fly

Войти Регистрация

Вход в аккаунт

Логин *
Пароль *
Запомнить меня

Создайте аккаунт

Пля, отмеченные звёздочкой (*) являются обязательными.
Имя *
Логин *
Пароль *
повторите пароль *
E-mail *
Повторите e-mail *
Captcha *
Апрель 2024
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 1 2 3 4 5
1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Рейтинг 5.00 (6 Голосов)

Письмо прокурора СССР И.А.Акулова И.В.Сталину о нарушениях законности в лагерях от 4 июня 1934 г.

Письмо прокурора СССР И.А.Акулова И.В.Сталину о нарушениях законности в лагерях от 4 июня 1934 г.

Источник:ГА РФ.Ф.8131.Оп.37.Д.28.Л.29-32об.Копия.

4 июня 1934 г.

Анализ прошедших последнее время через Коллегию ОГПУ дел о работниках концлагерей показывает, что до сего времени имеют место в лагерях самочинные расстрелы, избиения арестованных, изнасилование заключенных женщин и другие тягчайшие преступления.

За последние 3 месяца через Коллегию ОГПУ прошло 130 таких дел; это свидетельствует о том, что преступность среди лагерной администрации велика и что мероприятия Главного управления лагерей ОГПУ не достигают цели.
Нередко низовая администрация лагерей, игнорируя приказы ОГПУ и исходя из принципа, что «все дозволено», бесчинствует и безобразничает, не встречая со стороны начальников лагерей должного отпора.
Ряд прошедших дел с достаточной очевидностью показывают, что со стороны руководства лагерями наблюдается вредное, явно примиренческое отношение к совершаемым низовым аппаратом преступлениям. Вместо внедрения в сознание низовых работников чувства величайшей ответственности за свои поступки, вместо глубокой политически-воспитательной работы наличествуют факты открытого смазывания серьезных преступлений, создается обстановка, благоприятствующая беззакониям, обстановка безнаказанности.

Приведем для иллюстрации дело нач]алыш|ка участка Дмитлага24 АЛЕКСАНДРОВА, в распоряжении которого находилось несколько тысяч заключенных. Этот АЛЕКСАНДРОВ 4 мая 1934 г в присутствии группы заключенных и работников лагеря расстрелял заключенную женщину 20 лет, осужденную на 2 года за нарушение правил о паспортизации.
Поводом для расстрела послужила ругань заключенной и попытка ее ударить заключенного, исполнявшего обязанность старшего.

АЛЕКСАНДРОВ был предан суду Коллегии за убийство лишь по предложению Прокуратуры Союза в июне 1934 г., а руководство Восточного] р-на Дмитлага его своевременно не только не привлекло, но на другой день после убийства на митинге заключенных уполномоченный района объявил, что АЛЕКСАНДРОВ за правильное применение оружия представлен к награде.В этом же Дмитровском лагере стрелок в присутствии группы заключенных и колхозников расстрелял задержанного колхозниками беглеца заключенного. При чем расстрелял, несмотря на просьбы колхозников и беглеца не делать этого.
Начальник 3-го отд|ела| Хлебни конского р[айона] Дмитлага прекратил дело о стрелке по мотивам «повышенной нервозности стрелка». Впоследствии стрелок был Коллегией ОГПУ осужден к 10 г. лишения свободы.

В Свирлаге стрелок Дерко В присутствии 9-ти заключенных, н|ачальни|ка лагпункта и к|оманди|ра взвода расстрелял заключенного Марчини, отказавшегося следовать пешком на этап. Расстрел произведен в расстоянии 1/2 км от лагпункта. Управление Свирлага прекратило дело о стрелке, считая его действия правильными.

В поселке, на территории которого расположен лагерный пункт Бамлага, командир дивизиона ВОХРа и его адъютант ЛИЛОВ задержали двух местных рабочих и по дороге в милицию ЛИЛОВ одного из них убил без всяких оснований.
Несмотря на Привлечение к ответственности за убийство, ЛИЛОВ был назначен Командиром взвода ВОХРа и вновь в пьяном виде учинил дебош с оружием в руках.

Уполномоченный] 3-го отдела Дмитлага ШИЛКИН получил сведения о подготовке к побегу. Вместо того, чтобы предотвратить побег, ШИЛКИН через осведомителя дает указания, как лучше осуществить его, а в предполагаемом месте побега устраивает засаду, дав при этом политруку задание подобрать лучших стрелков. Обстрелянный беглец вернулся в барак, организатор побега ШИЛКИН обругал стрелков, допустивших возвращение беглеца и не расстрелявших его.
В том же Дмитровском лагере имели место возмутительные случаи расстрела с целью грабежа.
Группа стрелков ВОХРа и работники лагеря из заключенных на протяжении нескольких месяцев занимались провоцированием заключенных к побегу с целью последующего их убийства и грабежа.
Нужно отметить, что убийства заключенных за короткий отрезок времени не привлекло внимания руководства лагерей.
Кроме самочинных расстрелов, мы имеем в лагерях ряд других серьезных преступлений низовых работников лагерей, работа которых протекает нередко в обстановке полной бесконтрольности. Преступления эти вскрываются несвоевременно, что дает возможность преступникам продолжительное время бесчинствовать безнаказанно.
В Ухтпечлаге группа стрелков но главе с начальником лагпункта систематически избивала заключенных и отбирала у них личные веши и деньги.
Н]ачальни]к 3-го отд[ела| одного из лагпунктов Карагандинских лагерей ЕГОРОВ под видом вызова на допрос, понуждал к сожительству заключенных женщин, разложив весь аппарат, вовлек в эти безобразия подчиненных ему работников. Вскрыто это дело было лишь после того, когда заключенный ГРИБАНОВ, приревновав к Егоропу свою сожительницу заключенную Мусюкову, пятью выстрелами из нагана убил ее.
Уполномоченный) 3-го отд[ела) Сиблага систематически присваивал вещи заключенных и беспробудно пьянствовал на глазах всего лагерною населения.
Пом. уполном|оченного| 3-го отд[ела] Свирлага ЛОШКАРЕВ систематически пьянствовал, пользуясь своим служебным положением, сожительствовал с заключенными женщинами.


УполномоченныйI 3-го отл[ела1 Свирлага ИЛЬЯШЕНКО избивал заключенных и дошел до того, что отказчиков от работы травил собаками.

Произвол царит в вопросах применения административного действия.
Так, по Дмитлагу было установлено, что право заключенных на изолированное помещение, вопреки положения о лагерях, было предоставлено всем, начиная от стрелка, лагстаросты и кончая начальником участка. В изолированном помещении была обнаружена записка следователя из заключенных следующего содержания: «Принять и посадить, держать в темной одиночке, выдавать через три в четвертый день горячую пишу - - 300 гр. хлеба и холодную воду, после работы раздевать».

Преступное поведение низовой лагерной администрации вместо своевременной и решительной борьбы со всякими нарушениями лагерного режима — явились одной из причин распространения в лагерях бандитизма.
За последние месяцы Коллегия ОГПУ приговорила к расстрелу несколько десятков заключенных за лагерный бандитизм, ограбления, убийства, избиения и т.д. Подавляющий процент из числа привлеченных за бандитизм, сопро¬тивление и пр. падает на молодняк 1910—1916 гг. рождения.
Так, по 25 делам, рассмотренным Коллегией ОГПУ в мае было привлечено родившихся до 1900 г: — 2 чел. с 1900 до 1910 г. - 15 чел. с 1910 до 1914 г. — 25 чел. с 1915 до 1917 г. - И чел.
Но этим делам необхолимо отметить непринятие администрацией своевре¬менных и решительных мер, которые парализовали бы в корне возможность распространения в лагерях бандитизма.
Так, по делу Сазлага группа заключенных 4 месяца подряд избивала и гpaбила заключенных и никаких мер в отношении их не принималось.

У заключенных, являющихся объектом ограбления, нередко создается положение полной беззащитности и беспомощности.
Одной из причин безобразия в лагерях является неумелый, а подчас совер¬шенно нетерпимый подбор лагерной администрации. Вопреки приказа ОГПУ назначение должностных лиц производится без учета серьезности поручаемой работы и характера преступлений, за которые назначаемые на административные должности - попали в лагеря.
БЕРЕЗИН — бывш. белый офицер, дважды судившийся, работал нач. лагерного участка. В апреле 1934 г., сопровождая эшелон заключенных, всю дорогу от Москвы до Свободного беспробудно пьянствовал и бесчинствовал.
СЕЛЕВЕРСТОВ. бывш. белый офицер, судившийся за хищения, назначается зав. культурной базой и снова занимается хищениями.
МИНИН, кулак, высланный в спецпоселок, состоя н[ачальни]ком лагпункта, по заявлению заключенных, сознательно доводил их до истощения, говоря при этом: «Нас ограбили, теперь мы Вам покажем, как кормит советская власть».
ШВЕЦОВ, судишлийся за бандитизм, состоя нач|альни]ком лагпункта, создал невозможные условия для работы заключенных, лишая их выходного дня, присваивая пайки, доведя таким образом заключенных ло истощения. Количество побегов на его пункте составляло 8,1% к общему числу заключенных.
6 ноября 1933 г. в 4-м отделении! Дальлага и г. Комсомольске н[ачальни|к снабжения, бывш. торговец, завхоз — тоже б. торговец, оба осуждены за крупные аферы, мошенничество и хищения соцсобственности, вместе с ними инспектор Учетно-распред[елительного] отдела б. офицер — ночью в тайгу отправили этап заключенных раздетых и разутых, в результате до 50 чел. погиб¬ло, многие отморозили руки и ноги.


Вопреки прямого приказа ОГПУ эта непрекращающаяся практика постановки в привилегированное положение заключенных бандитов, белых и т.п. свидетельствует о недостаточной сознательности руководителей ИТЛ.
Учитывая вместе с тем недостаточный контроль, особенно в отдаленных лагерных пунктах, такая практика приобретает особую опасность и приводит к резкому искажению исправительно-трудовых принципов в работе лагерей, снижению производительности трудя, способствует росту побегов и т.д.

Во всех лагерях имеются 3-й отделы, на обязанности которых лежит борьба с преступностью в лагерях. 3-й отделы в части своей укомплектованы из заключенных, или б. заключенных, но и другая часть, не судившаяся, в значительной степени комплектуется из малоопытных или не по каким причинам не могущих быть использованными в общих органах ОГПУ. Такой подбор лично¬го состава неизбежно отражается на работе по предупреждению и локализации преступности в лагерях.
Анализ работы ряда 3-их отделов (по следственным делам) даст оснонанин сделать вывод о совершенно недостаточной их работе. Крайне слабо поставлена работа по предупреждению преступлений, по вскрытию безобразий и больше того, нередки случаи, что работники 3-го отдела сами являются участниками преступлений в лагерях.
Понятно, что при этих условиях особое значение приобретает прокурорский надзор за лагерями.
Между тем, по всей системе ИТЛ специальные Прокуроры по надзору за лагерями имеются лишь в нескольких лагерях.
За остальными лагерями поверхностно, время от времени, надзор осуществляют Прокуроры по Спецделам, загруженные своей основной работой. Это приводит к тому, что прокурорский надзор за лагерями крайне недостаточен, нет систематического и глубокого надзора и руководства со стороны ПП ОГПУ, которые считают, что за работу лагерей они ответственности не несуг, что эта работа должна полностью проводиться ГУЛАГом.
Приведенные выше данные — значительное число побегов из лагерей (за один только апрель 1934 г. по 10 лагерям бежало 5 362 чел., на учете числится 45 тысяч беглецов), высокая смертность заключенных (по Дмитлагу за 1934, 1933 г. умерло 10 тыс. заключенных), имеющиеся сведения о прогрессирующем понижении трудоспособности заключенных (Темниковские лагеря) — обязывают меня сигнализировать о том, что в концлагерях не все обстоит благополучно.
Прокуратурой Союза ССР начато сейчас глубокое обследование 2-х лагерей. Результаты обследования будут своевременно Вам доложены.

Считаю необходимым безотлагательно провести ряд мероприятий, долженствующих укрепить лагеря, улучшить их работу:
1) Возложить ответственность за состояние лагерей, наряду с ГУЛАГом, на полномочные представительства ОГПУ на местах;
2) Ввести при каждом лагере специальных Прокуроров, на что потребуются специальные ассигнования, не предусмотренные бюджетом Прокуратуры Союза;
3) Обязать ОГПУ в месячный срок укрепить 3-й отделы лагерей выдержан¬ными, проверенными чекистами;
4) Обязать ОГПУ в тот же срок пересмотреть весь состав низовой лагерной администрации, отстранить весь социально-чуждый элемент, б. бандитов, белых и проч., не обеспечивающих правильное применение исправительно-трудовой политики в лагерях;
5) Изъять 3-й отделы из подчинения начальников лагерей, подчинив их ГУЛАГу и ПП ОГПУ на местах, так как существующая подчиненность ослабляет борьбу с преступностью в лагерях.

6) Обязать ОГПУ пересмотреть положение о лагерях с тем, чтобы усилив ответственность Нач[альни|ков лагерей и не ослабляя контроль за деятельностью низовой администрации, — максимально обеспечить прекращение произвола в лагерях, распространение лагерного бандитизма, злоупотребления должностных лиц, незаконные расстрелы и проч.

Прокурор Союза ССР И.Акулов

спасибо


Комментарии могут оставлять, только зарегистрированные пользователи.