fly

Войти Регистрация

Вход в аккаунт

Логин *
Пароль *
Запомнить меня

Создайте аккаунт

Пля, отмеченные звёздочкой (*) являются обязательными.
Имя *
Логин *
Пароль *
повторите пароль *
E-mail *
Повторите e-mail *
Captcha *
Май 2024
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
29 30 1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30 31 1 2
1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Рейтинг 4.75 (4 Голосов)

22 января (9-го по старому стилю), в Петербурге произошло событие, которое политологи назвали бы «точкой невозврата». В тот день многим стало ясно: прежняя Россия не то что уходит, а уже ушла. Навсегда.

Мы знаем этот день как Кровавое воскресенье. Гвардейские части тогда открыли огонь на поражение. Цель — мирные граждане, женщины, дети, флаги, иконы и портреты последнего российского самодержца.

Расстрел демонстрации 9 января 1905 года.

Расстрел демонстрации 9 января 1905 года.

Последняя надежда

Долгое время среди простых русских людей бытовала любопытная прибаутка: «Мы тех же господ, только самый испод. Барин учится по книжкам, а мы по шишкам, да у барина белее задница, вот и вся разница». Примерно так оно и было, но лишь до поры. К началу XX в. прибаутка перестала соответствовать действительности. Рабочие, они же вчерашние мужики, совершенно разуверились в добром барине, который «приедет и рассудит по справедливости». Зато оставался главный барин. Царь. Тот самый, который при переписи населения Российской империи в 1897 г. в графе «род занятий» написал: «Хозяин земли Русской».

Логика рабочих, вышедших в тот роковой день на мирное шествие, проста. Раз ты хозяин — наведи порядок. Этой же логикой руководствовалась и элита. Главный идеолог империи обер-прокурор Святейшего синода Константин Победоносцев говорил:

«Основа основ нашей системы — непосредственная близость царя и народа при самодержавном строе».

Сейчас модно стало рассуждать о том, что, дескать, рабочие не имели права ни на шествие, ни на подачу петиций государю. Это откровенная ложь. Челобитные царям подавали испокон веков. И нормальные государи частенько давали им ход. Екатерина Великая, например, по крестьянской челобитной осудила знаменитую помещицу-садистку Салтычиху. К царю Алексею Михайловичу Тишайшему дважды, во время Соляного и Медного бунтов, вваливалась толпа московского люда с коллективными требованиями прекратить боярский произвол. В таких случаях уступить народу не считалось зазорным. Так почему же в 1905 г. Так почему же последний российский император порвал с многовековой традицией?

Николай II, он же «кровавый», он же «страстотерпец», он же просто «Ники».

Николай II

Вот список даже не требований, а просьб рабочих, с которыми они шли к «надёже-государю»: «Рабочий день 8 часов. Работа круглосуточно, в три смены. Нормальная плата для чернорабочего — не ниже рубля (в день. — прим.). Для женщины-чернорабочего — не ниже 70 копеек. Для детей их — устроить приют-ясли. Сверхурочные работы оплачивать по двойному тарифу. Медицинский персонал заводов обязать быть более внимательным к раненым и увечным рабочим». Неужели это чрезмерно?

Мировой финансовый кризис 1900-1906 гг. в самом разгаре. Цены на уголь и нефть, что Россия экспортировала уже тогда, упали в три раза. Лопнуло около трети банков. Безработица достигала 20%. Рубль по отношению к фунту стерлингов рухнул примерно вполовину. Акции Путиловского завода, с которого всё и началось, упали на 71%. Стали закручивать гайки. Это при «кровавом» Сталине увольняли за опоздание на 20 минут — при «добром» царе с работы вылетали за 5 минут задержки. Штрафы за брак из-за плохих станков иной раз сжирали всю зарплату. Так что дело не в революционной пропаганде.

Вот ещё одна цитата из жалобы на хозяев заводов, которые выполняли, между прочим, казённый военный заказ: «Постройка судов, являющихся, по мнению правительства, мощной морской силой, происходит на глазах рабочих, и они ясно видят, как целая шайка, от начальников заводов казённых и директоров заводов частных вплоть до подмастерьев и низших служащих, грабит народные деньги и заставляет рабочих строить суда, явно негодные для дальнего плавания, с свинцовыми заклёпками и шпаклёвками швов вместо чеканки». Резюме: «Терпение рабочих истощилось. Они ясно видят, что правительство чиновников является врагом родины и народа».

«За что нас так?!»

Как же на это реагирует «Хозяин земли Русской»? А никак. Ему было заранее известно, что рабочие готовят мирную манифестацию, были известны их просьбы. Царь-батюшка предпочёл покинуть город. Так сказать, взял самоотвод. Министр внутренних дел Пётр Святополк-Мирский накануне роковых событий записал: «Есть основания думать, что завтра всё обойдётся благополучно».

Никакого вразумительного плана действий ни у него, ни у градоначальника не было. Да, они велели напечатать и распространить 1000 листовок с предупреждением о недопустимости самовольного шествия. Но войскам не было отдано никаких чётких приказаний.

Результат впечатлил.

«Люди корчились в судорогах, кричали от боли, истекали кровью. На решётке, обняв один из прутьев, поник 12-летний мальчик с раздробленным черепом... После этого дикого, беспричинного убийства множества ни в чём не повинных людей негодование толпы достигло крайней степени. В толпе звучали вопросы: «За то, что мы пришли просить заступничества у царя, нас расстреливают! Да разве это возможно в христианской стране у христианских правителей? Значит, нет у нас царя, а что чиновники наши враги, мы это и раньше знали!»

— писали очевидцы.

"Кровавое воскресенье".

Десять дней спустя царь принял депутацию из 34 рабочих, специально отобранных новым генерал-губернатором Санкт-Петербурга Дмитрием Треповым, который обессмертил себя приказом: «Патронов не жалеть!» Царь пожал им руки и даже накормил обедом. А под конец он их... простил. Семьям 200 убитых и около 1000 раненых императорская чета назначила 50 тыс. руб.

Английская Westminster Gazette от 27 января 1905 г. писала: «Николай, прозванный новым миротворцем как учредитель Гаагской конференции по разоружению, мог бы принять депутацию мирных подданных. Но на это у него не хватило ни мужества, ни ума, ни честности. И если в России разразится революция, то, значит, царь и бюрократия насильно толкнули на этот путь исстрадавшийся народ».

С англичанами был согласен и барон Врангель, которого трудно заподозрить в предательстве: «Выйди Государь на балкон, выслушай он народ, ничего бы не было, разве что царь стал бы более популярен... Как окреп престиж его прадеда, Николая I, после его появления во время холерного бунта на Сенной площади! Но наш Царь был только Николай II, а не Второй Николай».

По сути же, данное событие послужило лишь запалом, к взрыву уже давно копившегося недовольства. Именно с выстрелов "Кровавого воскресенья" по России по настоящему покатилась революция, которая в три приема привела к ликвидации многовековой Российской Империи и столь же многовековой монархии, попутно оприходовав многих из тех, кто хотел на этой ликвидации поживиться.

Для левых и в первую очередь для большевиков, события запущенные "Кровавым воскресеньем" стали тяжелым и болезненным уроком, так как наглядно показали, что при всей "гнилости самодержавия", левые еще не были организационно и политически готовы сокрушить своих оппонентов, причем это касалось не только монархии, но прежде всего — буржуазии, которая вполне себе удовлетворилась Царским Манифестом и первой Думой и фактически помогла спустить Первую русскую революцию на тормозах. Примечательно, но именно события "Кровавого воскресенья", положили начало парламентаризму в России, так как последствия этого расстрела, вызвали ограниченные политические реформы, в результате которых появилась Первая Государственная Дума и на власть монарха накладывались некоторые формальные ограничения. Разумеется в современной России про эту предысторию сегодняшней "демократии" предпочитают особо не вспоминать.

Но даже подавление революции, не прошло даром. Причины социального взрыва не были устранены ни столыпинскими реформами, ни военно-полевыми судами, ни экономическим ростом начала "десятых". Как только внешние причины поколебали видимую "стабильность", все те системные пороки, которые вскрылись после "Кровавого воскресенье", вылезли вновь, в более запущенном виде.

Ну а о самом событии, с тех пор, никто лучше Ленина не написал. В отличие от Николая II и его окружения, он извлек свои уроки из неудачной революции и в 1917 году выиграл главный приз в своей жизни — возможность строить в России социалистическое государство. Так что ниже, записки революционного практика, который лучше других своих современников понимал природу революционных процессов. Это не историческое исследование, это именно практическая оценка происходящего и что особенно ценно, многие из выводов Ленина, отлично стыкуются с тем, что происходило в дальнейшем. Причем учитывая позицию наблюдателя которую тогда занимал Ленин сидя в Швейцарии и то, что он писал все это по горячим следам, стоит лишний раз отметить прозорливость Ильича, который видел то, что для многих было не очевидным даже спустя несколько лет после подавления революции. (В. И. Ленин, Доклад о революции 1905 года, ПСС, 5-е изд., т. 30. С. 306-328.)

Комменты:

-

Как было на самом деле?

"Революционное движение ширилось, раскручивалось. В январе 1905-го года начались беспорядки и забастовки в столице. Руководил ими Рутенберг (активный революционер, впоследствии один из руководителей сионистского движения). По ничтожному поводу — увольнение 4х рабочих — забастовал Путиловский завод. За ним остальные. И грянула грандиозная провокация, "кровавое воскресенье". Гапон, создававший свои легитимные рабочие организации вроде бы под эгидой полиции, на самом деле действовал под руководством Рутенберга. В массы была внедрена провокационная идея — идти 9-го января к царю, изложить ему свои нужды, искать правды и справедливости.
Распространялись слухи, будто государь сам хочет встретиться со своим народом, разобраться, как его обманывают чиновники и дворяне.

Царя, кстати, в это время вообще не было в столице. А правительство в последний момент узнало, что вместо петиции, принятой рабочими — с экономическими требованиями, — заготовлена другая. Экстремистская, с требованиями созыва Учредительного Собрания, изменения государственного строя. А пункты, выработанные рабочими, перенесены в конец. Узнали власти и о том, что к мероприятию готовятся боевики и террористы. Что в шествиях должно принять участие более 300 тыс. человек. Это была бы катастрофа, грозившая такой же давкой, как при коронационных торжествах на Ходынке. Во избежание беспорядков и давки манифестацию запретили, но было уже поздно. Агитация сделала своё, и с утра 9-го января огромные толпы горожан с 4х сторон двинулись в направлении Дворцовой площади. При этом провокаторы подзуживали прорываться в любом случае, даже силой. А если, мол, нам будет отказано, то "нет у нас больше царя". В ряды мирных манифестантов, несших иконы и хоругви, влились в полном составе эсеровские боевые дружины, отряды социал-демократов и анархистов.

Центр города был оцеплен войсками, получившими приказ никого не пропускать, но оружие применять лишь при крайней необходимости. И в 4х местах на пути движения 4х колонн, на Обводном канале, Васильевском острове, Выборгской стороне и Шлиссельбургском тракте, события развивались примерно по одному сценарию. Толпы останавливались оцеплением, но провокаторы подогревали людей, возмущали — дескать, мы с добрыми намерениями, а нас, надо же, к государю не пускают. И толпы напирали, несмотря на выстрелы в воздух. В солдат летели камни. Из толпы, прячась за спины рабочих и их жен, экстремисты стреляли и из револьверов. И цепи солдат, видя, что вот-вот будут смяты, раздавлены и растерзаны лезущей на них возбужденной массой, били уже по людям. На поражение. После чего началась паника, и толпы в ужасе бежали прочь, сминая и топча друг друга. Не столько людей пало от пуль, сколько погибло и перекалечилось в давке. Всего же в день "кровавого воскресенья" было убито и умерло от ран и травм 130 человек. 299 получили ранения. Причем среди этих убитых и раненых были и солдаты, и полицейские.

Но ох какой же подарок получился для смутьянов и агитаторов! Царь расстрелял тех, кто с иконами и хоругвями шел ему челом ударить и просьбы выложить! Ох как взвыло мировое "общественное мнение"! Цифры жертв были многократно преувеличены, вопили о "тысячах расстрелянных". Обстоятельства перевирались, подробности придумывались и приукрашивались новыми беспардонными наворотами. И провокация фактически дала старт общей мощной атаке всей оппозиции. Забурлило по всей стране, забастовки охватили 400 тыс. человек.

Однако само по себе "забурлить" не может. Так не бывает. Нужны активизаторы процесса. А чтобы "бурление" шло синхронно на огромной территории — нужны режиссеры и дирижеры...

Организуются революционные мероприятия, митинги, демонстрации. По поводам, взятым чаще всего от фонаря... Для общей раскачки, для нагнетания эмоций".

Еще коммент:

- 1. "Руководил ими Рутенберг..." Один? Всеми партиями и движениями? Бред.
2. "В массы была внедрена провокационная идея — идти 9-го января к царю, изложить ему свои нужды, искать правды и справедливости." Ну да, говорить с правителем — чистая провокация. За эту мысль сразу убивать надо.
3. "Центр города был оцеплен войсками..." Когда хотят не пропустить, ставят барьеры, а не войска. Значит не остановить хотели.
4. "И цепи солдат... били уже по людям. На поражение." Не в зачинщиков, не в стрелявших, а прямо по людям. По массам людей.
5. А потом, вслед за бегущими людьми пустили казаков. Люди и так бежали, а вслед им скакали казаки и просто рубили безоружных людей. Вежливо так рубили.
6. Погибли не 130, а до 200 человек. Еще до 800 человек получили ранения. Это только убитыми в результате стрельбы и убийства казаками. Это только по официальным данным. Неофициальные данные озвучивать? Ещё и погибших в давке приплюсовать? Полное количество погибших будет 1398 человек. И около 1300 раненых.

источник

спасибо


Комментарии   

-13 # Сергей22222 2016-02-21 09:23
Конечно, в первую очередь, это была провокация, и организаторы похоже надеялись на такой исход.
-32 # Валадей 2016-02-21 16:51
Нет,это была тупость и зажраность элиты,и сейчас такое, сплошь и рядом...
А народу,если уж не совсем рабы,терпению приходит конец!
-33 # Валадей 2016-02-23 00:48
Цитирую Валадей:
Нет,это была тупость и зажраность элиты,и сейчас такое, сплошь и рядом...
А народу,если уж не совсем рабы,терпению приходит конец!

-рабы минусонули...

Комментарии могут оставлять, только зарегистрированные пользователи.