fly

Войти Регистрация

Вход в аккаунт

Логин *
Пароль *
Запомнить меня

Создайте аккаунт

Пля, отмеченные звёздочкой (*) являются обязательными.
Имя *
Логин *
Пароль *
повторите пароль *
E-mail *
Повторите e-mail *
Captcha *
Март 2024
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
26 27 28 29 1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30 31
1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Рейтинг 5.00 (1 Голос)

Собственно пост который спровоцировал поиск предыдущего материала о "Варяге".

Крейсер «Варяг» был заказан в США на фирме The William Cramp & Sons Ship and Engine Building Company. На начало строительства точного проекта корабля не существовало, были установлены лишь основные параметры. Все вопросы в ходе строительства согласовывались между подрядчиком и министерством в Санкт-Петербурге.
В проект были внесены значительные изменения. Например, контрактом предусматривалось установка тяжёлых, но зарекомендовавших себя котлов Бельвиля. Несмотря на это, по указанию генерал-адмирала и начальника Главного управления кораблестроения и снабжения В.П. Верховского, было отдано предпочтение варианту с котлами Никлосса.
Котлы Никлосса французской компании "J & A Niclausse" были запатентованны в 1894 году и активно продвигались на флоты всех стран мира. Они были легче и экономнее, их можно было чинить прямо в море, не заходя в порт. Но это только в теории.
На практике они были очень капризными и ненадёжными, а также требовали специально обученной команды. И никакой экономии. Ремонт требовал от экипажа опыта и сноровки.

Максимальная скорость "Варяга" достигнутая на испытаниях, была 24,59 узла. Но по утверждению капитана В. Ф. Руднева, машины крейсера постоянно ломались, а скорость не превышала 14-15 узлов.
Действительно, "Варяг" проходил капитальный ремонт и проблемы в машине были, однако МТК (Морской технический комитет — ведомство отвечающее за техническое состояние и вооружение ВМФ Российской Империи) в ноябре 1903 года дало заключение, что при имеющемся состоянии котлов и достигнутой на «Варяге» мощности механизмов 14 158 л. с. (вместо 20 000) скорость корабля могла составлять до 21 узла.
К слову сказать, из японской эскадры только крейсер Асама имел подобную скорость. Крейсер "Ниитака" также был оснащён котлами Никлосса, но вступивший на службы лишь за две недели до того, и не прошедший испытаний, он испытывал трудности с машинами во время боя. Японские миноносцы в сражении не учавствовали — до них просто не дошла очередь.

В России помимо "Варяга" такие котлы были установлены на крейсер "Ретвизан" и канонерку "Храбрый", но на них нареканий не было. Скорее всего на "Варяге" приходилось использовать одновременно лишь часть из 30 котов Никлосса, а остальные подвергать ремонту. Такую практику вынуждены были проводить все их пользователи.

И ещё — команда " Варяга" была относительно новой, не сработавшейся вместе и не ознакомившейся с новой техникой.
К тому же летом 1903 года с крейсера ушёл ряд офицеров и были увольнены в запас 30 опытных матросов, преимущественно из состава машинного отделения.
Есть и ещё один фактор, о котором обычно забывают, но он серьёзно повлиял на бой у Чемульпо...

Согласно русским источникам (рапорты Руднева и Беляева), наблюдалось попадание в кормовой мостик "Асамы" с пожаром и потопление одного из миноносцев. По полученным Рудневым сведениям (в том числе слухам), крейсер "Такачихо" затонул после боя при переходе в Сасебо, крейсера́ "Асама" и "Нанива" были поставлены в док для исправления повреждений.
Японцы свезли на берег 30 убитых моряков.

Официальные японские источники и архивные документы не подтверждают ни попадания в японские корабли, ни наличие людских потерь. Можно обвинить японцев в замалчивании понесённого урона, но как тогда объяснить "утонувший" крейсер "Такачихо", благополучно проплававший до 17 октября 1914 года и торпедированый около Циндао немецким эсминцем "S-90".
Или повреждённый "Асама", который из Чемульпо поплыл учавствовать в осаде Порт-Артура.

Крейсер «Варяг» получил до 11 попаданий 203 и 152 мм снарядов, в том числе одно в подводную часть корабля, вызвавшее затопление части угольных ям и заметный крен судна на левый борт. Отмечены 2 попадания в кормовую часть крейсера, вызвавшие пожары. Была уничтожена дальномерная станция № 1, повреждён грот-марс и дымовая труба № 3, подбит ряд орудий. Осколками одного из снарядов, залетевшими в боевую рубку, был контужен командир крейсера.
В отчётах Руднева заявлено о повреждениях: пяти 152-мм (из 12) семи 75-мм (из 12) и восьми 47-мм (из 8) орудий. (Японцы после поднятия судна признали годными для использования все 152-мм орудия, а также не менее шести 75-мм и двух 47-мм орудий).

Схема боя крейсера "Варяг" и японской эскадры

Из команды «Варяга» в ходе боя погибли 1 офицер и 22 нижних чина (после боя скончались от ран ещё 10 человек). О количестве раненых спорят до сих пор. В вахтенном журнале крейсера отмечен один тяжело раненый офицер и 26 нижних чинов, «ранены менее серьёзно» — командир крейсера, два офицера и 55 нижних чинов, все раненые указаны поимённо. В рапорте Руднева управляющему Морским министерством указано, что тяжёлые и средние ранения получили один офицер и 85 нижних чинов, лёгкие ранения — два офицера и более ста нижних чинов. В рапорте Руднева наместнику — ранены серьёзно один офицер и 70 нижних чинов, легко — два офицера, а также многие нижние чины получили мелкие раны от осколков снарядов. В официальном санитарном отчёте по итогам русско-японской войны приводится цифра в 97 раненых. А согласно журналу крейсера HMS Talbot, всего на нейтральные корабли было принято 68 раненых (четверо офицеров и 64 матроса), несколько человек из которых впоследствии скончались.
Скорее всего ближе к истине цифра занесённая в вахтенный журнал, тем более, что все раненые указаны поимённо.

Карта боя "Варяга" и "Корейца" с японской эскадрой

Канонерская лодка «Кореец потерь не имела, повреждения ограничились одной осколочной пробоиной в таранном отсеке.

В 1905 году «Варяг» был поднят японцами, отремонтирован и введён в строй как крейсер 2-го класса IJN Soya (в честь японского названия пролива Лаперуза). Ипользовался в учебных целях.
Распространено мнение, что в знак уважения к русским морякам японцы оставили на корме старое название корабля. Однако по свидетельству бывшего матроса «Варяга» Снегирёва, служившего в Первую мировую войну рулевым и встретившего в японском порту бывший свой крейсер, российский государственный герб — двуглавого орла — и название «Варяг» японцы вынужденно оставили, так как они конструктивно были заделаны в кормовой балкон. Иероглифы нового названия японцы закрепили на решетку балкона.

Крейсер "Асама" (Asama) в 1898 году

Крейсер "Асама" (Asama) в 1898 году

Крейсер "Акаси" (Akashi) на рейде в Кобэ, 1899 год

Старый крейсер "Чиёда" (Chiyoda) после русско-японской войны в парадных флагах. 1905

Крейсер "Ниитака" (Niitaka) в 1918 году.
Введёный в строй в спешке, без испытаний, во время боя "Ниитака" потерял скорость из-за нестабильности в машине.

Крейсер "Такачихо" (Takachiho)

Крейсер "Нанива" (Naniwa)

Канонерская лодка «Кореец» перед последним боем. Мы видим на фото, что фок-мачта и грот-мачта обрублены, а на носу судна появилось избражение орла. Мачты были спилены для усложнения прицеливания противнику. 9 февраля 1904

Бытует мнение, что Руднев мог повлиять на ход сражения. Или вообще не принимать в нём участия. Уклонении от боя, с военной точки зрения, было бы преступлением.
У Руднева был приказ "ни в каком случае не уходить из Чемульпо без приказания..."

Пойти на прорыв ночью шансов тоже было немного — японцы стерегли выход из бухты. К тому же о начале войны ещё не было известно.

После получения ультиматума, капитан принял решение пробиваться, но он потратил время на переговоры с капитанами нейтральных судов, вместо подготовки прорыва. На "Корейце" успели обрубить стеньги мачт (для затруднения противнику определения расстояния до корабля), выбросили за борт всё лишнее дерево (мебель, элементы такелажа), чтобы исключить лишние поражающие части.
У Руднева же, после совещания с офицерами и речи перед командой, на разработку плана прорыва времени уже не было.
Не взорвали "Варяг" из-за просьб капитанов нейтралов, и скорее всего, думали, что вернутся за ним.

..в узкой бухте со множеством островков и скал большая скорость, о которой так много писали, совершенно бесполезна и грозит сесть на мель и стать неподвижной мишенью.
Получается Руднев ничего не мог изменить и просто плыл по течению. За это его и ругали другие офицеры..

Японский историк Тояма Сабуро написал: "Действия русских кораблей, сражавшихся до последнего, не могут не вызвать восхищения. В таких ситуациях обычно выкидывают белый флаг и капитулируют. Но в данном случае сыграл свою роль боевой дух командира крейсера "Варяг" капитана 1-ого ранга Руднева... О нём и его героическом бое написано много... Но если бы японский корабль попал в схожую ситуацию, то не касаясь вопросов командования в бою, можно сказать лишь одно — японский командир разделил бы судьбу своего корабля."

спасибо


Комментарии   

+1 # TIM 2017-07-12 20:35
Герои ВАРЯГА это герои.Но подвиг экипаЖа РЮРИКА.....Сним ем головные уборы!!!!!!

Комментарии могут оставлять, только зарегистрированные пользователи.