fly

Войти Регистрация

Вход в аккаунт

Логин *
Пароль *
Запомнить меня

Создайте аккаунт

Пля, отмеченные звёздочкой (*) являются обязательными.
Имя *
Логин *
Пароль *
повторите пароль *
E-mail *
Повторите e-mail *
Captcha *
Май 2024
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
29 30 1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30 31 1 2
1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Рейтинг 0.00 (0 Голосов)

Мало кто не слышал трагическую историю британского лайнера "Лакония". Помимо, истории с необычным поступком командира немецкой лодки и реакции на него противной стороны, "Лакония" также возглавляет печальный список потопленных немецкими субмаринами судов и кораблей во время Битвы за Атлантику, которые имели самые большие жертвы среди экипажа и /или пассажиров, находившихся в момент гибели на борту.  Человеческие жертвы в её случае насчитывают 1658 человек. Но есть и другие суда в этом списке, которые также известны такими печальными цифрами статистики человеческих жертв. Об одном из них я хочу вспомнить, тем более, что 24 декабря сего года исполнилось 67 лет со дня произошедшего события, которое в полной мере можно назвать трагическим в полном смысле этого слова.


Запись от 6 января 1945 года в Журнале Боевых Действий командующего подводными силами:
"U486 возвращается на базу из Канала, поскольку она израсходовала все торпеды. Потопленные ею суда: 1 судно, 6000 брт; 3 эскортных эсминца; возможно 1 корвет, торпедированный 24 декабря. Пассажирское судно 11000 брт торпедировано, но её потопление не наблюдалось, но предположительно все-таки затонуло, поскольку спасательные шлюпки и плоты войскового транспорта "Леопольдвиль" выброшены на берег Нормандских островов...." (с)

Новенькая U486 оберлейтенанта цур зе Герхарада Мейера, получившая статус боевой лодки после окончания курса тренировок,  покинула Киль 6 ноября 1944 года для перехода в Норвегию. Откуда ей надлежало выйти в свой первый боевой поход в Атлантику. Достигнув Хортена через три дня, лодка была задержана там на 8 дней для проверки установленного шнорхеля перед переходом до Бергена. Наконец 26 ноября 1944 Мейер покинул Норвегию, взяв курс на север для того, чтобы обогнуть Англию и Ирландию с запада и прийти в район Ла-Манша, где ему надлежало действовать. Забегая вперед, стоит отметить, что U486, являясь абсолютной "зеленым" новичком, сумела добиться в первом же походе существенных успехов, сделав его одним из самых результативных походов немецких лодок в самом конце войны.


Добравшись до Канала, Мейер действовал очень агрессивно, не раз выходя в атаку на корабли и суда союзников. 18 декабря он успешно атаковал конвой ВТС-10, потопив британское судно "Сильверлаурель"(6142 брт).  До встречи с его главной целью в этом походе оставалось чуть более недели.

В канун Рождества, "Леопольдвиль" пересекал Ла-Манш. Это судно представляло собою бельгийский пассажирский лайнер, тоннажем 11509 брт,  с началом войны получивший статус войскового транспорта. "Леопольдвиль" совершал переход из Саутгемтона в Шербур, имея на борту  2235 солдат 66-й пехотной дивизии США. Это было подкрепление войскам союзников, сражающимся в Арденнах. В 9 часов утра 24 декабря 1944 "Леопольдвиль" и другой войсковой транспорт "Чешир" вышли в море, имея на своем борту личный состав 262 и 264 пехотных полков. Эскортирование транспортов осуществляли три британских эсминца и французский корвет. Небольшой конвой получил название WEP-3.

Стоит отметить, что подготовка пехотинцев на случай торпедирования судна немецкой подлодкой была проведена отвратительно. Во время объявления учебной тревоги, многие солдаты просто не услышали сигнала "выйти на палубу", так как громкоговорители, расположенные в помещениях оказались частично неисправными. Пехотинцы просто не знали, что им следует делать и как себя вести в подобной ситуации. Солдаты не были проинструктированы, к каким шлюпкам им бежать, как их правильно спускать и размещаться в них. Они даже не знали, как правильно пользоваться спасательными жилетами. Проверка во время учебной тревоги спусковых механизмов шлюпок офицерами была сделана небрежно и выборочно. Так же стоит отметить, что многие американцы весьма страдали от морской болезни. В итоге можно сказать что, все что могло быть сделано неправильно и небрежно в отношении действий на случай атаки подводной лодки было сделано. При возникновении подобной ситуации человеческие жертвы были бы неминуемы, и когда это случилось, все так и произошло.

Другой стороной проблемы была полная расслабленность экипажа "Леопольдвиля", который до этого пересекал Ла-Манш 24 раза и ни разу не был атакован или подвергался угрозе подводной атаки. В итоге, когда один из эсминцев эскорта "Бриллиант" передал на транспорты, чтобы последние перешли на противолодочный зигзаг, для "Леопольдвиля" это оказалось новшеством, так как ранее такая команда никогда ему не отдавалась, не смотря на то, что пересечение Канала считалось опасным делом из-за угрозы атаки подводных лодок. С 14:30 по 15:00 эскорт два раза объявлял тревогу, обнаружив два ложных контакта с субмаринами. Конвой шел ромбом: "Бриллиант"- головным, за ним оба транспорта и замыкал линию французкий корвет. Оставшиеся эсминцы, шли справа и слева от транспортов. Скорость конвоя составляла 13 узлов и он периодически переходил на зигзаг.

В это время в пяти с половиной милях от Шербура, находившаяся в подводном положении U486, ожидала появления целей для своих торпед.   Заметив приближающийся конвой, Мейер решил атаковать, выбрав целью для своих торпед "Леопольдвиль". В 17:54 одна из торпед, выпущенных U486, поразила корму со стороны правого борта лайнера.  Помещения в месте попадания торпеды были затоплены и трапы, ведущие на верхнюю палубу были искорежены взрывом. Поэтому лишь немногим из трех сотен человек, находившимся там удалось подняться наверх. Солдаты, находившиеся в других помещениях, поняли, что означал сильный удар, сотрясший лайнер и начали быстро подниматься на верхнюю палубу, демонстрируя при этом похвальную дисциплину и отсутствие паники. Там они выстроились в линию и ждали инструкций.
 
Что происходило далее, не поддается ни какому другому логическому объяснения, кроме как бардак и трусость. Инструкции были отданы, но они не предназначались пехотинцам - по громкоговорителю было передано ряд противоречащих сообщений: что буксир уже в пути, люди, находящиеся на палубе будут переданы другим судам и что само судно не тонет. В 18:16 "Бриллиант" сигнализировал на "Леопольдвиль", чтобы тот встал на якорь, через десять минут капитан лайнера отдал такой приказ, но большая часть экипажа судна уже успела покинуть судно. Ситуация становилась трагической, множество солдат дисциплинированно стояли на палубе тонущего судна и наблюдали, как экипаж лайнера спустил шлюпки и нажимал на весла.

Сама же организация по спасению людей с "Леопольдвиля" была организована безобразно. Основной проблемой стал тот факт, что операция по проводке конвоя проводилась скрытно и взаимодействие и связь между союзниками не были отлажены. "Бриллиант" вынужден был сообщить о случившемся не в близлежащий Шербур, а Портсмут, потому что американские силы во Франции использовали другую радиочастоту, чем британцы и не могли своевременно читать британские кодированные сообщения. Последующий телефонный звонок из Портсмута в Шербур, был по неизвестным причинам отсрочен на час.

Определенную лепту в задержку начала спасательной операции внес и сам эскорт конвоя, который до 18:25 не отвечал на сигналы авмериканцев из Шербура, которые заметили остановившийся конвой, одно из судов которого дрейфовало в сторону минного поля. Лишь в указанное время "Бриллиант" сигнализировал на берег, что одно из судов терпит бедствие и нуждается помощи. Однако, когда с берега запросили, в какой помощи нуждается судно, эскорт им не ответил. Другой важной причиной задержки начала операции спасения было Рождество. В Шербуре находилось несколько сотен судов, которые могли бы своевременно оказать помощь, в виду праздника их экипажи в большинстве были на берегу и двигатели судов находились в неразогретом состоянии. Все посты связи и наблюдения были лишь минимально укомплектованы людьми, что сильно замедлило обмен информацией, передачу приказов и принятие решений.

После 18:25, когда "Бриллиант" связывался с берегом первый раз, он начал спасательную операцию самостоятельно. Эсминец близко подошел к борту тонущего судна, чтобы оставшиеся на лайнере люди смогли бы перепрыгнуть на него. Однако качка сильно мешала этому. И хотя несколько сотен человек сумели перепрыгнуть на эсминец, все же это удалось далеко не всем. В один из моментов, эсминец был отброшен волной от борта лайнера и прыгавшие люди упали в воду. Затем волна бросила эсминец на лайнер, и все кто в тот момент оказался в воде погибли ужасной смертью, раздавленные бортами кораблей. В 19:20 покореженный от столкновения "Бриллиант" принял на борт около 500 человек. В этот момент из Шербура вышло первое судно на помощь терпящим бедствие. Однако командир эскорта, он же командир "Бриллианта" Джон Пайнгл допустил роковую ошибку, посчитав, что это вышедшее им на встречу судно, сможет принять на борт всех оставшихся на лайнере прежде, чем последний затонет. Поэтому другие корабли эскорта не были привлечены к спасению людей, продолжая охоту на U486.

Тем временем, уже несколько спасательных судов приблизились к лайнеру и начали снимать людей, но это протекало очень медленно. К 8 часам вечера на "Леопольдвиле" все еще находилось около 1200 солдат, 25 бельгийцев (члены экипажа) и 10 британских офицеров. Капитан лайнера приказал, чтобы оставшиеся бельгийцы и британцы покинули судно, хотя сам с несколькими своими подчиненными оставался на борту. Так как громкоговорители не внушали надежности, капитан шел вдоль борта лайнера и говорил солдатам, чтобы последние покинули корабль. Но мало кто из них понял команды на французском или фламандском языке. Солдаты, не имевшие понятия, как спускать на воду спасательные плоты, все больше поддавались панике. Между 20:20 и 20:40 внутри судна прозвучали два взрыва и лайнер начал уходить под воду. Люди, находившиеся на его борту, оказались в воде.

Все что происходило далее, напоминало сцену из фильма Камерона "Титаник". Сотни людей оказались в ледяной воде. За два с половиной часа их стояния на палубе их никто не инструктировал, как надо входить в воду, предварительно избавившись от тяжелого обмундирования. Теперь пехотинцы оказались в неспокойном море, имея на себе полный комплект зимнего обмундирования,  и не имея возможности избавиться от ботинок, шанцевого инструмента, боеприпасов и т.д.  Спасательные жилеты, надетые на них, оказались бесполезны. Многие американцы неправильно надели жилеты, не обвязав их вокруг тела, и при прыжке в воду средство спасения стало для них средством ухода на тот свет - ломая им шейные позвонки. Волны быстро разбросали людей, оказавшихся в воде, в разные стороны, разбив их на маленькие группы. Многие быстро тонули или находились  без сознания. Лишь наиболее сильные и решительные сумели зацепиться за обломки и дотянуть до прихода помощи.

В итоге Рождество 1944 года не встретили 819 человек, включая капитана лайнера и 763 американских пехотинца. Спасти удалось 1555 человека.

Смущенное таким количеством жертв, командование союзников решило не предавать случившееся огласке. Факт гибели такого количества людей долго замалчивался, и родственники погибших получили сведения, что их близкие пропали безвести, хотя и были на тот момент уже мертвы. Лишь гораздо позже, погибшие на "Леопольдвиле" получили статус KIA. Американское правительство рассекретило документы, касающиеся гибели лайнера лишь в 1958-59 годах. Британские власти хранили молчание до 1996 года, когда, наконец, с части документов был снят гиф секретности.

Известный американский исследователь подводной войны Клэй Блэйр назвал в своей книге случай с "Леопольдвилем":
"малоизвестным и скандальным эпизодом в британской военно-морской истории" (с)

Но на этом история с "Леопольдвилем" не заканчивается. Стоит вернуться к одному из основных действующих лиц - командиру U486 Мейеру.  Как уже упоминалось выше, агрессивность Мейера, не смотря на отсутствие боевого опыта, сделала его одним из самых результативных командиров конца войны, потопившим за один поход несколько целей. U486 донесла в штаб о своих успехах лишь 6 января 1945 года. За командиром было засчитано 3 потопленных судна на 17509 брт, 3 эсминца и 1 возможно потопленный корвет. На самом деле Мейер потопил 2 судна на 17651 брт, 1 фрегат и нанес непоправимые повреждения еще одному фрегату.  Хотя, так или иначе, в то время когда подводные лодки успехами уже не блистали, это был весьма весомый успех. Мейер ожидал заслуженной награды - Рыцарский Крест. Однако и он стал жертвой уловки союзников. Последние объявили "Леопольдвиль" госпитальным судном и узнавший об этом Дениц, решил на основании этого факта, не представлять своего офицера к данной награде. Мейер за свой поход получил всего лишь Немецкий крест в золоте. Судьба U486 в дальнейшем сложилась печально. Выйдя в море в свой второй боевой поход 9 апреля, лодка через четыре дня была потоплена торпедами британской субмарины "Тапир". Выживших не было.


"Леопольдвиль"


Экипаж U486

спасибо


Комментарии могут оставлять, только зарегистрированные пользователи.