми же - слишком большие габариты и слишком большая масса. Еще одним моментом является то, что до войны проектировались противотанковые орудия разного типа, в том числе и тяжелые, калибра 107 мм. Дальше опытных образцов дело не дошло, да и получались они чересчур тяжелыми. В случае с комбинацией М30+52-К получался крайне интересный и перспективный гибрид, в случае необходимости его можно было довольно быстро запустить в серию.

При создании У-10 во главу угла поставили максимальную унификацию с М-30 и 52-К.
Следует отметить, что первоначально У-10 именовалась как 85-мм дивизионная пушка. Ключевую роль в разработке орудия сыграли конструкторы, которые, вместе с Петровым, оказались в Свердловске еще в 1940 году. Ведущим инженером системы стал Н.Г. Кострулин, руководил работами Булашев, а общее руководство, как главный конструктор, выполнял Петров. Опытный образец орудия был готов уже к 8 октября 1941 года, а первый этап испытаний состоялся на Уральском артиллерийском полигоне 18 числа. Столь быстрое изготовление системы стало возможным благодаря максимальному использованию серийных деталей. Ствол с затвором, а также система отката брались без изменений с 52-К, люльку переделали для адаптации к верхнему станку гаубицы М-30. Для уравновешивания качающейся части орудия был введен уравновешивающий механизм пружинного типа. Лафет и механизмы наведения максимально унифицировались с гаубицей М-30, изменения вносились исключительно в связи с адаптацией новой качающейся части.

Орудие на максимальном угле возвышения.
По результатам испытаний, которые прошли на Уральском артиллерийском полигоне с 18 по 25 октября 1941 года, опытный образец У-10, было произведено 200 выстрелов и пройдено 300 километров. Выяснилось, что идея создания такой пушки, которую в переписке за ноябрь 1941 года называют противотанковой, оказалась удачной. По кучности орудие превосходило имеющиеся образцы противотанковой и дивизионной артиллерии. В ходе испытаний на максимальную скорострельность орудие произвело за 150 секунд 30 выстрелов, то есть была получена скорострельность 12 выстрелов в минуту. В ходе испытаний обнаружились мелкие дефекты, но в целом орудие показало себя неплохо. Правда, полигонные испытатели высказали пожелание, которое уже неоднократно относилась к отечественным дивизионным орудиям. Начиная с Ф-22 маховики наведения орудия располагались раздельно, то есть требовалось два наводчика. Это требовало высокой слаженности расчета. Неслучайно немцы, используя трофейные советские дивизионные орудия Ф-22 и УСВ, первым делом переносили маховики механизмов наведения влево. Вот и на Уральском артиллерийском полигоне предлагали переместить механизмы наведения влево. На испытаниях возкой удалось достигать скорости 40-45 км/ч, при этом орудие не прыгало.

Для дивизионной системы габариты и масса орудия были нормальными, а вот для противотанковой - великоваты.
По результатам испытаний Уральский артиллерийский полигон признал У-10 их выдержавший и рекомендовал изготовить 4 орудия для войсковых испытаний. При этом на массу орудия там сильного внимания не обратили. Между тем, она составила 2660 кг, для дивизионного орудия терпимо, для противотанкового уже многовато. Тем не менее, присутствовавшие на испытаниях У-10 генерал армии И.В. Тюленев и генерал-лейтенант А.К. Сивков высоко оценили новое орудие. Судя по всему, именно от них исходила идея изготовления батареи из четырех У-10. Уже в начале ноября начальником ГАУ КА Н.Д.Яковлевым был поставлен вопрос изготовления данной партии и скорейшей отправки их на фронт. По ряду причин изготовление батареи затянулось, хотя сами артиллеристы высоко оценили орудие. Оно было существенно ниже и легче 85-мм зенитной пушки, а также более подходящим на роль противотанкового средства. В ГАБТУ КА всё еще ждали немецких тяжелых танков, так что появление У-10 являлось хорошей новостью. Но далее УЗТМ был завален более срочными заказами.

Испытатели рекомендовали перенести рукоятки механизмов наведения влево.
Тем не менее, 15 января 1942 года батарея из четырех У-10 была всё же построена и отправлена в действующую армию. Оказались орудия в составе 3-го противотанкового артиллерийского полка, направленного на Западный фронт. По ряду причин боевое применение орудий затянулось: состоялся боевой дебют только 11 августа 1942 года, при этом огонь велся с закрытых позиций. Орудия показали высокую кучность, но при этом артиллеристы признали их чересчур тяжелыми. Впрочем, к моменту боевого дебюта про У-10 уже успели забыть. При этом система как минимум один раз была использована как вооружение самоходной артиллерийской установки. Таковой была У-20, разработанная под руководством всё той же группы Петров-Булашев-Кострулин. Конструктивно данный вариант был более удачным, чем У-20-II, где ставилась 85-мм зенитная система 52-К почти без переделок, но обе версии самоходки забраковали.

Проект истребителя танков У-20, на котором использовалось орудие У-10.
Следует отметить, что по итогам уже Советская Армия дождалась таки дивизионного орудия с баллистикой 52-К. Им стала дивизионная пушка Д-44, разработка которой началась еще во время Великой Отечественной войны. В ней учли недостатки У-10: орудие получилось на тонну легче, ниже, а маховики механизмов наведения располагались слева. Так что концепция У-10 оказалась не столь уж и неудачной.

Источники: ЦАМО РФ

Автор Юрий Пашалок


Комментарии могут оставлять, только зарегистрированные пользователи.