Лево - оригинал \ право - подделка.
Коммент: Левая. Навершье - выколочено, рукять - дерево, клейма - неглубокие, металл уплотнен. На правой - навершье - литое (выколачивать очень хлопотно), рукоять - штампована из пластмассы. Клейма или травленые или нанесены лазером.
Сегодня рынок копий и реплик исторического оружия развивается весьма бурно. Десятки официальных и неофициальных производителей производят сотни экземпляров самых разных образцов огнестрельного и холодного (особенно холодного) оружия. Однако сами по себе не могут быть определены как подделки - таковыми они становятся при попытке выдать их за подлинные образцы, как правило, с корыстной целью, поскольку, как отмечается в “Словаре музейных терминов” “подделка (фальсификация) - предмет, имитирующий вид и характеристики памятника истории и культуры или произведения искусства определённой эпохи, школы, мастера, созданный с целью быть выданным за подлинник”.
Впрочем, подделки исторического оружия широко распространились в ХIХ в. вслед за усилением интереса к истории вообще и археологии в частности, и закономерного возникновения моды на старое оружие. В ХIХ в. сформировались и два основных направления фальсификации исторического оружия, которые можно определить как «фальсификация уникального оружия» и «фальсификация массового оружия»: в первом случае подделывалось оружие редкое, связанное с именами известных исторических деятелей, во втором – оружие массовое, волей случая вызвавшее интерес и желание приобрести у некоторой части общества. При этом следует отметить, что первый вариант фальсификации фиксируется значительно раньше и относится к Средневековью.
Оба направления, как, впрочем, и типология подлогов, механизмы их изготовления и бытования остались в неизменном виде и в наше время.
В качестве основных видов фальсификации исторического оружия можно выделить: 1) видовую фальсификацию, при которой более дешевое историческое оружие выдается за более дорогое; 2) качественную фальсификацию, при которой неподлинное историческое оружие выдается за подлинное.
В первом случае за фальсифицируемое историческое оружие, как правило, выдается его тоже исторический, но копированный аналог. Во втором случае за подлинное историческое оружие выдают реставрированное и сборное оружие, а также копии и реплики.
Своего рода видовой фальсификацией можно считать создание фантазийного оружия – оружия, которого никогда не существовало в истории. Этот вид подделки возник тоже в ХIХ в. и некоторыми современными специалистами определяется как «оружие в стиле Виолле-ле-Дюка», французского архитектора ХIХ в., отстаивавшего право реставратора на восстановление реставрируемого объекта до завершенного состояния, которого он мог никогда и не иметь.
Эфес меча в стиле Виоле-ле-Дюка (XIX век).
В 2005 г. российские фальсификаторы пошли дальше – для создания провенанса фантазийным предметам и, соответственно, поднятия их стоимости, в Самаре была подготовлена книга И. Лупарева «Тайна казачьих шашек». В книге легендировались до этого времени никому не известные шашки и пластунский нож также никому неизвестных «мастеров-кустарей», были показаны фрагменты клеймения и варианты исполнения шашек. «Коллекция тринадцати» активно продавалась коллекционерам и любителям, а на рынке копий исторического оружия появился «нож пластуна», который, в зависимости от смелости его продавцов позиционировался как копия или как подлинное историческое оружие.
Отдельно следует сказать о фальсификации уникального оружия, к которому можно отнести наградное, подарочное историческое оружие и оружие, принадлежавшее историческим личностям. Этот вид фальсификации – самый сложный как для создания достоверной подделки, так и для ее выявления. Самым простым и наиболее часто встречающимся вариантом подобной фальсификации является так называемое «усиление» подлинного исторического оружия разного рода надписями и знаками. Однако нередко «усиливается» и полный новодел.
Эфес драгунской офицерской шашки образца 1881/09 года, "усиленный" "Анненским" награждением.
Сегодня индустрия подделок исторического оружия в России - одна из самых бурно развивающихся. И это связано не только с ростом интереса к собственно оружию или с зачастую полным незнанием интересующихся предмета своего интереса, но и с практически полной безнаказанностью фальсификаторов. Современное российское законодательство практически никак не определяет ответственность производителей и продавцов подделок исторических предметов. Никак не определяется и ответственность экспертов, выдавших ошибочное заключение.
Наиболее действенным способом защиты является умение отличить подделку от подлинного предмета, которое всегда основывается на опыте и знаниях, причем знаниях комплексных – исторических и технических. Как отмечал еще один из основателей оружиеведения В. Бехайм, «Определение подлинности оружия — одна из самых сложных задач для коллекционера. Это требует, наряду с хорошим знанием истории, изучения колоссального количества форм, свободной ориентации в бесчисленных вариантах стилей и знания старинных способов производства», но при этом важную роль играет и навык: «собиратель чаще имеет культурно-историческое, чем профессиональное образование, что, хоть и служит ему подспорьем, «верного глаза» не дает, а торговец, зачастую совсем необразованный и руководствующийся чутьем, умеет приобрести этот «верный глаз» при многолетней продаже старинных произведений искусства».
2024
Подробнее
Возврат
Подробнее
Возврат
Подробнее
БОИ ЗА БАСТОНЬ ГЛАЗАМИ НЕМЦЕВ
Подробнее
За что командир советской подлодки "Щ-408" получил орден Британской империи
Подробнее
За что командир советской подлодки "Щ-408" получил орден Британской империи
Подробнее
Германо-советский договор о дружбе и границе между СССР и Германией
Подробнее
Германо-советский договор о дружбе и границе между СССР и Германией
Подробнее
О пророчествах весны 1941-го.
Подробнее
Подборка
Подробнее