Центр Осло — единственное место на Земле, где сохранился самый неоднозначный скульптурный комплекс эпохи Третьего Рейха.
Нет на свете человека, который остался бы равнодушен в Парке Густава Вигеланда в центре Осло, столицы Норвегии.
Эмоции, правда, бывают разными. Так, некоторые испытывают радость, другие же – гнев и раздражение. Это и немудрено, ведь парк скульптур Вигеланда на самом деле является единственным в мире сакральным комплексом, посвященным грехопадению человечества и сатанинским силам. Уникален парк Вигеланда и с исторической точки зрения – это единственная скульптурная композиция, дошедшая в нетронутом виде до наших дней с той поры, когда в Северной Европе набирали свою силы нордические расовые теории. Открытие парка произошло летом 1940 года – то есть в пору немецкой оккупации Норвегии. И сам Имперский комиссар Норвегии обергруппенфюрер Йозеф Антон Генрих Тербовен побывал на открытии парка и остался очень доволен свежим взглядом художника на вечные проблемы человечества.
С тех пор парк Вигеланда остался единственным уцелевшим образцом нацистского искусства – впрочем, власти Норвегии заявили, что свой парк Густав Вигенланд стал создавать задолго до прихода Гитлера к власти, поэтому к пропаганде национал-социализма он не имеет никакого отношения. Что же касается всего остального – то тут, как говорится, возможны самые широкие толкования…
Но сначала немного о личности самого Вигеланда.
Густав Вигеланд родился 11 апреля 1869 года в семье ремесленников в маленьком прибрежном городке Мэндал на юге Норвегии. Когда он достиг юношеского возраста, родители отправили его в Осло для обучения грамматике и искусству резьбы по дереву. Вскоре его отец скоропостижно умер и Густаву пришлось вернуться в родной город, чтобы помогать своей семье по хозяйству.
В возрасте 19 лет он снова отправился в Осло, твердо поставив перед собой задачу, стать профессиональным скульптором. В этот период он сошелся близко с известным норвежским скульптором и мистиком Бернъюльфа Берглслейна, и под его влиянием увлекся иудео-христианским мистицизмом с примесью богоборчества. Его первая большая работа называлась «Агарь и Израиль» — о библейских персонажах, ставших родоначальниками арабских племен.
Также он помогал Берглслейну в реставрации большого исторического собора в Тронхейме. Изучение средневекового искусства оказало влияние на Вигеланда: в его работах стали появляться образы драконов и ящеров – символы греха и демонического начала, но чаще они олицетворяли само человеческое начало, куда боле могущественное, чем все дьявольские силы.
Несколько раз он выезжал для обучения за границу – в Копенгаген, Париж, Берлин и Флоренцию. Во французской столице он посещал семинары Огюста Родена, а в Италии — экспериментировал и учился на работах мастеров эпохи Ренессанса. Потом он – уже в ранге известного мастера! — вернулся в Осло, получив от городского правительства небольшую студию, где и продолжил свои работы. В 1905 году Швеция признала независимость Норвегии и Вигеланду, как самому талантливому норвежскому скульптору, поступил заказ от правительства страны на создание статуй и бюстов, изображающих его известных соотечественников: Генрика Ибсена, Нильса Хенрика Абеля и других.
В 1921 город решил снести дом, где проживал художник и построить на этом месте библиотеку. После долгих переговоров, город предоставил Вигеланду новое здание и территорию парка Фрогнер, где он мог работать и жить; взамен скульптор обещал жертвовать городу все его последующие работы, включая наброски, рисунки, гравюры и модели.
И вот, Вигеланд в течение последующих 20 лет перестроил старый Фрогнер-парк, создав свой собственный парк – и уникальный храм новой религии грядущего тысячелетия, и самую большую выставку скульптур под открытым небом.
ГЛАВНЫЕ ВОРОТА
Первое, с чего начинается знакомство посетителей с парком — Главные Ворота из гранита и кованого железа — это начало оси длиной в 850 метров, на которой расположены основные достопримечательности парка. Ворота были спроектированы в 1926 году (окончательный вариант был построен при поддержке Норвежского банка в 1942 году).
Главные Ворота состоят из пяти больших и двух маленьких, створки из кованого металла украшены изображением Змия – библейским символом дьявола, дабы пометители сразу понимали, куда они идут.
ДЕМОНЫ
Далее на четырех столбах установлены скульптуры порабощения человеком ящероподобным демоном. На одной скульптуре человек еще находит в себе силы сопротивляться, на трех люди плотно сдавлены ящерами — драматический, но в то же время смыслообразующий контраст с беззаботностью и радостью жизни, которые олицетворяют другие изображений на мосту.
МОСТ
Мост шириной около 15 м и длиной около 100 м, украшенный фонарями и скульптурами на гранитных парапетах, построен в период с 1925 по 1933 гг. На мосту установлено 58 бронзовых скульптур детей, женщин и мужчин различных возрастов, стоящих одиночно или группами. Все персонажи обнажены – как на скульптурах античных мастеров. Но если древание греки воспевали тело идеальных пропорций, недостижимый символ божественной красоты, то Вигеланд лепит тела обычных людей с их недостатками – с обвисшими животиками, хилыми руками и толстыми ляжками. Современному обществу, отказавшемуся от Бога, не требуются божественные идеалы, и теперь искусство должно воспевать прихоти обычного среднестатистического человека, забравшегося на пьедестал свергнутого им Аполлона. «И вы будете, как боги, знающие добро и зло…»
Собственно, человеческим прихотям и страстям и посвящены все фигуры на Мосту. Надо сказать, что статуэтки, обыгрывающие человеческие чувства – это типичный скандинавский фетишизм. Дело в том, что в религиозном плане Скандинавия – это четкий и последовательный протестантизм, победившим в этих странах давно и однозначно. Если в Англии господствует англиканская церковь – тот же католицизм, но без подчинения римскому понтифику, а в Германии протестантизм соседствует с католичеством, то в Норвегии наблюдает абсолютная монополия протестантизма – прагматичного и унылого. Унылого потому, что с уходом древнехристианского мировоззрения из практики христианских церквей исчезла и мистика, Божественные таинства и все трансцендентальное, связывающее микрокосм человека с макрокосмосом Божественного Начала. И вот, потеряв знание о мистическом измерении человеческой личности, скандинавские протестанты видят всю тайну, всю глубину и непознанность человека в его психологии, эмоциях и переживаниях. Постепенно в Норвегии и Швеции сложился целый культ психологии, и каждая скандинавская семья покупает горы скульптурок с аллегорическим изображением разных психологических портретов человека. Например, младенцы в таких скульптурных группах обозначают не только собственно детей, но и слабости человека – и очень часто скульптура взрослого человека, играющего с младенцами, в действительности обозначает человека, потакающего своим слабостям.
Первым же, кто осознал, что психологизм приходит на смену христианству и был Густав Вигеланд.
Ниже уровня моста расположена круглая детская площадка с восьмью бронзовыми скульптурами маленьких детей. Особо привлекает внимание центральная скульптура — бронзовая фигура ещё не родившегося ребенка, увековеченного в позе эмбриона вниз головой. Расположение Детской площадки неслучайно – дело в том, что под Мостом протекает река – символ реки Стикса, разделяющего мир живых и мертвых, материальную Вселенную и мир нематериальных духов. Место, где зарождается жизнь, это еще одна мифопоэтическая метафора Вигеланда, указывающая на суть его замысла.
ФОНТАН
Итак, пройдя по Мосту, сотканного из человеческого эгоизма и нарциссизма, мы приходим на другой берег реки – в потусторонний мир. И тут же попадаем к Фонтану – прообразу источника Урд из скандинавской мифологии, дававшего мудрость богам. Фонтан Вигеланда также дает мудрость посвященным – достаточно посмотреть на барельефы на бронзовой окантовке фонтана, на которой художник изобразил вечный цикл жизни человечества, отказавшегося от Бога и Царства Небесного. Но какой это цикл? Мрачная и безнадежная жизнь, где смерть поджидает человека на каждом шагу, и нет от смерти спасения, все подвластно ее воле…
По периметру фонтана «растет» 20 бронзовых деревьев – пародия на Эдемский сад. Вот только если в Библии Адаму была уготована роль садовника в Эдеме: «И взял Господь Бог человека, и поселил его в саду Едемском, чтобы возделывать его и хранить его» (Быт.гл.2, ст.5), то в парке Вигеланда человек сам становится деревом.
Интересно, что Фонтан является самой первой задумкой Вигеланла – эскиз этого сооружения скульптор сделал еще в 1906 году, когда в муниципалитете Осло попросили художника сделать проект фонтана, что бы украсить площадь перед Парламентом страны. Проект Вигеланда вызвал огромный интерес, но большую часть горожан испугал символизм Вигеланда.Только в 1924 году, после переселения в новый дом на территории парка, Фонтан нашел свое окончательное местоположение.
МОНОЛИТ
На самом высоком месте в парке находится Плато Монолита. Переплетение поднимающихся к небесам людских тел на колонне наводит на совершенно разные ассоциации. Это и отчаянный штурм Небес, и новая Вавилонская башня, выстроенная обезумевшим от собственной гордыни человечеством в попытке бросить вызов Творцу. Вспоминается и древнеримская триумфальная Колона императора Траяна, воздвигнутая в часть покорения варваров, вот только на Монолите Вигеланла в роли побежденных оказывается все человечество.
Первые эскизные наброски будущей гигантской колонны датируются 1919 годом – когда не только Советскую Россию, но и весь Старый Свет накрыла волна богоборчества. Осенью 1926 года гранитный блок, весящий сотни тонн, транспортировался сюда по морю из каменного карьера, расположенного около Холдена. Вокруг огромного камня были сооружены леса и навес, а модель из гипса была установлена рядом в качестве образца. К 1929 году камню была придана форма ровной колонны и началась самая сложная и кропотливая работа. Три резчика по камню в течение 14 лет трудились над этой грандиозной скульптурой.
В 1947 году на ступенях, примыкающих к Монолиту, было установлено 36 гранитных групп фигур. Вигеланд начал работу над этими скульптурами в период первой мировой войны, а закончил работу в 1936 году.
Как и в Фонтане, основная тема всей композиции — цикл человеческой жизни, в которой человек изображен в разнообразии типичных жизненных ситуаций и отношений. Плато Монолита по периметру окружено невысокой гранитной стеной, а войти сюда можно через восемь кованых ворот с контурами человеческих фигур, которые изображают человека в разном возрасте.
ЗОДИАК И КОЛЕСО ЖИЗНИ
Монолит, являясь главной в композиционном плане фигурой, вовсе не является таковой в мистическом плане. Двигаясь по основной оси парка дальше, мы попадаем на площадку, где установлены Солнечные часы с изображением Знаков Зодиака – эдакий алтарь новой религии, нового язычества, изобретенного дьяволом, что бы отвлечь человека от Бога. Напомню, что эти часы были установлены в 1940 году – то есть задолго до того как знаки Зодиака вошли в моду, а гороскопы в газетах стали банальностью.
Далее установлена бронзовая скульптура Колесо Жизни — три метра в диаметре. Это символ вечности, воплощенный здесь в виде гирлянды держащихся друг за друга женщин, детей и мужчин. В мистическом смысле, эта скульптура подводит итог драматической теме, которая встречается повсеместно в парке: жизненный путь человека от колыбели до могилы, от смерти к новому рождению. Бесконечный цикл перерождений в нашем мрачном и злом мире, лишенном всякой надежды на лучшую долю – это издевательская пародия на воскресение и жизнь вечную в Царстве Небесном, завещанные Богом христианам. Отказ от Царства Божия – вот цель дьявола. И цена, которую приходится платить людям за свое порабощение.
Комментарии
RSS лента комментариев этой записи