fly

Войти Регистрация

Вход в аккаунт

Логин *
Пароль *
Запомнить меня

Создайте аккаунт

Пля, отмеченные звёздочкой (*) являются обязательными.
Имя *
Логин *
Пароль *
повторите пароль *
E-mail *
Повторите e-mail *
Captcha *
Апрель 2024
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 1 2 3 4 5
1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Рейтинг 0.00 (0 Голосов)

Человек, работавший в знаменитом гастрономе, вспоминает, как виноград, яблоки, колбасы и шоколад в голодное время выдавались людям "со специальными книжечками".

С Ниной Ивановной Спировой, всю блокаду проработавшей в Елисеевском магазине, мы встречались до того, как министр культуры Мединский умудрился обвинить во вранье Даниила Гранина. Напомним, чиновник заявил, что рассказ, как в голодном Ленинграде пекли ромовые бабы, – фантазии писателя. Нина Ивановна совсем старенькая, и вряд ли, разговаривая с нами, она намеревалась возражать самому министру. Но может быть, ее воспоминания заставят высокого начальника впредь не бросаться словами, которые тоже могут оскорбить блокадников.

Ко всем военным праздникам Нина Ивановна Спирова получает поздравления от президента. Читать уже не может – сдали глаза, но распечатывает конверты, уважительно кладет на тумбочку. Ни на какие юбилейные мероприятия не ходит – по той простой причине, что много лет уже не покидает дом. Ноги, слава богу, пока носят, но четыре высоких этажа без лифта – это тяжеловато. Там, где нужно, она числится во всех блокадных списках, и потому все положенное блокаднику – пенсию (неплохую), поздравления, подарки – ей приносят домой. Недавно, к круглой блокадной дате, принесли медаль. Что на ней, Нина Ивановна прочитать не может, но видит – вещь красивая, блестящая…

В блокаду Елисеевский ломился от продуктов


"Ужасная была зима, – вспоминает Нина Ивановна 42-й год. – На улицах трупы. Видела своими глазами, как с них, еще не остывших, кто-то срезает куски мяса. Сама я была как былинка, еле передвигалась". Фото Елены Лукьяновой

– За что медаль-то, Нина Ивановна?

– А я сама не знаю. (Смеется.) Говорят, за блокаду.

– А как вы в блокаде-то оказались?

– Да как все, так и я. Когда война началась, мне 15 лет было. Только восемь классов успела закончить. Мать портнихой-надомницей работала, отец играл на трубе в оркестре похоронном. Еще сестра младшая у меня была. Жили мы на Подольской. В эвакуацию почему-то нас не позвали – может, вовремя сами не подсуетились, а может, не те мы были люди, которых Родине надо было спасать от смерти. В общем, остались в Ленинграде.

В блокаду Елисеевский ломился от продуктов


Ни на какие юбилейные мероприятия блокадница не ходит — по той простой причине, что много лет уже не покидает дом. Фото Елены Лукьяновой

– А для вас блокада с чего началась?

– (Задумывается.) Когда Бадаевские склады горели. Пламя столбом стояло прямо напротив нашего окна. И дым ужасный… Потом отец ушел в ополчение.

– На что жили?

– Мать работала, на ее заработки и жили. Ужасная была зима. (Начинает плакать.) На улицах трупы. Видела своими глазами, как с них, еще не остывших, кто-то срезает куски мяса. Сама я была как былинка, еле передвигалась. Помогла соседка наша – она в Елисеевском универмаге работала. Тогда он назывался "Гастроном № 1". В августе 42-го мне исполнилось 16, соседка взяла меня за руку и привела к своей директрисе Марии Ивановне Иванченко. Ее секретарша посмотрела на меня и так презрительно: "Марья Ивановна, зачем ее брать, она же завтра умрет!" А та: "Ничего, выходим!"

В блокаду Елисеевский ломился от продуктов

Трудовая книжка Нины Ивановны Спировой. Фото Елены Лукьяновой


– Вы хоть понимали, куда вас судьба занесла?

– Да нет, конечно. До войны там ни разу не была. Как вошла – аж голова закружилась от красоты. Рай… Когда работать начала, была такая крошечная и тонюсенькая, что меня рябчиком прозвали. А через несколько месяцев (хитро улыбается) уже звали пончиком...

– А кем работали?

– Первое время раздавала бесплатный эрзац-кофе. Горячая вода с какой-то химией, только по цвету на кофе похожа. Но людям, которые еле передвигались от голода, чуть-чуть полегче становилось. Но вскоре все это дело закончилась. Меня перевели во фруктовый отдел.

– Фруктовый?! В блокаду?! Люди граммы хлеба и муки считали, столярный клей варили, всех кошек и крыс переели…

– А у нас была другая жизнь. Яблоки, груши, сливы, виноград. Все свежайшее. И так – всю войну. Напротив меня был мясной отдел. Несколько сортов колбасы, окорока, сардельки. Рядом кондитерский – конфеты, шоколад. Чуть подальше, в другом конце зала – алкогольные товары: вина, водка, коньяки.

– И кто это все покупал?

– Да я, по правде говоря, особо не вникала. Но люди приходили спокойные, хорошо одетые, голодом не изможденные. Показывали в кассе какие-то особые книжечки, пробивали чеки, вежливо благодарили за покупку. Был у нас и отдел заказов "для академиков и артистов", там мне тоже пришлось немного поработать. В очередях в Елисеевском никто не давился, в голодные обмороки не падал.

– Да и вы сами не голодали?

– Ну конечно. Все, что продавалось, можно было есть неограниченно. Контроля особого не было – видно, эти продукты не учитывались так строго, как хлеб для простого народа…

– А домой что-нибудь в кармане унести? Своих подкормить?

– А вот это было запрещено строжайше. Каждый вечер магазин тщательно обыскивали – не остался ли кто, чтобы ночью "поработать". Однажды даже кого-то из наших так поймали. Но в основном народ воровать и не пытался – риск неоправдан. Все спокойно отоваривали здесь свои карточки: хлеб, масло, мука. Продукты можно было взять на несколько недель вперед, чем многие из нас и пользовались. Однажды мою сестру отправляли на лесозаготовки, и я несла ей с работы свою недельную пайку. По дороге меня задержала милиция. Молодая девушка запросто идет по городу с буханкой хлеба и большим куском масла в авоське – это, конечно, подозрительно. Отвели в отделение, там я все объяснила. Позвонили в магазин, убедились, что я не вру, удивились и отпустили.

В блокаду Елисеевский ломился от продуктов


"Там был рай… Когда работать начала, была такая крошечная и тонюсенькая, что меня рябчиком прозвали. А через несколько месяцев уже звали пончиком..." Фото сделано 23 мая 43 года, Нина Ивановна крайняя слева. Из архива Нины Спировой.

– А простой человек мог зайти в магазин?

– Не знаю… Не помню… Но, наверное, все же нет.

– Так что вы особо не перетруждались?

– Ну как… Конечно, это не у станка на заводе стоять. Работали с девяти утра до одиннадцати вечера. Приходили, конечно, на час раньше. Обедали здесь же – варили сообща какой-нибудь супчик. Сначала стояли за прилавками в своей обычной одежде, потом нам выдали красивые форменные фартуки. Директриса Мария Ивановна была строгая – любила, чтобы все перед ней по струнке ходили, кланялись. Но ко мне почему-то благоволила – жалела, наверное. Я ведь была в их коллективе самой молодой.

Уже после войны, когда я на Загородном в "Диете " работала, вдруг заходит она к нам. Увидела меня, обрадовалась. А потом говорит: "Пончик, дай мне два рубля в долг". Я говорю: "Мария Ивановна, может, вам больше надо?" Она: "Нет-нет, спасибо". И больше я ее не видела.

– Тепло ли было в магазине?

– Конечно тепло. А как же иначе фрукты бы нежные сохранялись?

– А освещение какое было?

– Сначала свечи, потом сделали электричество.

– А люстра была или нет?

– Была, конечно. Я же как раз напротив нее стояла. Но потом, говорят, ее украли…

– А вот сейчас говорят, что были кое у кого мысли сдать Ленинград немцам?

– Да вы что! (Обиженно поджимает губы.) Никогда такого не слышала ни от кого. Никогда бы мы Ленинград никому не отдали!

– А были разговоры, что это по вине руководства города и страны страшный голод случился?

– Конечно (вздыхает горько), понимали мы это. И Сталин, говорят, Ленинград не любил. Но мы вот верили им как-то все равно. А сколько народу погибло... (Плачет, вытирает слезы.) До сих пор не могут сосчитать.

– А это вы откуда знаете?

– А радио на что?!

© Новая газета

В блокаду Елисеевский ломился от продуктов

Про внимательность

Вроде на первый взгляд вполне однозначная картина: живой свидетель рассказывает о пире во время чумы в блокадном городе. Но в комментариях находится человек, который решает рассмотреть поближе фото трудовой книжки (на сайте газеты оно доступно в высоком разрешении). И очень удивляется увиденному (воспроизвожу часть комментария):

Читаем дальше — и это ГЛАВНОЕ — сперва с июля 1942 она работала ученицей в бюро заказов (выдача заказов артистам, академикам и прочим объедалам на шее у простого народа), и только в августе 1943-го (ПОСЛЕ ПРОРЫВА БЛОКАДЫ, мать-перемать, почему этого никто не замечает???!!!) она стала продавцом, а во ФРУКТОВОМ отделе она оказалась 15 июля 1944 года через полгода ПОСЛЕ снятия блокады.
Причем редакция без малейшего зазрения совести публикует снимок трудовой книжки, которая прямо опровергает текст интервью. Из чего следует, что ни журналист-интервьюер, ни редакторы документа НЕ ЧИТАЛИ.
Уже после прорыва вполне могли быть и фрукты, и колбасы. А после снятия — разумеется, в главном магазине города их НЕ МОГЛО НЕ БЫТЬ. В Москве в Елисеевском они были, и была 1001 пропагандистская причина их иметь в таком же парадном магазине в Л-де, куда заходили иностранцы (читаем: "Особторг", даже в 1948 году после денежной реформы и отмены карточной системы в декабре 1947).
По рассказу же выходит наоборот — сперва она была во фруктовом отделе, а потом "пришлось посидеть" в отделе заказов. А по журналистской статье прямо в лоб: "В БЛОКАДУ лежали фрукты, колбасы".
КАКАЯ БЛОКАДА В ИЮЛЕ 1944 ГОДА??? — "Новая газета", Вы википедией разучились пользоваться?


Трудно сказать, сознательная ли это фальсификация. Скорее, бессознательная (если бы человек вдумчиво подделывал, он бы не лажанулся с трудовой книжкой).

Денис Мокрушин

спасибо


Комментарии   

-19 # Quatro 2014-02-13 04:24
Это все цру и прочие внешние враги проплачивают таких авторов :gg: .
+3 # Василий 2014-02-13 04:57
Игорь, так это всё так и есть, без смеха. Новая газета - это такая же проплаченная газетёнка, как когда-то было НТВ, а теперь Дождь. Чисто моё мнение, но война в 1945 не закончилась и не началась в 1941, она началась как минимум ещё при Иване IV (Грозным не поворачивается язык назвать его) и идёт до сих пор. И если бы не вот такие выб..ядки, то многих войн не было бы и многие сегодняшние друзья были бы врагами, а враги друзьями.
-14 # Quatro 2014-02-13 05:48
Василий, если так далеко лезть в исторические кущи, то что нам византийское христианство? Чем хужее римский крест, с которым к нам ломилась злая европа со своими псами-рыцарями\ прочие? Знаю, сейчас начнешь про Drang nach Osten\прочая...
-2 # Василий 2014-02-13 06:58
Про христианство-эт о вообще отдельная тема для разговора, я по этому и беру исторический промежуток более ближе к нам, точку в истории от которой можно более менее проследить руку кукловода. А все нитки, начиная от времени Ивана IV до наших дней ведут к одному государству с флагом св. Георгия. Даже столь не любимые мною пиндосы пляшут под дудку королевы. Впрочем, я даже сомневаюсь в самостоятельнос ти решения Адольфа Алоизовича остановиться перед Ла-Маншем. Некоторые это всё считают совпадением или выдумкой, но на многое есть документальное подтверждение. Переписывание истории ведётся давным-давно, на форуме у тебя подпись "Победитель вешает героев..." - это и есть суть. Если сейчас пишется такое про блокаду, то лет через сто будет картина маслом, как Сталин и его подручные окружили город войсками НКВД, свезли все продовольственн ые запасы на "Аврору" и жрали в три горла, пока весь Ленинград голодал, умирал и хотел сдаться немцам.
-11 # Quatro 2014-02-13 07:06
Вчера по "любимому" мною нтв показывали, что оказывается миром рулит именно эта дряхлая женщина, хоть и королева Англии, на пенсии у британского народа...Васили й, ты же серьезный человек! Глянул, тупо листая программы тв - вообще не люблю тв. Туда же вплели Калиостро с Сен-Жерменом, несчастного Грибоедова и даже честного Мюнхгаузена.
+1 # Василий 2014-02-13 09:15
Нет, я не думаю что дряхлая женщина рулит. Передачу эту не видел и как и ты не люблю ТВ, а тако же и НТВ не входит в список моих любимых каналов. У меня на сей момент голова процентов на 50 забита олимпиадой - люблю соревнования. А к выводу о марионетках под юнион джеком, пришёл самостоятельно хоть и не сразу. А началось всё с того, что копаясь в интернете про проводившиеся военные реформы в русской армии, наткнулся на реформу Павла I, и пошло поехало. И выяснилось, что Павел вовсе не дурак, а Иван совсем не Грозный и так далее, до Гитлера и Ельцина. Чтобы разобраться в любом вопросе, надо ведь искать кому это выгодно. По этому практически за всеми серьёзными войнами незримо присутствует Англия. И вместе со всем этим, нам насаждается мысль, что все руководители нашей страны тираны и убийцы. А откровенно слабые и малодушные, при коих страна впадала в хаос объявлены святыми с вручением премии мира.
Про Калиостро, Грибоедова и барона - ну что скажешь, мне ни плохого ни хорошего сказать нечего, НТВ видать гоняется за рейтингом.
+2 # евгений 2014-02-13 12:17
Апофеоз большевизма... Апофигей точнее.. в талонах, карточках, книжечках и распределителях .. В помойке у Смольного, рассказывал народ, завсегда валялось чего-нибудь нескушанное слугами народа ввиду испорченности.. НИКТО за все время даже не пытался подожрать за партейцами.. Вот и теперь не стоит питаться воспоминаниями "отдельных" товарисчей , "дожди" всякие иже с другими "отдельно взятыми" сраколизами не смогут обгадить подвиг народа в то время.. Во всем видеть только гав.. о есть признак душевного расстройства.. Вспоминается восточная поговорка про караван и собаку.. идет караван..ю не остановишь.. "дождем" тем более.. а собака охрипнет и сдохнет скоро от злости...)
# Анна 2014-02-13 16:57
а я заметила записи в книжке. привычка такая у меня - все высмотреть и вычитать. и мне странным показалось, что даты в книжке как-то не лепятся к рассказу. а оно вон что, все по плану.
+1 # Игорь2 2014-02-13 17:02
Есть однако в статейке "Новой...." и подтверждение неудобный Совестливцам Пгавозащитникам фактов- фото 1942г сытой Нины в обчестве пары сытых евреек.Причем тут иудеи? Так например, в сообщениях шпионившей за Ленинградом немецкой айнзатцгруппы А, приводимых в «Неизвестной блокаде», бесчисленное множество раз упоминаются хорошо устроившиеся евреи, которые первыми покупают в очередях батоны хлеба, кормятся с руки партийного начальства, первыми лезут в эвакуацию, ненавидимы простыми ленинградцами, готовыми перейти к еврейским погромам и т. д.
Например, в документе № 38 от 12 января 1942 года агентура СД сообщает: «Среди гражданского населения, которое в своем большинстве страдает от приступов голода, сразу бросаются в глаза евреи благодаря тому, что они лучше одеты и выглядят более здоровыми. Персонал продовольственн ых магазинов – почти исключительно евреи. Они сумели почти повсюду вытеснить русских с этих самых «теплых» сейчас мест». Таки не врали немчуры... Спасибо "Новой...." за Пгавду)))

Комментарии могут оставлять, только зарегистрированные пользователи.