fly

Войти Регистрация

Вход в аккаунт

Логин *
Пароль *
Запомнить меня

Создайте аккаунт

Пля, отмеченные звёздочкой (*) являются обязательными.
Имя *
Логин *
Пароль *
повторите пароль *
E-mail *
Повторите e-mail *
Captcha *
Апрель 2024
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 1 2 3 4 5
1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Рейтинг 0.00 (0 Голосов)

Ленинград в те годы действительно был настоящей лабораторией, где история ставила жестокий эксперимент с питанием (вернее, его отсутствием). Сегодня многие факты с трудом и в голове-то укладываются.

«Первое: суп из серых капустных листьев – 8 коп., второе: каша из дуранды – 12 коп». Это – меню одной из столовых Ленинграда в декабре 1941 года. Дуранда - это всего лишь жмых, конопляные выжимки. Дореволюционный словарь Ф.Брокгауза и И.Ефрона рекомендовал ее, как "отличное кормовое средство для скота". А что такое ежедневная норма в 125 граммов хлеба и сейчас трудно представить. Вот на фото вверху – мы попытались воссоздать картину тех лет. На электронных весах - порция нынешнего бородинского (пышного и легкого).  Только не забывайте об одном: в состав того блокадного хлеба входили жмых, отруби, соя, целлюлоза. Последняя составляла до 15%. Он был плотным, мокрым, тяжелым. Так, что часто это был просто один кусочек. Вот такой:

7
Порция блокадного хлеба. Автор снимка - Алексей Варфоломеев


«Новая норма хлеба: 125 граммов для служащих и иждивенцев, 250 граммов для рабочих. Наша порция (125 граммов) – небольшой ломтик, как для бутерброда. Теперь мы начали делить хлеб между всеми домочадцами – каждый хочет распорядиться порцией по-своему. Например, моя мать старается разделить свой кусок на три приёма. Я съедаю всю порцию сразу утром за кофе: по крайней мере, хотя бы в начале дня у меня хватает сил стоять в очередях или доставать что-нибудь путём обмена. Во второй половине дня я уже теряю силы, только лежу» (Скрябина Е.А. Годы скитаний: из дневника одной ленинградки).

2


Дополнительные продовольственные ресурсы пытались искать повсюду. До этого такие продукты не применялись в кулинарии – соя, шрот, костяная мука, белковые дрожжи, альбумин… Из сои в Ленинграде приготовляли молоко, а из ее отходов – биточки, запеканки. Шрот (отходы после переработки масличных семян) – использовался для так сказать вторых блюд. Костяная мука, смешанная с мучной пылью (т.н. смёткой – сметенных отовсюду остатков на мелькомбинатах), также применялась для горячего.  Белковые дрожжи шли на супы и котлеты.

5
Уже с 1942 года у всех фронтовиков на слуху это слово - "ленд-лиз". Американская тушенка поступает в войска. В Ленинграде о ней могли только мечтать.

6
Зато вот этого "добра" было навалом


Маленькая ленинградская артель «Вкуспром», разработала способ приготовления «растительной икры». В ее состав входили кокосовый жмых, растительное масло, лук и специи – уксус, перец, лавровый лист. Блюдо это содержало нужные человеческому организму витамины. Артель наладила тогда массовое производство этой икры.

В 1942 году Ленснабнарпит командировал своего сотрудника Н.В. Сукача в Архангельск, где тот должен был возглавить экспедицию по добыче морской капусты. Чуть позже по Дороге жизни через Ладожское озеро в Ленинград было доставлено несколько вагонов этого продукта – незаменимого в блокаду источника витаминов и йода. Чего только не делали из нее в столовых – супы, голубцы, запеканки...

Весной и летом 1942 года городские власти организовали массовый сбор лебеды и крапивы. Из нее готовили и пюре, и салаты, и запеканки. Но главным блюдом, конечно, были щи из крапивы. Нередко их варили вместе с лебедой, которая традиционно на Руси шла в пищу в голодные годы. Употреблялась она и в сушеном, и в вареном, и в маринованном виде. Позже щи стали варить из капустных отходов (так называемые хряпы). Они надолго вошли в обиход ленинградских столовых.

3
Нехитрые предметы военного и блокадного быта. Советские и немецкие. Глядя на бутылки, думаете, хоть водка там была?

4
Да, специальная водка. Для танков.


В этот период было выпущено даже несколько книжек – пособий по использованию дикорастущих трав и растений в пищевом рационе населения. Первые два из этих изданий вышли еще 1942 году. Авторы одной из них – научные сотрудники Ботанического института имени В.Л.Комарова, другой – сотрудники университета и санэпидлаборатории Балтийского флота. Целью работы, - пишется в ней, - является «ознакомить бойцов, командиров Красной Армии и Военно-Морского Флота, а также население с малоизвестными дикорастущими травами, которые могут служить прекрасным пищевым средством».

Оладьи из клевера, котлеты из подорожника, жаркое из лопуха, студень из лишайника, кисель из водяной лилии, пюре из мать-и-мачехи, компот из щавеля. Вот она мечта современного вегетарианца! Тогда же эти названия, по словам поэтессы Веры Инбер, способны были «вызвать улыбку, если бы они не были так трагичны».

«Уроки выживания», - наверное, и так можно было бы назвать этот бесценный опыт. Бесценный – потому, что плата за него поистине не имела цены. За годы блокады погибло, по разным данным, до 1,5 миллиона человек. Лишь на Нюрнбергском процессе фигурировала явно не полная цифра в 632 тысячи человек. Только 3% из них погибли от бомбёжек и артобстрелов; остальные 97 % умерли от голода.

спасибо


Комментарии могут оставлять, только зарегистрированные пользователи.