fly

Войти Регистрация

Вход в аккаунт

Логин *
Пароль *
Запомнить меня

Создайте аккаунт

Пля, отмеченные звёздочкой (*) являются обязательными.
Имя *
Логин *
Пароль *
повторите пароль *
E-mail *
Повторите e-mail *
Captcha *
Апрель 2024
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 1 2 3 4 5
1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Рейтинг 5.00 (5 Голосов)

Всем известно, что своих танков дореволюционная Россия не выпускала. Первые танки появились на территории бывшей РИ только после начала Гражданской войны. Их передали белым англичане и французы. Как не трудно догадаться предназначались они для борьбы с красными. А вот потом уже красные стали на сормовском заводе выпускать первые отечественные танки - "Русские Рено".

 

Вообще-то первой бронированной боевой гусеничной машиной в России был бронетрактор полковника Гулькевича. В июле 1915 г. полковник Н. Гулькевич подал начальнику Главного артиллерийского управления рапорт, в котором обосновал необходимость создания бронированной гусеничной вездеходной машины. В нем он, в частности, писал: «…Бронированные автомобили, которыми до сих пор единственно пользовались для установки пулеметов, имеют тот недостаток, что не могут проходить по всяким дорогам и тем более проходить через проволочные заграждения и их уничтожать; между тем имеется… «гусеничный трактор», который специально предназначен для передвижения по всякому грунту, даже по вспаханным полям. Его специальная конструкция… соответствует еще одному важному предназначению: разрывать и затаптывать в землю проволочные заграждения».
В своем рапорте Н. Гулькевич не только обосновал целесообразность создания гусеничной боевой машины, но указал также условия, необходимые для успешного применения ее на фронте, а также предусмотрел организационные формы. Предлагаемую боевую машину изобретатель называл «самодвигатель». Рекомендуя начать необходимые опытные работы, он писал: «Если опыты дадут вполне блестящие результаты, необходимо приступить немедленно к массовому производству предложенных мною бронированных и вооруженных самодвигателей по расчету не менее 40 экземпляров на корпус, дабы ни под каким видом не выпускать в действующую армию один или два аппарата, так как противник может воспользоваться и изготовить их еще в большем числе и размере, чем мы».

 









Являясь фронтовым офицером, полковник Гулькевич хорошо понимал, насколько важна огневая поддержка пехоте непосредственно на поле боя. Имевшиеся тогда бронемашины типа «Гарфорд-Путиловец», при хорошем вооружении, обладали слишком низкой проходимостью и по вязкому грунту и грязи они передвигались с трудом. В добавок, пушечное вооружение присутствовало только у “гарфордов”, количество которых в 1915 г. было незначительным. Выход из создавшейся ситуации Гулькевич видел в использовании тракторного шасси, тем более что незадолго до войны в Россию стали прибывать тракторы Holt, к которым позднее прибавились машины других фирм. Их отличительной особенностью была полугусеничная ходовая часть, поскольку поворот они осуществляли не с помощью бортовых фрикционов, а посредством направляющих колес.



Охранное свидетельство (патент) на "новый способ бронирования и вооружения тракторного самохода, могущего свободно передвигаться при самых трудных условиях - по пахоте, грязи, снегу, оврагам…" Гулькевич получил в июле 1915 года. Оценив возможности боевого использования полученной техники был сделал вывод, что наиболее приемлемым будет вариант с трактором Allis Chalmers Motor Truck. Десять тракторов этого типа весной 1916 году прибыли в Россию и предназначались для использования в качестве тяжелых артиллерийских тягачей. На ходовых испытаниях они показали намного лучшие результаты, чем более распространенные “холты”. В отличии от других тракторов того времени “челмерсы” имели два направляющих колеса и намного меньшую массу, что позволяло без особых проблем провести их бронировку.

Не теряя времени даром Гулькевич на собственные средства начал процесс бронировки одного из тракторов, который был выделен ему военным ведомством. Ведь его проект был принят на рассмотрение Комиссии по броневым автомобилям ГВТУ только 3 марта 1916 года . Изначально работа велась силами Обуховского сталелитейного завода, но из-за его загруженности дальнейшие работы были переданы на Путиловский завод.

На трактор был установлен бронированный корпус из катаных листов толщиной 6,5 мм, в котором размещалось довольно сильное вооружение из 76-мм противоштурмовой пушки (аналогичной той, что была установлена в БА «Гарфорд-Путиловец») в кормовой части корпуса и 2 пулеметов «максим» во вращающейся башне. Так как по опыту войны все бронеавтомобили должны были идти в бой задним ходом, то наиболее мощное вооружение, в боевом положении, было направлено назад.

Всего по проекту Н. Гулькевича было изготовлено два бронированных трактора, которые получили название «Илья Муромец» и «Ахтырец».

Весной 1917 года оба бронетрактора включили в состав Запасного бронедивизиона в Петрограде, однако принять участие в боевых действиях им так и не довелось.
«Ахтырец» («Красный Петербург») на службе в Красной армии, 1918 г.


Осложнившаяся поле февральского переворота ситуация в столице России заставило Временное правительство держать здесь значительные силы, включая бронемашины. Об отправке на фронт тогда не могло идти и речи, а после 25 октября (7 ноября по новому стилю) 1917 года почти весь броневой состав Запасного бронедивизиона был захвачен большевиками и передан Красной Гвардии. В течении следующих двух лет “Ахтырецъ” (переименованный в “Красный Петербург”) привлекался для охраны Смольного и других важных объектов, числясь в резерве Броневого отдела Главного военно-инженерного управления Красной Армии. А вот “Илья Муромец” 29 октября был послан в Москву, для оказания помощи местным формированиям красногвардейцев, пытавшихся установить здесь советскую власть. В течении 1-2 ноября бронетрактор участвовал в боях на Кудринской площади, улицах Поварской и Бронной, поддерживая огнем отряд подольской Красной гвардии. В сентябре 1918 года “Илью Муромца” отправили в Казань, где его включили в состав 3-го автобронеотряда РККА и в течении следующих полутора лет он периоодически участвовал в боях на Восточном фронте. В январе 1920 года бронетрактор снова убыл в Москву для ремонта и впоследствии также числился в резерве.

Бронетрактор Н.Гулькевича «Красный Петербург» («Ахтырец») у входа в Смольный, 1917 г.


Фото бронетрактора во время боев в Петрограде 4 ноября 1917 года даже попало во французскую прессу


Окончание службы бронетракторов конструкции Гулькевича оказалось весьма прозаическим. После завершения Гражданской войны их использовали очень редко, в виду сильной изношенности и нехватки запасных частей. В итоге командование бронесилами РККА распорядилось в конце 1922 года разбронировать обе машины, что и было выполнено в следующем году.

Бронетрактор «Красный Петербург» ждет утилизации


спасибо


Комментарии могут оставлять, только зарегистрированные пользователи.