fly

Войти Регистрация

Вход в аккаунт

Логин *
Пароль *
Запомнить меня

Создайте аккаунт

Пля, отмеченные звёздочкой (*) являются обязательными.
Имя *
Логин *
Пароль *
повторите пароль *
E-mail *
Повторите e-mail *
Captcha *
Май 2024
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
29 30 1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30 31 1 2
1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Рейтинг 5.00 (3 Голосов)

Это история Джесси Оуэнса – великого американского легкоатлета. Он взял четыре золота на Олимпиаде-36 в Берлине, на глазах Адольфа Гитлера, и символически разбил расовую теорию нацистов. 

Джесси родился в семье потомков темнокожих рабов и десятилетиями страдал от расовой дискриминации в США. Несмотря на социальные преграды, Джесси раскрыл спортивный талант и отправился на Игры-36.

Гитлер был недоволен приездом в Берлин темнокожих и евреев, но все-таки позволил им выступать. Правда, с начала Олимпиады посещал только те церемонии награждения, где можно было поздравлять спортсменов «нужной» расы. Гитлера бесили победы людей, «чьи предки вышли из джунглей».

Но Германия влюбилась в Оуэнса – в Берлине он ощущал себя гораздо комфортнее, чем на родине. Ни президент Рузвельт, ни его преемник Трумэн не приглашали Джесси в Белый дом – Оуэнс жил почти в нищете, зарабатывая унизительными способами (даже соревновался с лошадьми). Заслуги спортсмена оценили только в 50-х, а после его смерти президент Картер сказал: «Ни один спортсмен так ярко не символизировал борьбу с тиранией, бедностью и расовым фанатизмом».

Среди покинувших Алабаму афроамериканцев, не желавших больше мириться с унижениями и травлей, был Генри Кливленд Оуэнс, сын раба, рабочий хлопковой плантации в Оуквилле. Он взял с собой жену Мэри Эмму Фитцжеральд, а также десятерых детей, самым младшим из которых был Джеймс Кливленд Оуэнс.

В Америке, несмотря на все уступки немцев, произошел серьезный раскол – общество не переставало обсуждать антисемитские настроения в Германии. Гитлер изначально не желал видеть на Играх и негров. Немцы посмеивались над американскими коллегами за то, что те делали ставку на «черных помощников», а один немецкий делегат даже обронил фразу, что американцы позволят выступить на Олимпиаде «таким нелюдям, как Оуэнс». Это обсуждалось в Америке уже не столь бурно, и все же Национальная ассоциация содействия прогрессу цветного населения США попыталась повлиять на позицию того же Джесси Оуэнса, сильнейшего легкоатлета страны, призывая его бойкотировать Олимпиаду.

– Покажите Гитлеру, что его позиция ущербна! – говорили Оуэнсу члены ассоциации, другие же уверяли, что если он поедет в Берлин и одержит там убедительные победы, это еще больнее ударит по фюреру.

Джесси решил все-таки участвовать в Играх, а вместе с ним и еще 18 афроамериканцев. В конце концов, команда США в полном составе погрузилась на корабль S.S. Manhattan, чтобы совершить трансатлантический рейс. Страна, которая устроила истерику из-за немецкого антисемитизма, разместила белых в каютах первого класса, не удостоив негров такой же привилегии.

Германия ничуть не напоминала страну-агрессора, внешне она была весьма гостеприимна. Приготовившись встретить в Берлине очередных недругов, Джесси вдруг обнаружил, что ему даже нравится в этой стране.

А за несколько дней до начала соревнований к нему заскочил будущий основатель компании adidas Ади Дасслер. И предложил опробовать немецкую шиповку, пообещав, что улучшенные кроссовки примчат Оуэнса к золотым медалям.

Когда 36-летний фабрикант сделал предложение Джесси, об успехах которого в США он был хорошо осведомлен, то его кроссовки еще не были знамениты на весь мир, и поэтому любой пиар был ценен. Джесси изумился; до него доходили слухи, как в германском правительстве относятся к неграм, поэтому попытка Дасслера заключить соглашение с афроамериканцем, конкурентом немецких легкоатлетов, показалась ему чересчур смелой и даже подозрительной.

– Надеюсь, они не развалятся прямо во время соревнований, чтобы ваши ребята получили шанс? – нервно усмехнулся Джесси, однако Дасслер принялся нахваливать продукцию, уверяя, что кроссы хороши и обеспечивают комфортный бег.

– Я всего лишь бизнесмен и хочу, чтобы мою продукцию носило как можно больше людей, а тем более спортивных звезд, – уверял Дасслер.

В первый день Олимпиады Гитлер находился на трибуне берлинского стадиона. В стране-хозяйке его уже сделали богочеловеком.

Шел дождь, но трибуны были заполнены. Гитлер сидел в ложе, наблюдая, как чернокожий парень стрелой проносится по самой престижной дистанции. Триумфатора, пробежавшего за рекордные 10,3 секунды, наградили долгими аплодисментами. Вторым был еще один афроамериканец Ральф Меткалф, друг Джесси по колледжу.

Гитлер покинул трибуны..

Оуэнс оправдал ожидания, взяв золото и на второй день выступлений – в прыжках в длину. 

Золотой хет-трик Оуэнс собирался оформить на 200-метровке. В решающем забеге Черную пулю было не остановить – 20,7 секунды, новый олимпийский рекорд.

Вскоре тренер американских легкоатлетов объявил состав на эстафету 4х100. Это был первый серьезный удар по Джесси, его не оказалось в квартете, хотя кому, как не лучшему спринтеру Олимпиады, давать возможность бежать за команду. «Он получил уже достаточно золотых медалей и оливковых венков. Мы хотим, чтобы и другие парни почувствовали вкус победы». Джесси ничего не мог поделать, решать было не ему. И готовился свыкнуться с тем, что останется трехкратным олимпийским чемпионом.

Но неожиданно в Берлине разразился скандал. В последний момент из квартета отцепили Марти Гликмана и Сэма Столлера, а это были единственные евреи во всей американской команде. Их заменили афроамериканцы Оуэнс и Меткалф. Спустя много лет Гликман расскажет, что решение принял руководитель делегации США Эвери Брендедж, чтобы не унижать Гитлера. Гликман также будет настаивать, что такое решение было принято еще и на почве антисемитизма, который был не чужд Брендеджу.

Официально же будет объявлено, что замена связана с тем, что американская команда должна выступить в сильнейшем составе.

Американская команда установила в Берлине мировой рекорд, пробежав эстафету за 39,8 секунды – этот показатель продержался 20 лет.

Оуэнс стал четырехкратным олимпийским чемпионом и самым крутым спортсменом на Олимпиаде. 

У Рузвельта были иные заботы – выборы. На них он должен был создать себе правильный имидж. Ему необходима была поддержка демократов, в том числе из южных штатов, где белые состояли в Демократической партии. Все они были ярко выраженными расистами. Скорее всего, по этой причине Рузвельт вообще проигнорировал спортивные успехи республиканца Оуэнса. 

– Нет, Гитлер не оскорбил меня в Берлине, это Рузвельт оскорбил меня, не прислав даже поздравительной телеграммы! – обиделся Джесси.

Его так и не пригласили в Белый дом ни Рузвельт, ни его сменщик Гарри Трумэн. Лишь в 1955 году Дуайт Эйзенхауэр оценил его достижения, назвав послом спорта. А в 1976-м Джеральд Форд вручил Джесси медаль Свободы, одну из самых почетных наград страны.

p.s.

Джесси Оуэнс - легенда лёгкой атлетики

соц. сети


Комментарии могут оставлять, только зарегистрированные пользователи.