fly

Войти Регистрация

Вход в аккаунт

Логин *
Пароль *
Запомнить меня

Создайте аккаунт

Пля, отмеченные звёздочкой (*) являются обязательными.
Имя *
Логин *
Пароль *
повторите пароль *
E-mail *
Повторите e-mail *
Captcha *
Март 2024
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
26 27 28 29 1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30 31
1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Рейтинг 5.00 (4 Голосов)

Неудачная попытка группы английских католиков взорвать здание парламента с целью уничтожения симпатизировавшего протестантам и предпринявшего ряд репрессий в отношении католиков короля Якова I. Взрыв планировалось совершить 5 ноября 1605 года, во время тронной речи монарха, когда кроме него в здании Палаты лордов присутствовали бы члены обеих палат парламента и верховные представители судебной власти страны.

Истоки заговора остаются до конца неясными. Поколения историков признавали, что это была попытка восстановить в стране католицизм. В более поздние времена другие историки подозревали, что заговор был предпринят группой провокаторов, стремившихся дискредитировать иезуитов и усилить позиции протестантской религии. Есть предположения, что заговорщики были последователями фемического суда. Несомненно, подготовку заговора стимулировал и ряд показательных казней католиков в конце 1604 года.

Английские католики к тому времени разочаровались в надеждах, возложенных ими ранее на вступившего на английский престол шотландского короля Якова VI (в Англии он стал именоваться Яковом I). Одной из задумок организаторов было восшествие после гибели монарха на престол его малолетней дочери принцессы Елизаветы при католических регентах. Свой заговор, осуществлённый с ведома главы английских иезуитов, отца Генри Гарнета, группа рассматривала как часть католической Контрреформации.

Вначале ячейка организаторов преступного замысла насчитывала пять человек — Роберт Кейтсби, Томас Уинтер, Томас Перси, Джон Райт и Гай Фокс. Позже к ним присоединились ещё по крайней мере восемь человек, среди которых были Роберт Кейс (англ. Robert Keyes) и Фрэнсис Трэшем.

Заговорщикам удалось сначала арендовать помещение в доме рядом с Палатой лордов, откуда планировалось проделать туннель. Однако затем Томас Перси сумел взять в аренду помещение, находившееся непосредственно под залом заседаний Палаты лордов.

Из лондонского района Ламбет на противоположном берегу Темзы заговорщики сумели без особого труда (учитывая интенсивность движения транспорта по реке в те времена) переправить на лодке 36 бочонков пороха. Они были размещены в арендованной комнате и прикрыты дровами и углём. Общая масса заготовленного пороха составляла около 2,5 тонн — этого количества хватило бы на то, чтобы разрушить всё здание парламента, повредить расположенное поблизости здание Вестминстерского аббатства и выбить стекла в окнах домов в радиусе около 800 метров.

Хотя первоначально Гай Фокс, имевший опыт обращения со взрывчатыми веществами из своих заграничных путешествий, не был главой этого заговора, именно он прославился в истории больше других своих товарищей, поскольку ему было поручено зажечь фитиль и затем сбежать по Темзе и уехать из страны.

Фокс был оставлен в Лондоне для осуществления главной части заговора, в то время как остальные заговорщики укрылись в графстве Уорикшир, где были сильны позиции католиков. Именно оттуда они планировали затем начать народное восстание в поддержку государственного переворота.

Между тем, поскольку в подготовку взрыва было вовлечено достаточно много людей, утечка информации была неизбежна.

Заговор был раскрыт, по официальной версии, благодаря анонимному письму от 26 октября 1605 года, адресованному лорду Монтиглу, католику, с предупреждением не ходить на церемонию открытия парламента. Историки предполагают, что автором письма мог быть один из заговорщиков, Фрэнсис Трэшем, либо же сам лорд Монтигл, который, узнав о готовящемся взрыве, захотел прославиться, как спаситель нации.

Узнав о письме, заговорщики тем не менее решили осуществить задуманное, поскольку Гай Фокс тщательно осмотрел подготовленную взрывчатку и обнаружил, что она не тронута.

Тем временем Монтигл показал письмо государственному секретарю графу Солсбери, а тот — королю Якову I. В ночь с 4 на 5 ноября был произведён обыск здания парламента и около полуночи в подвале был обнаружен Фокс вместе с приготовленным порохом. У Фокса, назвавшегося Джоном Джонсоном, также были найдены фитили, трут и часы. Бочки с порохом были найдены скрытыми под грудами хвороста и угля.

В течение недели (к 12 ноября) были найдены и обезврежены все участники заговора. Некоторые из них были убиты при поимке, остальных ждал суд и жестокая казнь.

Фокса доставили в спальню к королю около часа ночи 5 ноября. На вопрос монарха о цели его предприятия, Гай Фокс не стал отпираться и заявил, что намеревался убить короля и разрушить парламент. При этом заговорщик сослался на якобы существующее предписание папы римского о том, что «опасная болезнь требует незамедлительного лечения».

После этого Фокса доставили в лондонский Тауэр, где продолжились его допросы, а с санкции короля к нему начали применять пытки. 8 ноября от Фокса удалось получить устное признание, 9 ноября он назвал имена своих сообщников и раскрыл все детали заговора, 10 ноября он собственноручно подписал текст признательного заявления. Этот документ с неразборчивой и неровной (из-за применения пыток) подписью Гая Фокса сейчас хранится в Национальных архивах Великобритании.

Показательный судебный процесс над группой заговорщиков прошёл в Вестминстерском зале здания парламента 27 января 1606 года. Все они были признаны виновными в государственной измене.

Казнь подсудимых состоялась 30 и 31 января 1606 года в центре Лондона во дворе собора Св. Павла. Заговорщиков подвергли самой жестокой казни, практиковавшейся в то время: осуждённого сначала вешали, но не давали ему умереть в петле, а перерезали верёвку, покуда он был ещё в сознании, затем кастрировали, потрошили, четвертовали и обезглавливали. Гай Фокс сумел, однако, избежать этой участи, спрыгнув с эшафота так, что веревка сломала ему шею; чтобы взобраться на эшафот, ему потребовалась помощь (конечности, изломанные пытками, не давали сделать это самостоятельно).

Пороховой заговор лишь усугубил положение католиков в Англии. Лишь 200 лет спустя католики получили примерно равные права с протестантами. Некоторые эксперты утверждают, что волна интереса к преступлениям и заговорам послужила одним из источников для написания Уильямом Шекспиром пьесы «Макбет».

соц. сети.


Комментарии могут оставлять, только зарегистрированные пользователи.