fly

Войти Регистрация

Вход в аккаунт

Логин *
Пароль *
Запомнить меня

Создайте аккаунт

Пля, отмеченные звёздочкой (*) являются обязательными.
Имя *
Логин *
Пароль *
повторите пароль *
E-mail *
Повторите e-mail *
Captcha *
Май 2024
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
29 30 1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30 31 1 2
1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Рейтинг 0.00 (0 Голосов)

Пятого ноября в России отмечался один из самых незаметных армейских праздников – День военной разведки. В этот день никто не надевает парадную форму, не шатается пьяным по улицам, размахивая флагами с изображениями летучей мыши или красной гвоздики (неофициального и официального символов ГРУ), не пытается прыгнуть в давно неработающий фонтан или ещё не замёрзший открытый водоём, не задирает прохожих и не экспроприирует арбузы у рыночных торговцев.
Годовщину создания Регистрационного управления Полевого штаба Реввоенсовета РСФСР, предшественника нынешнего Главного разведывательного управления Генштаба Вооруженных сил России, люди, имеющие к нему отношение, празднуют так, как привыкли работать – тихо и незаметно.
Так уж сложилось, что в разведке не принято шуметь и много говорить. Тем более, о том, что ты когда-то делал или до сих пор делаешь.

Конечно же, нельзя сказать, что представители этой профессии обделены вниманием массовой культуры. Любой с ходу назовет несколько любимых народом фильмов «про это»: «Семнадцать мгновений весны», «Щит и меч», «Вариант «Омега», «Подвиг разведчика», «Путь в «Сатурн»… Но эти картины не имеют непосредственного отношения к празднику, отмечаемому 5 ноября. Дело в том, что главные герои этих фильмов (Максим Исаев, Александр Белов, Сергей Скорин, Алексей Федотов, Сергей Крылов) и их прототипы служили не в военной разведке, а в структурах госбезопасности, т.е. были чекистами. А у них профессиональный праздник 20 декабря. Да, в годы войны обе разведки – военная и политическая – решали сходные задачи и часто взаимодействовали. Но для профессионалов этот нюанс важен.
Это, наверное, странно, но в советское время больше снимали про разведчиков-чекистов, чем про их армейских коллег. Может быть, таким способом пытались подправить имидж органов безопасности, пострадавший после хрущевских разоблачений в адрес НКВД, а, может, руководство КГБ более активно шло на контакт с творческой публикой, предоставляя в её распоряжение свои архивные материалы.
Тем не менее, снимали и картины про военных разведчиков, действовавших в глубоком тылу врага. Но было их немного. Наиболее известной из них был телефильм Евгения Ташкова «Майор «Вихрь» по роману Юлиана Семенова, рассказывающий о спасении Кракова.
С точки зрения современного зрителя, приобщенного усилиями телевидения и прессы к «секретам спецслужб», сюжет выглядит фантастично: попавшему в гестапо командиру разведчиков удается бежать; воссоединившаяся группа налаживает сотрудничество с польскими подпольщиками и полгода нагло действует под носом у гитлеровцев; арестованная немцами радистка чудом оказывается на свободе; сотрудник абвера передает нашим разведчикам важную информацию; наконец, небольшой отряд партизан во главе с «Вихрем» уничтожает кабель, ведущий к заминированному городу, и долго сдерживает атаки немцев. В итоге почти все погибли, но гитлеровцы не сумели взорвать Краков, потому что появились советские танки. Сними такое кто-нибудь из современных режиссеров, либеральные борцы за «историческую правду» немедленно присвоили бы фильму ярлык «развесистой клюквы». Мол, и воевали сталинские полководцы только числом, и разведку вести не умели.
Между тем, почти так всё на самом деле и было. В августе 1944 года под Краков разведотделом 1-го Украинского фронта была заброшена группа разведчиков во главе с Евгением Березняком (оперативный псевдоним «Голос»). Правда, он был не майором, а всего лишь рядовым (к концу войны стал капитаном). В группу также входили лейтенант Алексей Шаповалов (заместитель командира, «Гроза») и ефрейтор Ася Жукова (радистка, «Груша»). На месте к ним должна была присоединиться радистка из ранее заброшенной разведгруппы «Львов» сержант Елизавета Вологодская («Комар»), сумевшая легализоваться в Кракове. Основной задачей команды «Голоса» был сбор информации о силах вермахта, сосредоточенных в районе древней польской столицы.
Ночная высадка прошла неудачно: разведчиков разбросало по лесу, а рация разбилась. Утром Евгений Березняк был арестован патрулем полевой жандармерии. Хотя к тому времени парашют был благополучно спрятан, улик, изобличающих в нем разведчика, хватало: при нем нашли оружие, питание для рации и валюту (доллары, марки, злотые). Однако «Голосу» удалось убедить немцев в том, что он всего лишь связной, который должен встретиться с резидентом на рынке в Кракове. Решив поймать журавля в небе, гестаповцы упустили и синицу, которая была в руках: выйдя на встречу с мифическим «резидентом», Березняк воспользовался переполохом среди торговцев из-за начавшейся облавы и сумел скрыться.
Три недели группа активно собирала разведданные, устанавливая контакты с местным подпольем и заводя знакомства среди немецких военных и чиновников. Полученные сведения в Центр передавала Вологодская («Комар»), расконсервировавшая свою рацию. Однако немцам удалось ее запеленговать, советская радистка была арестована и передана абверу. Спасая группу, Березняк увел товарищей в лес, к партизанам.
То, что произошло дальше, выглядело ещё более невероятно, чем побег «Голоса». Вологодской не только удалось предупредить штаб фронта о провале, заменив в радиограмме подпись «Комар» на «Омар», но и перевербовать работавшего с ней фельдфебеля Курта Хартманна, который помог ей бежать. В дальнейшем именно он сообщил разведчикам о планах гитлеровцев взорвать Краков. В январе 1945 года, буквально за день до того, как к городу подошли части 1-го Украинского фронта, устроенный немцами в Ягеллонском замке склад взрывчатки, предназначенной для минирования Кракова, уничтожила группа диверсантов НКВД. Древняя столица Польши была спасена.
Вскоре группа в полном составе перешла линию фронта. В отличие от персонажей знаменитого фильма, все их прототипы остались живы. Помимо выявления планов по уничтожению города, разведчикам удалось вскрыть дислокацию всей группировки краковского укрепрайона, что обеспечило успех наступления советских войск, а созданный Березняком отряд из бежавших военнопленных совершил ряд успешных диверсий на коммуникациях противника.
Дальнейшая судьба разведчиков сложилась по-разному. «Гроза» и «Груша» были награждены орденами и продолжили службу, а «Голос» и «Комар» оказались в Подольском проверочно-фильтрационном лагере по подозрению в сотрудничестве с врагом. Там они и встретили День Победы. Контрразведчикам из СМЕРШ показались невероятными истории сразу двух успешных побегов. Разведчиков спасли показания пленных немцев, которые полностью подтвердили и факт исчезновения Березняка на краковском рынке, и рассказ о чудесном спасении Вологодской. «Голос» и «Комар» вышли на свободу, но негласное наблюдение за ними продолжалось еще десять лет. Ордена за краковскую эпопею герои получили только в 1965-м.
Подобных историй в истории советской военной разведки немало. Только не все они закончились так удачно.

Виктор Димиулин


Комментарии   

# евгений 2013-11-20 11:31
Интересно... завсегда своим верили меньше, чем врагу. И фильм помню.. шибко жалко было Вихря в конце.. дворовые пацаны божились, что снимают продолжение и герой майор будет там живой-здоровый. . ))) Помнится и колоритный шеф краковского гестапо.. посмотрел недавно документы той эпохи ис удивлением обнаружил, что портретное сходство актера и персонажа настолько разительное, что не верится даже... Помню тот же актер промелькнул в эпизоде Семнадцати мгновений в той же роли шефа краковского гестапо... надо ж. Как к актеру Прокопенко Гиммлер приклеился.. да так и остался.. во всех фильмах) Кино есть кино, а жизнь еще покруче повороты делает оказывается))

Комментарии могут оставлять, только зарегистрированные пользователи.