Фотограф Frederic Gadmer запечатлел военные разрушения на железной дороге близ турецкого города Ушак, 6 января 1923 г.
Париж, Quai d'Orsay, 1923 год
Парижская опера в 1923-м, фотограф - всё тот же Jules Gervais-Courtellemont
Он же запечатлел в 1923-м знаменитый Мулен Руж
Старинный город Кольмар во Франции (опять Courtellemont)
Священное место для омовения на реке Ганг в Индии (Варанаси), 1923 г
процессия Семана Санта (Страстной недели) в Малаге, 1924
Римские ворота в Кордове
немцы уже в 1924 году использовали цветную фотографию для коммерческой рекламы, причём перед нами явно не автохром, а трёхцветка
Флит-стрит в Лондоне, 1924
Хорошо передаёт дух времени вид лондонского порта в 1924 году, забитого какими-то барками
В Британии в 1920-е гг. автомобиль оставался предметом роскоши. Именно в этот период сформировался классический образ английских аристократических машин, многие из которых собирались по индивидуальным заказам и продавались только по записи, да и то не всем.
Кадр из двухцветного фильма 1926 г.
В 1920-е гг. евреи постепенно колонизируют Палестину, которая с 1918 г. была британской подмандатной территорией.
У стены плача в Иерусалиме, Jules Gervais Courtellemont, 1926
Женщины покупают мороженное в Корнуэле, Англия, 1928
Лайнер "Мавритания" в сухом доке, Англия, 1928
Английский аэроплан 1928 года
Пассажирский самолёт над побережьем Северного моря, Германия, 1928
Афишная тумба в Бельгии, 1928
Римская арка на Аппиевой дороге, Италия, 1928. Снимал Hans Hildebrand для National Geographic
Его же снимок с Пизанской башней в 1928-м:
Знаменитый камбоджийский храмовый комплекс Ангкор Ват в 1928 г. Снимал Gervais Courtellemont для National Geographic.
Геббельс прибыл в аэропорт Кёнигсберга, 1933 год
Гитлер на нацистском митинге в Дортмунде, 1933
Гитлер на смотре СА, 1933
Нацистское собрание в Нюрнберге, 1933
В это время в Чехословакии проходили не менее зрелищные массовые мероприятия.
Учения женской армии в Праге, 1933
Эта "женская армия" потом очень пригодится немцам на трудовом фронте.
Цветных кадров СССР 1933 года мне не известно. Зато в архиве американского журнала National Geographic есть несколько автохромов из прибалтийских республик (автор - Gustav Heurlin).
Рижский трамвай, 1933
Перенесёмся в США. Там к началу 1930-х уже научили по-настоящему качественно печатать цветные фотографии (по технологии Carbro). Настоящим асом в этом деле стал Николас Мюрей (Nickolas Muray, 1892-1965).
В качестве образца его работы можно привести рекламу автомобиля Додж, 1933 г.
Цветные снимки СССР 1934 года почти не известны, точнее, пока известны лишь единицы.
Так, в Москву приехал некий Friedrich Adolf Paneth (1887-1958), который снял на автохром собор Василия Блаженного, на сегодня это старейшая цветная фотография храма "Василия Блаженного".
Те, кто снимал страну в цвете ещё в начале 20 века, теперь находились в эмиграции.
Во Франции сыновья С.М.Прокудина-Горского к тому времени стали лучшими специалистами по цветной фотопечати, но их мастерство уже не находило лучшего применения, чем коммерческая реклама и семейные портреты.
На этой фотографии 1934 года можно увидеть как минимум двух внуков С.М. Прокудина-Горского:
Другим мастером цветоделительного метода в Европе середины 1930-х был голландец Бернард Эйлерс. Но и его работы носили в основном этюдный, "туристический" характер, поэтому лишь немногие из них отражают каике-то исторические события, яркие приметы времени.
Вот какой-то праздник в немецком городе Гослар, 1934:
Сцена у входа в Кёльнский собор, 1934-35:
Дух 1934 года лучше всего можно почувствовать по фотографиям автомобилей, которых оказалось неожиданно довольно много в цвете.
Вот он, типичный автопарк 1934-го на площади Густафа Адольфа в Стокгольме:
Среднее авто, вероятно, новая модель 1934-го из США, очень похожа на нашу "Эмку".
PLYMOUTH DELUXE, 1934:
Реклама Шевроле, James N. Doolittle, ок. 1934 г.:
Реклама плиты из 1935-го:
Кухонная мода 35-го из Dream Kitchens brochure. Published by Armstrong Cork and designed by Hazel Dell Brown:
Линолеум Armstrong в Ladies Home Journal за 1935:
реклама курева на фоне плотины Гувера:
А вот автореклама в журнале National Geographic скорее всего - натуральный цвет:
Конечно, не все цветные фотографы работали исключительно на рекламу.
Известный представитель цветоделительного метода голландец Бернард Эйлерс в 1935 г. снял портрет неизвестной пары:
И портрет неизвестного господина:
Брюссельская выставка 1935 всё от того же Бернарда Эйлерса:
В 1935-м ещё продолжали активно снимать на пластинки автохрома, коих к этому времени было выпущено 50 млн. штук:
Портрет изобретателя метода Луи Люмьера в 1935 г.:
Автохромная эротика 1935 года:
Редкий цветной снимок главного салона французского атлантического суперлайнера "Нормандия", 1935:
3 июня 1935 г. этот лайнер впервые прибыл в Нью-Йорк:
Вероятно, в 1935 всё ещё на автохром снимали фотографы журнала National Geographic, архивы которого являются бесценным источником краеведения в цвете.
Аэропорт Индианаполиса, США, 1935:
Генри Форд на обложке журнала "Тайм" за 1935:
СССР 1935 "почти в цвете" мы можем увидеть только благодаря единственному фильму двухцветке "Карнавал цветов".
Большинств кадров в нём посвящены военному параду на Красной площади:
Иностранные военные атташе:
Несмотря на ущербность технологии, некоторые кадры выглядят практически полноцветными:
Броневики:
Лёгкие танки:
Советский тяжелый танк-гигант Т-35:
Главное, чтобы хорошо получался красный цвет:
Несбыточная мечта из 35-го в праздничной московской светоинсталляции:
В 1935-м в Москве пустили метро. Жаль, что это всего лишь тонированный снимок:
Что касается исторических характеристик 1936-го, то это довольно тревожное время. В Европе зреют зёрна большой войны, фашистская Италия вторгается в Эфиопию, в Испании профашистские силы поднимают мятеж против демократического правительства, нацистская Германия усиленно вооружается. Однако западные демократии закрывают как будто на всё это глаза: эфиопам и республиканцам в Испании отказано в помощи, не слышно решительных протестов по поводу нарушения немцами Версальского договора. Хотя преступный характер нацистского режима для многих уже очевиден, никто на Западе не бойкотирует Олимпиаду в Германии.
XI Летние Олимпийские игры проводились в Берлине с 1 по 16 августа 1936 года, их открыл Гитлер:
С 49 странами и 3961 атлетами эти Игры поставили новый рекорд по количеству участников. Звездой Олимпиады стал афро-американец Джесси Оуэнс, завоевавший четыре золотые медали.
А в это время немцы заняты тем, как определить расовую принадлежность, например, по цвету глаз:
По случаю Олимпиады немцы проводят мощную пропагандистскую кампанию, много снимают Берлин на цветную кино- и фотоплёнку.
В феврале 1937 года в журнале американском National Geographic была опубликована большая статья "Меняющийся Берлин", проиллюстрированная цветными снимками двух авторов *Hans Hildenbrand и Wilhelm Tobien), сделанными в предыдущем, олимпийском году.
По случаю игр город украшен флагами разных стран:
На большинстве кадров обычная, повседневная жизнь большого европейского мегаполиса. Но обилие знамён со свастикой не даёт забыть об эпохе:
В одной из берлинских зон отдыха, 1936:
Передвижное отделение почты:
Аэропорт Темпльхоф под Берлином:
Школа модельного судостроения в Потсдаме:
Эти снимки делались на плёнку Агфаколор, но технологии печати превратила их чуть ли не в грубую раскраску.
Немецкая бензоколонка 1936 года:
Настоящее качество цветных снимков 1936 года можно увидеть разве что в работах голландца Бернарда Эйлерса, который использовал метод цветоделения (синхронная съемка на три пластины через фильтры). Он снимал в разных странах Европы, на его фотографии 1936 г. относятся к Голландии и Бельгии.
Праздник в честь королевской семьи на стадионе в Амстердаме:
Типичный вид в Амстердаме, как в 1936, так и в 2013:
Старый Брюгге 1936 года тоже вряд ли можно отличить от современного:
Гораздо лучше приметы времени видны на снимке голландского города Hilversum:
Это уже "машина времени", можно погрузиться в атмосферу.
Ещё один вид в том же Хильверсуме:
Хотя съемка и синхронная, сразу на три пластины, время выдержки всё равно великовато для репортажных снимков:
Дальше снова идут фотографии, снятые на цветную плёнку или даже пластинки автохром.
Район Шлюзов в Стокгольме 1936 года:
Во Франции 1936 года небывалый наплыв курортников: социалистическое правительство Леона Блюма протолкнуло пакет социальных законов и рабочие впервые в массовом порядком отправились в отпуск на морское побережье.
Пляж в Трувиле, 1936:
На пляже в Довиле (Robert Moore/National Geographic Society/Corbis):
Комменты авторские, не измененные.
Комментарии
RSS лента комментариев этой записи