Несколько лет тому назад мне в руки попался старый дневник, написанный в 1940 году неизвестным жителем Москвы. Открыв и начав читать его старые выцветшие страницы, я и представить не мог, что найду в нём такое количество разнообразных интереснейших заметок о жизни Москвы того года. В этом дневнике его автор удивительным живым языком описывает свои прогулки по городу - посещения недавно открывшегося ВСХВ (бывший и нынешний ВДНХ), ЦПКиО им. Горького, Речного вокзала, а также различных парадов, фестивалей и авиационных праздников того года. Также составитель дневника часто посещал Большой театр, цирк, кинопоказы и многое другое.
Все то, что мы видели и чем любовались на старых фотографиях того периода предстаёт перед нами в новом, красочном цвете - в виде заметок современника и очевидца тех далёких событий. Более того, автор выписывал в дневник также и текущие новости о ходе Второй Мировой Войны, не забывая упомянуть и про действия советских войск в тот период (да-да, война для нас не 22 июня 1941 года началась). Описано всё потрясающе живо и интересно, т.к. автор дневника прекрасно владел русским языком и старался зафиксировать на бумаге все самые яркие моменты пережитых событий.
В дополнение к бесценным воспоминаниям и наблюдениям, автор вкладывает в дневник старые билеты на московский транспорт и в кино, а также программки театров и опер и даже сорванные цветы, которые сохранились до наших дней! Все это богатство того далекого года я аккуратным образом оцифровал и включил в свой материал.
Более того: этот период, охваченный дневником (август-сентябрь 1940 года) также оказался очень непростым и для его составителя. Дело в том, что, согласно записям, его автор только недавно вернулся в Москву и вскоре вынужден будет снова её покинуть. Трагизм этой ситуации заключается в том, что причиной этих отъездов, по всей видимости, являются репрессии, которым он был подвергнут и, возможно, от которых сбежал. Нигде в дневнике не указано, за что именно они обрушились на его голову, но то тут то там автор описывает некие свои "дела" с приятелями, в том числе "a la 12 стульев". Впрочем, они могли носить вполне законный характер, но непозволительный с учётом того времени. Судя по любви к джазу, западным словечкам и прекрасному русскому языку причины могли носить классический для того времени (и снова становящийся нормой в нашем 2015 году) классовый характер.
Дневник наполнен этим тревожным чувством скорого далёкого отъезда, который сам автор называет "началом конца". Он уверен, что жить ему осталось несколько месяцев и в любимой им Москве он оказался в последний раз. Ближе к концу дневника в жизни автора случается трагедия, которая ещё сильнее сгущает краски в его жизни и заставляет еще сильнее сопереживать ему. Слава Богу, судя по вложенным в дневник стихам, датированным 1970-1971 годами и написанным тем же почерком, он оказался неправ и ему удалось пережить тот страшный период в жизни страны и вернуться в Москву.
О самом авторе по ходу дневника узнается немного: имя его Иван Лебедев, москвич, на момент написания дневника ему 38 лет. Из текста его записей следует, что учился он в Большом Коммерческом Училище на берегу Москвы-реки, а в 14 лет ему довелось выступать на сцене Большого с самим Шаляпиным. О профессии он пишет один раз мельком - "бухгалтер", а о наличии семьи или других подробностей из данного дневника выяснить не представляется возможным. На протяжении времени, описанного в дневнике, он живёт в районе нынешнего Водного Стадиона у некоей дамы, которую он называет одним словом - "похититель". Похищенное ли сердце имеется в виду или что-то другое также остается загадкой.
Но самое поразительное и захватывающее в дневнике заключается в следующем: из-за "бумажного голода", имевшего место быть в то время в столице, в виде дневника он использует случайно найденную бухгалтерскую книгу ещё более поразительной давности - 1909 года, то-есть ещё дореволюционную вещь!
Только представьте себе, какое чудо попало ко мне в руки - сама книга была напечатана для обычных бухгалтерских нужд в последние, лучшие годы Российской Империи, когда ещё ничто не предвещало скорого конца мощной развивающейся страны. Затем, пройдя сквозь бури и грозы Революции, преодолев водоворот событий Гражданской войны и прорвавшись через переустройство Москвы в первые годы СССР, эта книга 30 лет ждала, как выяснилось, своей судьбы и была найдена и заполнена дневником москвича, живущего в военном СССР 1940-ого года. После этого, снова каким-то невероятным образом сохранившись, она оказалась в руках другого москвича, уже в Российской Федерации начала 21-ого века. Сотня лет и три страны - вот что пережила эта книга-долгожитель! Конечно, время её не пощадило - она уже треснула по переплету, который явно не был рассчитан на столетнюю "выдержку", но она все ещё хранит на своих страницах не только текст, написанный пером и разведенным карандашом (чернил у автора не было), но также реликвии прошлого - вложенные билеты и даже цветы.
Естественно, я не мог устоять от искушения и полностью перепечатал этот драгоценнейший материал, на что, признаюсь, ушло непозволительно много времени. После этого я решил не останавливаться на одном лишь тексте и добавил в него фотографии старой Москвы, чтобы читатель мог насладиться не только прекрасным описанием того или иного события или явления, но и увидеть описанный дневником мир своими глазами, сквозь старые фотографии- такими, какими их видел автор в 1940 году и раньше, описывая свои приключения и похождения сначала в Российской Империи, а потом и в советской России. Также я добавил некоторые видеофрагменты, о которых говорит Иван Лебедев и отрывки из фильмов, которые он упоминает. И, конечно, оцифрованные вложения в сам дневник - билетики, программки и так далее. В общем, я постарался использовать все цифровые возможности нашего времени для того, чтобы оживить и вдохнуть новую жизнь в этот бесценный материал о том далёком времени.
В общем и целом, как мне кажется, мне удалось сделать так, чтобы на вопрос, который задаёт сам себе автор дневника ближе к его концу "стоит ли вообще продолжать записывать свои дни - кому это нужно?" ответ был очевиден - это оказалось нужно! Этот дневник, эта недолгая, но очень яркая часть жизни одного москвича не пропала, не сгинула в бесконечность. Она жива.
9 -- 40 г. 10 ч. 40 м. Дом "Похитителя" в Х.
VIII
Вот уже более двух с половиной месяцев, как у меня продолжается вынужденный "простой" и вот уже более двух с половиной месяцев, как я решил записывать свои дни, но до последних дней нигде не мог достать тетради, т.к. в Москве (следовательно, во всем С.С.С.Р.) продолжается все ещё "бумажный голод".
Наконец днями у себя дома я разыскал эту "допотопную д'ебёт - кредит книжицу" и сегодня по совпадению - в день своего имени, приступаю к заполнению граф дебета и кредита моей жизни; заключительный баланс когда-нибудь кто-нибудь (если не я), Бог даст, сделает...
Итак, под радио-звуки прекрасных отрывков испанской и итальянской музыки..., закурив огромную "сигару" из махорки (не по экономии, а вышли все папиросы, а я ещё сегодня не выходил из дому)..., с огромнейшим нетерпеливым волнением, вполне понятным из-за 2 1/2 м. "голода" начинаю беседовать с, кажется, единственно оставшимся у меня другом, который если изменит мне, так только по моей собственной вине.
Во всяком случае, прожив уже 38 лет, я все-же не имею к нему притензий. Настроение великолепнейшее, не взирая ни на что, но так трудно приступить к существу, когда за 2 1/2 м. утекло столько воды и есть что поразсказать внукам, сидя зимой у жарко-пламенеющего камина.
Прежде всего за чей счёт я живу эти 2 1/2 месяца. Да, почти исключительно за счет "похитителя", который, конечно, в курсе многих основных дел. Это пахнет чем-то в роде от испанского короля альфонса, но что-же поделаешь; значит докатился и до этого, впрочем было и похуже.
Во всяком случае здесь стоит ей сказать великое русское спасибо, тем более, что я конечно не знаю, чем все это кончится (в частности и с ней).
Моя запись идёт не только под звуки, действительно прекрасной испано-итальянской радио-музыки (грамзапись опер в исполнении иностранных корифеев), но и под звуки титанических, никогда невиденных во вселенной, непрекращающихся воздушных (да и прочих) боев, которые происходят сейчас над Германией, Голландией, Бельгией, Францией, Англией, Гибралтаром, Италией, Мальтой, Северной и Восточной Африкой (причем не прекращается вот уже три с половиной года продолжающаяся война между Японией и Китаем).
За это время Германия разгромила Бельгию, Голландию, Францию. 14 июля был взят немцами, почти после семидесяти лет, снова Париж - дата произведшая на меня огромное впечатление.
Вероятно, Пуанкаре, Фош и Клемансо перевернулись в гробах. Стало ясно, что Франция не в состоянии сопротивляться. И действительно вскоре немцы заняли все западное побережье Франции до Испании, а Италия, вступившая в самый последний момент в войну, уже после взятия Парижа, сдалала тоже с побережьем Франции по Средиземному морю, оставив Франции чуть-ли не один Марсель.
Немецкие самолеты над Парижем (1940)
Вобщем Франция вынуждена была капитулировать и немцы заставили их подписать перемирие в том самом лесу, где в 1918 году аналогичные действия совершили французы над немцами. Но окончательным победителем из этих событий вышло никем никогда ещё непобедимое безобразное до прекрасности, величественное до омерзения, могучее до беспредельности чудовище, одновременно и созидающее и разрушающее - Война!!!... Она только чуть-чуть, на мгновение передохнула и, расправив свои мышцы, исполинскими шагами двинулась вперед: Англия решилась продолжать, Франция задыхается в тисках разрухи и надвигающегося голода (оккупированные территории пока ей не возвращены), вот-вот должна вступить в эту "пещь огненную" Испания, неспокойно на границе Греции и Албании (принадлежащей Италии), раздоры между Румынией с одной стороны и Венгрией и Болгарией с другой стороны, неспокойной в Индо-Китае и прилегающих водах, бешенно вооружается С.Ш.А., да и весь мир...
Лондон после бомбардировки (1940)
И если год тому назад мы читали из-за дня в день в сводках: на западе произошли столкновения передовых частей: убито два француза, "полтора" немца взяты в плен, так теперь никто даже и не пишет где и сколько взято и убито солдат, до людей что-ли? Если месяца три-четыре тому назад можно было читать в сводках, примерно, "пятьдесят нем. самолетов совершили налет на Х", так сегодня радио передало, что вчера 16-ого 2.500 самолетов совершили налет на Англию, весь Лондон был окутан дымом и англ. зенит. артиллерия, стреляя в слепую, попадала в своих; за один час около Лондона было сбито не менее двадцати немецких самолетов?!
Немецкий бомбардировщик над Лондоном (1940)
"Чего достиг на славный век,
Как брата брат возненавидел,
Как опозорен человек"...
- о -
За это время совершилось исправление исторической несправедливости: после двадцати с лишним лет в лоно Великой моей Родины вернулись Бессарабия, Эстония, Литва и Латвия. И после сотен лет - северная Буковина...
Сердца патриотов трепещат в священном волнении, а мозг невольно пытается прорваться в "завтра": Кто следующий?...
Эти 2 1/2 месяца, как это ни странно прошли под знаком культуры и, вероятно Вакх и Бахус несколько в обиде на меня, т.к. им за это время я уделил внимание не более десяти раз; были перерывы, и в полтора месяца... К отдельным эпизодам похождений "Рыжего Варвара" я постараюсь ещё вернуться впоследствии, сейчас, за недостатком времени, я кратко перечислю "наши достижения":
1) Возврат к библиотеке Ленина; кроме того впервые стал читателем библиотек ВЦСПС и им. Тургенева. Бесчисленное количество за это время было прочитано много и книг частных лиц: дома, в трамвае etc.,
Станция метро «Улица Коминтерна» и Библиотека имени В. И. Ленина (1939)
2) Впервые в жизни дважды присутствовал на двух сеансах телевидения в одном радио-узле. Смотрел (и слушал) постановку Бирман "Зыковы" по Горькому и фильм "Депутат Балтики" (лучшая роль Черкасова). Впечатление..., впрочем впечатление требует для записи времени.
3) Часто бывал в Парке Ц.П.К. и О.; бывал в цирке, кино, театре
4) Наконец-то попал на Вс. Сельхозвыставку. Т.к. возможно, попаду сегодня, то от записи впечатлений об этом невиданном на моей Родине уголке пока воздерживаюсь.
Общий вид на ВСХВ (1939)
И прочее и прочее...
В частности, перехожу к последней неделе. 11 с/м мне стукнуло 38 лет (Ба! Уже?... Так ведь скоро дойдешь и до полувека, в воз не только ныне там, но и откатился, кажется, назад)
Ещё 9 с/м я побрился, пошел в "Сандуны" и там во встречных душах и бассейне смыл всю грязь, накопившуюся за 38 лет, как на теле, так и на душе.
Неглинный проезд. Сандуновские бани (1895—1896)
(Предполагался 10 с/м в Ц.П.К. и О. карнавал, на котором я намерен был встретить день своего рождения; этим и об`ясняется что я так рано "обмылся"; к сожалению карнавал перенесен на 24 с/м; здесь уместно сказать, что в конце июня Правительством введена снова недельная система работы, т.е. днем отдыха стало воскресенье)
По плану было взять билеты в Бол. Театр и на только-что об`явленные гастроли Белостокского Джаза Эдди Рознера в Эрмитаже (так сказать наших возвращенных братьев)
В результате я прямо из бани отправился в Бол. Театр и Эрмитаж и достал прилагаемые при сем четыре билета:
1) на премьеру Эдди; очень и очень неплохо, мне понравилось, лучше джаза Утесова; на них есть какой-то заграничный своеобразный налет. Хочется отметить, конечно, самого Эдди рознера: очень изящно, культурно без утесовского "блатного" ломания ведущего оркестр (25 человек), конферансье Круковского, напомнившего мне Алексеева и изумительный дуэт салонный "dance acrobatique" (точнее, два акроб. танго) Слава и Юрий Ней (?): поражают невиданной техникой и изяществом, не смотря на то, что он довольно-таки полный суб`ект
2) "Русалку" (в филиале Б. Театра) и "Лебединое озеро" и "Пиковая дама" (в Б. Театре). Впечатления, требующие времени я запишу позже
Большой театр и Площадь Свердлова (1939)
Вечер я закончил (9 с/м) в Ц.П.К. и О., куда я ехал за билетом на карнавал, сначала в обществе втретившегося там Дмитиия Ин. с его знакомым за пивом (да, предварительно, по случаю столь удачных вышеупомянутых закупок и т.к. мне нужно было покушать я "зарядился" слегка), а позже в "Зеленом Театре" на вечере "Изабеллы Юрьевой" (после 15-ти лет она снова пользуется огромным успехом) и очень хорошего, тоже только-что впервые приехавшего в Москву, Белостокского (т. сказать А2, вернее А3, т.к. я слышал ранее ещё белост. хоровой в четыре человека и рояль a la "Хор Дана") джаза. Вечер был очень хороший, но к сожалению разразившийся ливень, разогнал публику, а меня заставил напиться даже с коктейлем в Метрополе и завершившем эту ночь пивом под джаз и сыр в "Савой".
Спал в своей комнате, о которой тоже нужно сказать поподробнее, но... 13 ч. и 21 м. меня гонят уже в парикмахерскую и ... дальше.
Завтра день авиации, сегодня день моего имени и может-быть по этим двум причинам (как интуитивен Радиоцентр) сегодня изумительная передача: испано-итальянская музыка с маленькими перерывами на "разговоры" сменялась Моцартом, Шопеном, Глинкой и всех самых любимых произведениях...
19/VIII 40 г. 16 ч. Б-ка Ленина
Как я рад, что наконец-то нашел хотя бы эту "дебет-кредит"-ную книжечку... Теперь я могу записывать часто свои впечатления.
Только долго-ли это продлится, т.к. сроки уже давно все вышли. ..
Здесь я вкладываю три листика, написанных мною как раз в день 9 с/м, когда я обеспечил столь удачно "Мою неделю" (от дня рождения до дня именин) искусством и перехожу к впечатлениям от нее.
10-е августа я провел дома у "похитителя", так сказать, отдыхая под радио от предыдущих вечера и ночи.
11-ого августа день моего рождения - прошел там-же, но все-же был отмечен "эликсиром жизни" в обществе "похитителя" и её сестры и "великого утешителя" - радио.
12-ого - Джаз Эдди, о котором я уже записывал свои впечатления
Наконец 12-ого - "Русалка"...
Вещь и по содержанию и по музыке, разумеется, мне весьма известная (как и две последующих), однако я все четыре дня ходил уже под впечатлением предстоящего мне наслаждения, там более что "Русалку" я слышал до 9 раз в своей жизни.
А 13 с/м попав в Театр чуть-ли не за 3/4 часа до начала и усевшись на свое место, я невольно мысленно запел "Мне все здесь на память приводит былое..."
Большой театр (1938)
Ведь "каков-нибудь" 24 года тому назад я сам, как я люблю шутя говорить "гастролировал" в этом театре вместе (и именно из-за него) с величайшим гением-артистом и одновременно величайшим подлецом, как гражданин своей Родины - Ф.И. Шаляпиным...
Ф. И. Шаляпин в роли Бориса Годунова. Большой театр (1912)
Ведь целый сезон почти, я чуть-ли не ежевечерне глядел с этой сцены на этот зал, а зал на меня, стоя бок о бок то с Шал., то с Петровой-Званцевой, то с Ивони, то с Кошиц, то Юреневой то Запорожец, то Дамаевым etc., в образе: то Борисовского рейтара, то пикадора, то испанского солдата, то война-лучника Олафена и т.д. Не здесь-ли впервые я познал, что кажущееся из зала величественным (напр. "Юдифь" или "Кармен"), у нас на сцене иногда сопровождается смешными историями (напр. история со мной в "Юдифи", когда у меня сполз лук и мне пришлось его волочить ногой, чтобы не потерять необходимой дистанции; история с тореадорами, матадорами и пикадоррами с усами!!! вместо бак); то что кажется трагическим из зала, на сцене выглядит пошло и даже пахабно смешным (Кипаренко-Даманский-Хозе нападает с навахой (?) на Кармен в сцене контрабандисты в горах) и пр. Я видел настоящее долго неподдающееся успокоению волнение с самыми реальными слезами у Шаляпина в "Борисе"; Я видел, как Петрова-Званцева, одно появление только которой на сцене вызывало овации, всякий раз перед выходом, стоя у кулисы выпивала стакан холодной воды, который давала ей изящная её горничная и... крестилась, как маленькая девочка перед выходом из-за парты к вызвавшему её отвечать учителю...
Вера Николаевна Петрова-Званцева (1878-1944) — Оперная певица (меццо-сопрано) и педагог вокала. Заслуженный деятель искусств РСФСР (1931)
Мог ли я при воспоминании обо всём этом, не испытывать прилив чего-то теплого к сердцу, чего-то милого дорогого?; тем более, что я не был в этом театре более 10 лет, если не считать "Мазепу" и "Севил. Цирульника" в 1936 году...
Ну, о постановке "Русалки" (как и о "Леб. Озере" и "Пик. Даме") не может быть двух мнений: Великолепно! В особенности замечательна картина свадьбы князя: стильно-богато, со множеством древне-русских обычаев брачного торжества (всевозможные, как символические, так и реальные выкупы, подарки и прочее); причем в большинстве случаев это не бутафория, а реальные очень дорогие ценности (напр. седло, парча, щелк и т.д.)
Исполнители в целом были на высоте (програмка вкладывается здесь), однако хотелось-бы большего. Напр., при прекрасных голосовых данных Бышевской (Наташи), странно до чуства нарушения статики было видеть пышность её фигуры, примерно, сорокалетней матроны.
Пирогов А. (Мельник), которого я никак не могу забыть в "Псковитянке" (в особенности лирическая сцена в`езда Ивана в Новгород), когда и меня и весь за Бол. Театра (1936 г.) он прямо поразил в первом акте меня несколько разочаровал (чувствовалась какая-то вялость игры в начале акта, но затем он "разыгрался" и в сцене дуэта безумца "Ворона" с князем заставил меня просто сравнить его с Шаляпиным.
Александр Степанович Пирогов (1899-1964) — русский советский оперный певец (бас). Народный артист СССР (1937). На фото - в роли Бориса Годунова
Черняков (Князь), как и Бишевская для меня - новые актеры, провел роль ровно и очень неплохо. Конечно особенно прозвучало "Невольно к этим грустным берегам"...
Хочется отметить Тамару Пунякину (Русалочка), которая вызвала во мне (как и девочка до Революции) большое чувство симпатии и одобрения не в пример детишкам в "Летнем Саду" "Пиковой Дамы", забегаю вперед, которые тоже провели сценку весьма неплохо, но проравились мне менее). Неплох балет. Но всех и вся покрывал соратник гениального Глинки (мой земляк по родителям) смоляк (?) Даргомыжский. (Кстати, 9 с/м моей заветной мечтной было достать билет на возобновленного в прошлом сезоне "Ив. Сусанина", но это оказалось невозможным: на два спектакля билеты за неделю были уже все проданы)
- о -
14 с/м день - исключительный пришелся-то он на, так называемый когда-то Первый (Медовый) Спас (как известно, медом я в раннем детстве так об`елся, что не мог его даже пробовать до 17-20 годов, то-есть до времени, когда не только были потрясены государственные устои, обычаи и т.д. но и ... даже аппетиты).
Большой Театр! Перефразируя Пушкина, можно произнести "Как много в этом звуке (как и в звуке "Художественный театр") для сердца москвича слилось!"... К тому-же я, даже сам Лебедев, к горчайшему своему стыду, впервые в жизни шел на этот балет "Лебединое Озеро", хотя всегда с наслаждением слушал из него музыку, видел кусочки когда-то в кино, в мыслях давно сжился с ним, причем почему-то так, что при воспоминании о нем каждый раз прежде всего перед моим внутренним взором встает образ изящный, нежный, поистинне воздушный - Каралли (!). (жива-ли она-старушка?)
Какие-то особые искорки пульсировали в моей крови, когда я в своем, теперь уже основательно потрепанном, английском костюме входил в Театр, полный пышных туалетов-так, как входят в храм, ничуть не смущаясь своих лохмотьев, нищие.
Москвичи у Большого театра (начало 30-х)
Костюм мой далеко ещё не лохмотья, а главное я не нищий... Я богач, я сказочно, как Монте-Кристо, богат каким-то за последнее время меня обуявшим чувством обладания морально-духовными сокровищами.
Следовательно, я входил в Театр не замечая, точнее не чувствуя разницы в туалетах партера и лож бель-этажа и моим и, наоборот, своим внутренним жаром при внешнем спокойствии и безразличии чувствуя превоходство над окружавшей меня в большинстве случаев обычной перед началом спектакля суетней. Впрочем во всем этом я себе отдал отчет позже. Входил-же я с чувством только гипнотического влияния от созвучий: "Бол. Театр", "Лебединое озеро", "Семенова" (самая лучшая, вот уже лет пять, балерина в Союзе, сменившая Абрамову, брат которой столь печальную роль сыграл в моей жизни; к стыду, опять-таки моему, к стыду человека, видевшего часто Мордкина, Балашеву, Каралли, Гельцер, Кригер, наконец Абрамову, я впервые шел любоваться ей искусством)
Анастасия Ивановна Абрамова (1902-1985) — русская балерина. Заслуженная артистка РСФСР (1947)
И сразу-же, едва я стал подниматься по лестнице, чтобы попасть к себе в ложу, произошли две случайности: я чуть-чуть не наступил ногой, на вкладываемый здесь цветок, оброненный, конечно, каким-нибудь "лебедем" в суетне
И встретил спустя 18 лет человека, приковывшего к себе мое внимание, когда я ходил бывало в начале двадцатых годов слушать пение очень хорошего хора на Калужской площади, в котором пел зять Николай; этот человек был всегда неизменным слушателем упомянутого хора. Не смотря на то, что прошло почти 20 лет и что я никогда с ним не говорил, что он стал стар и поседел, я тотчас же его узнал.
Цветочек я вдел в петличку пиджака и это по моему как-то гармонировало с "Лебединым озером". С человеком в одном из антрактов разговорился; он оказался врачем по детским болезням, уже 30 лет практикующим в Морозовской больнице (столь для меня памятной, о которой, если всё будет благополучно, я должен днями записать свои воспоминания, пока они ещё свежи). Мы с ним разговорились, быстро найдя общий язык, как два пусть незнакомцы, но соотечественника, встретившиеся среди иностранцев, чуть-чуть не на чужбине.
Вскоре гений Петра Илларионовича (зачеркнуто 24/VIII) Ильич владел нами-зрителями. Звуки мелодии увертюры лились по залу. Раздвинулся занавес и началось очарование... Вещь, конечно, шедевр! Не может-быть искусства (я говорю про балет) выше этого произведения и по теме, и музыке, и постановке, и исполнителям.
Я был готов ко всему и все-же красочность костюмов (в особенности акт, в котором чародей представляет свою дочь Оделлию и последняя вытесняет у Зигфрида образ Одетты) привели меня в восторг. Костюм Оделлии (черная пачка с красно-розовым большим пером) своим высоко-художественным простым изяществом являлся совершенством, доведенным до грани возможного, того, к чему как мне сейчас кажется, стремился знаменитый художник (в новелле Бальзака), который так хорошо, так прекрасно описывавший словами созданный им образ, в конце-концов показал своим ученикам полотно разноцветных пятен.
Нечего говорить про великолепие световых и других эффектов в сцене встречи Зигфрида с Одеттой (после его измены) и борьбы с чародеем, как и эффекта во втором акте, когда по озеру плывут лебеди. Нечего говорить и о балете вцелом. Здесь в особенности мне - дилетанту в балете, остается только петь дифирамбы, семенова, хотя очевидно и потерявшая первую свежесть, очаровательна. Весьма хорош и Руденко (Зигфрид). Одним словом во мне все скоро запело и пело долго, долго.
И даже, когда вернувшись около 2-ух часов домой, я узнал, что сестра "похитителя" очень-бы хотела, чтобы на след. день я встал в 5 ч. утра и отправился бы в марьино-рощенский универмаг в очередь за костюмом для ее сына я тотчас-же спокойно согласился.
Универмаг на углу Александровской улицы, Марьина роща (начало 30-х)
Пело все во мне и тогда, когда в антракте перед четвертой картиной, я с особенной грустью почувствовал весь контраст между великолепной, очень и очень дорогой, пышной постановкой и совершенно стершимся до основы (отполированный руками и платьем зрителей, ставшим как черная кожа) красным бархатом на барьерах мож; поблекла и красная шелковая материя на занавесях, в ложах кое-гда пообломались и хрустальные подвески на бра...
Впрочем меня уверили, что будущим летом будет произведена полная реставрация всего этого (кстати капитального нереставрированного более 50 лет и все-же производящего огромнейшее впечатление)
- о -
Время 19 ч. 35 м. К сожалению, пора ехать...
Комментарии
RSS лента комментариев этой записи