fly

Войти Регистрация

Вход в аккаунт

Логин *
Пароль *
Запомнить меня

Создайте аккаунт

Пля, отмеченные звёздочкой (*) являются обязательными.
Имя *
Логин *
Пароль *
повторите пароль *
E-mail *
Повторите e-mail *
Captcha *
Апрель 2024
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 1 2 3 4 5
1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Рейтинг 4.86 (7 Голосов)

21ноября 1929 года - принято постановление Президиума ЦИК СССР "Об объявлении вне закона должностных лиц-граждан СССР за границей, перебежавших в лагерь врагов рабочего класса и крестьянства и отказывающихся вернуться в СССР".

Этот Закон, известный как "Закон о невозвращенцах", рассматривал лиц, отказавшихся вернуться в СССР, как перебежчиков в лагерь врагов, квалифицировал их действия как измену, влекущую объявление вне закона, последствием чего были конфискация всего имущества осужденного и расстрел его через 24 часа после удостоверения личности. В ст. 6 постановления было сказано: "Настоящий закон имеет обратную силу".

После 1918 легальный выезд из РСФСР и затем СССР был запрещён. «Невозвращенцы» покидали страну самовольно, обманув бдительность представителей властей. Советская власть трактовала невозвращение в СССР как измену Родине со всеми вытекающими последствиями. В связи с тем, что официальная эмиграция из СССР была возможна только в редчайших случаях, «бегство во время пребывания за границей» стало распространённым способом эмиграции в период с 1918 по 1989.

 

Федор Шаляпин в 1922 году уехал из России на гастроли. Почти четыре года он демонстрировал капиталистическому обществу, «какие в «Советах» есть артисты. В 1927 году Шаляпин все сборы от своего концерта пожертвовал детям русских эмигрантов за границей. И… тем самым лишил себя возможности вернуться на родину. Этот жест был расценен как поддержка белогвардейцев, и 24 августа этого же года Шаляпина лишили звания Народного артиста, а также права въезда в СССР.

 

Валентина Георгиевна Токарская

В 1930-е годы почти каждый знал это имя. Токарская была звездой Московского мюзик-холла и объехала весь Советский Союз. После закрытия «чуждого советскому человеку» мюзик-холла, Токарская перешла в Театр Сатиры. Но началась война.

В 1941 году отправилась в составе одной из первых фронтовых бригад в действующую армию. Там артисты попали в окружение. Плен, принудительные работы, выступления для военнопленных. В 45-ом возвращение на Родину и арест.

Далее этап: Лубянская тюрьма – пересыльная тюрьма Вологды – Печорлаг – Воркутлаг. Знакомство с Алексеем Яковлевичем Каплером (будущим ведущим программы «Кинопанорама»). Замужество и выход на свободу. И долгие 5 лет ожидания мужа из лагеря. Кусочек ее воспоминаний о том времени:

«Когда меня освободили, я осталась работать в Воркуте. Поселили меня в большой и светлой комнате, в общежитии при театре, Каплер в письмах называл его «Дом талантов». Переписывались мы часто. Как-то прислал он в конверте кусочек толя и написал: «Если это долго-долго жевать, то можно понять, какая у меня жизнь». И, как герой и героиня довоенного американского фильма, мы начали смотреть на звездное небо, искали Большую Медведицу: Каплер — в Инте, я — в Воркуте. Еще договорились по понедельникам слушать радио, в одно и то же время. Сколько прошло таких понедельников, пока я не получила от него письмо, в котором он наконец написал: "В понедельник радио не слушай!" — и я поняла, что теперь мы оба свободны.»

via

 

 

Та, за которой следила вся Франция.

За судьбой этой женщины непрерывно следили все французы. И вовсе не потому, что родилась за 14 лет до того, как была построена Эйфелева башня. Отнюдь нет! Жанна Кальман (Jeanne Calment) стала знаменитостью, поскольку... Дело в том, что в характере французов существует некоторая... мм... не будем употреблять слово "скупость", скажем, "прижимистость". 

Есть на рынке недвижимости во Франции такое понятие как viager. 
Пожилые люди продают свою квартиру значительно дешевле ее рыночной стоимости с условием, что до конца жизни они будут жить в этой квартире, а покупатель им будет платить ежемесячную ренту, необходимую для проживания. Так вот. Некий Андре–Франсуа Робин, адвокат, купил квартиру у этой старушки, когда ей было 90. Выплаты составляли 2500 франков (примерно около 400 долларов) в месяц. 

Благодаря журналистам, история попала в прессу, и за этой сделкой с восторгом следила вся нация. Мсье Робин так и не дождался новоселья и умер в возрасте 77 лет, к тому времени выплатив мадам Кальман более $180,000, что вдвое превышало рыночную стоимость квартиры. Согласно договору обязательства по выплате перешли его семье. Как сказал один мой приятель во время кризиса 1998 года, когда все звонили друг другу и выясняли, у кого ситуация хуже: "В горе ближнего есть что–то веселящее". Жанна стала национальной героиней. 

В сентябре 1997 года Жанна Кальман скончалась. Она прожила 122 года и 164 дня, став самым старым человеком на земле, чье рождение было подтверждено документально. За всю свою жизнь она не проработала ни одного дня, тратя время на такие увлечения как теннис, плавание, велосипеды, катание на роликах, игра на пианино и походы в оперу. В 85 лет она занялась фехтованием, а в 100 ездила на велосипеде. В 114 лет снялась в кино, рассказав о своей встрече с Ван Гогом, которая случилась сто лет назад, а в 117 лет бросила курить, и то только потому, что ей, почти потерявшей зрение, было неприятно каждый раз просить кого–нибудь прикурить. 

Она утверждала, что секрет ее долголетия держится на трех китах: побольше употреблять оливковое масло (и не забывать втирать его в кожу), пить портвейн и съедать килограмм шоколада в неделю. Хотя эту фразу теперь уже приписывают некоторым нашим артисткам, но это именно она сказала: "У меня есть только одна морщина, и я на ней сижу". 

Когда же в возрасте 120 лет ее спросили, каким она представляет себе будущее, она ответила: "Очень коротким".

 

 

Арнольд Геррит Хенске родился 6 августа 1912 в Роттердаме. Увлекался рисованием и в 20 лет стал руководителем дизайнерского бюро в «Beaux Arts».

В молодости с Арнольдом Хенске неоднократно происходили странные события. Однажды он написал портрет недавно умершей племянницы, которая всю жизнь прожила в Южной Африке и которую он никогда не видел. Он сумел изобразить её очень точно, что подтвердили позже фотографии этой женщины. 

Часто бывало, просыпаясь по утрам, Арнольд обнаруживал, что руки и простыни испачканы краской, а в комнате беспорядок. Во сне он бессознательно рисовал художественные картины, даже не просыпаясь и ничего не помня утром. 

Кардинальные жизненные перемены произошли у Арнольда в 1945 году, на 33-м году жизни. Именно тогда он поверил в то, что его тело неуязвимо. Арнольд решил показать всем, что он физически неуязвим, бросил работу и переехал в Амстердам, где ходил по кафе и барам и предлагал посетителям зарезать себя. Скоро о нём заговорил весь город. 

В Амстердаме он взял себе псевдоним Мирин Дажо (эспер. Mirin Daĵo, от mirindaĵo), что в переводе означает «чудо». Он считал эсперанто языком, способным объединить человечество в единый мир. 

Вскоре Мирин Дажо знакомится с Яном Дирком де Гроотом (нидерл. Jan Dirk de Groot), который становится его единственным и бессменным помощником. Ян де Гроот поделился тем, что происходило за сценой, и каким он видел Мирина Дажо. Он говорил о том, что у Дажо есть как минимум три ангела-хранителя, которые оберегали его и подсказывали каким испытаниям можно подвергнуть своё тело. Многие испытания не демонстрировались на людях, например, умывание кипятком. Кожа Дажо при этом даже не покраснела, не говоря об ожоге. 

Он говорил что предметы просто дематериализуются внутри его, поэтому не наносят вред. Время от времени лезвия посыпались ядом или вонзались преднамеренно заржавевшие. В одном выступлении в Цюрихе, чтобы доказать публике, что это не обман, Дажо пронзили тремя полыми 8-миллиметровыми трубками, через которые подавалась вода. Его ассистент отмечал телепатические и целителькие способности Дажо, лечение людей происходило в присутствии врачей. 

На его выступлениях зрители часто падали в обморок от увиденного. Во время одного из выступлений у особенно впечатлительной зрительницы случился сердечный приступ. 31 мая 1947 года он продемонстрировал свои таланты в Цюрихском кантональном госпитале в присутствии комиссии. Там же были сделаны рентгеновские снимки, показывающие пронзённые шпагой внутренние органы. После изъятия шпаги кровь отсутствовала, а на теле остались лишь маленькие пятнышки. Подобные исследования были проведены также в Базеле и Берне. 

Для Мирина Дажо его выступления не были целью получения славы или богатства, он хотел показать миру, что есть нечто большее, чем реальность, и человек может существовать вне материального мира. Люди должны понять, что существует высшая сила, источник, Бог, который даёт эти способности, как ясный знак того, что существует нечто большее за пределами материалистической картины мира. Он утверждал, что доносит послание мира, а материалистический путь человека может привести к нищете и войне. 

Во время гастролей по Швейцарии «ангелы-хранители» Дажо велели ему проглотить стальную иглу, которую затем полагалось извлечь хирургическим путём. Причём операция должна была пройти без наркоза. 11 мая 1948 года Дажо проглотил иглу. Она оставалась внутри его тела два дня. Доктор согласился извлечь её, но операцию 13 мая провели под наркозом. 

Через 10 дней помощник де Гроот отправился в аэропорт встречать жену, а Дажо остался дома и лёг в постель. Приехав домой, де Гроот с женой застали Дажо по-прежнему лежащим в постели. Ян знал, что его друг часто медитирует или покидает тело. Поэтому он, как обычно, проверил у него пульс и, убедившись, что пульс бьётся сильно и ровно, ушёл. Дажо не встал и на следующий день. Поскольку он никогда не впадал в столь длительный транс, де Гроот забеспокоился, но Дажо продолжал глубоко дышать, и пульс у него был ровным. 

Утром третьего дня де Гроот вновь заглянул в комнату друга. Ни пульса, ни дыхания у Дажо уже не было. Дажо был объявлен мёртвым 26 мая 1948 года. Вскрытие показало, что причиной смерти является разрыв аорты. Хирург, извлекавший иглу, и де Гроот с этим заключением не согласились. 

Ян де Гроот рассказал о том, что Дажо знал о своей смерти, так как после отъезда из Голландии в Швейцарию он сказал, что больше не увидит Родину. Кроме этого, Дажо отказался от помощи де Гроота при проглатывании иглы, чтобы на него не легла ответственность за этот поступок.

 

По Версальскому договору Германия лишалась всех своих колоний и значительной части своей территории. Обязательная военная служба в стране отменялась, основная часть военно-морского флота подлежала передаче победителям. Стране запрещалось иметь бронетехнику и боевую авиацию. На нее были наложены репарации в размере 269 миллиардов золотых марок – примерно 100 тысяч тонн золота (Германия завершила выплату репараций только в 2010 году). 

Маршал Франции Фердинанд Фош так отреагировал на условия Версальского договора: «Это не мир, это перемирие лет на двадцать». И через 20 лет и 65 дней началась Вторая Мировая война.

 

В 1830-40-е правящий в России немецкий двор, взяв в помощники славянофилов, начинает культурно закрываться от "либеральной" Европы. Именно тогда сверху рождается идея протоевразийства - что Россия произошла от монголов и их духовный наследник. Из Европы исключение было сделано только для Германии, олицетворявшей "прусский порядок". При этом русские патриоты видели у России и миссию: привить Европе духовность и скрепы, недаром главный журнал славянофилов назывался "Европеец". 

Ситуация при правлении Николая I напоминала нынешнее время. Декабристское восстание пронизало правящую систему параноидальной подозрительностью к "либерализму". Подавление польского восстания в 1830-е и европейских революций в 1848 году привело к закрытию России от Европы вплоть до западного технического прогресса. В условиях такой самоизоляции, похожей на нынешнюю после Крымнаша, правящий двор принялся конструировать "консерватизм", "духовность" и открытость к Азии. О том, как происходил этот процесс, описывает в книге "Вызов Запада и ответ России" (изд-во Эксмо, 2005) историк Анатолий Уткин (он доктор исторических наук, преподавал в Колумбийском университете в США, умер в 2010 году). 

"После декабря 1825 года Россия погрузилась в суровую николаевскую атмосферу, где номинально господствовала дисциплина и фактически воцарилась враждебность по отношению к передовым западным новациям. Это тем более обидно, что Россия впервые почувствовала свою силу (испытанную в войне с Наполеоном) и, поверив в свою мощь и будущее, готова была более легко и естественно воспринимать лучшее, порождаемое Западом. Достойно сожаления то, что николаевское противостояние западному рационализму началось в период выделения значительного слоя русских, жаждущих погрузиться в мир разума и знаний. 

Правительству нужна была позитивная мобилизация сил, но ради избежания унизительного самоунижения цари избрали «наступательные» лозунги. Напомним, что между шестнадцатым и восемнадцатым столетиями они отстаивали «более истинный» характер российского православия. При императоре Николае Первом завершилось молчаливое признание превосходства Запада, но царь официально противопоставил православие, самодержавие и народность российского строя декадентству Запада. И хотя в домашних библиотеках ещё стояли энциклопедии Дидро, внутренняя атмосфера стала более жёсткой в отношении Запада. Символом этого антизападничества стал министр образования С.Уваров (автор знаменитого лозунга «Православие, самодержавие, народность»), царивший в русском образовании с 1833 по 1855 год.

Именно в целях маскирования своего очевидного отставания российские государи (например, Николай Первый) выдвигали теории входящего в полосу упадка Запада и более здоровой (по меньшей мере, морально) России. Русская культура действительно начала свое цветение, и это цветение было между Пушкиным и Чеховым успешно использовано как первоклассный аргумент в пользу равенства России и Запада, а то и превосходства. Оригинальность и талант — в чём никто не отказывал восточноевропейской цивилизации — подавались доказательством равенства западного и восточного обществ по критерию национальной эффективности. А вот это уже было преувеличение, приятное для правящих слоёв России, но не соответствующее исторической истине. 

Таким образом, блестящая русская культура девятнадцатого века «анестезировала» остроту культурно-цивилизационного шока от столкновения русского общества с более развитым Западом. Более того, у части просвещённой России появляется очевидная агрессия в отношении Запада. Именно при Николае Первом в России поднимается волна против идей века Просвещения. Во главе интеллектуальной реакции становится Москва, противопоставляющая себя Петербургу. В литературе после блестящего века Петербурга начинается культ Москвы, формируемый такими писателями, как Загоскин. (М.Загоскин писал в 1840-е годы: «Я изучал Москву в течение тридцати лет и могу сказать со всей убеждённостью, что это не город, не столица, но целый огромный мир, целиком русский по своему характеру»). 

Петровское восхищение Амстердамом начинает увядать. Возникает энергичная проазиатская оппозиция. После подавления польского восстания 1830 года именно в Москве формируется целое мощное движение в пользу развития связей с Азией. Губернатор Москвы Растопчин начал выводить свою генеалогию не от Рюриковичей, а от Чингиз-хана. «Мы должны овосточиться, стать больше Востоком, чем Западом», — писал В.Белинский — ведущий критик эпохи. 

Характерны проявления высокомерия в отношении Запада. Ранние славянофилы жалуются, что русское движение в Центральную Европу оказалось остановленным. Пора России подумать о гигантских азиатских просторах, где её энергия получит более гарантированные результаты. Уваров уже в 1810 году ратовал за открытие в России Азиатской академии. 

На гребне волны, последовавшей за подавлением польского восстания, Уваров встал во главе антизападных сил. Проуваровские критики призвали публику «овосточиться». Такие авторы, как Рафаил Зотов, начали восхвалять монгольских героев чингизхановской эпохи. В пьесе 1823 года «Юность Ивана III» у русского царя появляется монгольский воспитатель. В 1828 году публикуется антология монгольских поговорок. В обществе культивируется аристократическое презрение к текущему обуржуазиванию Запада, к массовой западной прессе, «низведшей слово с трона».

В идеальном обществе Уварова господствовали не личные совершенства и не рациональное его построение, а иерархия, управляемая теми немногими, кому доступна истина управления. Уваров сражался с декартовским поклонением логике. Его толстый «Журнал министерства народного образования» был своего рода заслоном на пути более близкого знакомства с современными западными теориями и анализа их. В результате такой политики Запад, приблизившись физически (улучшились дороги и впереди показался дым паровозов), несколько отступил в умозрительной сфере вследствие консервативного влияния царя Николая Первого и его окружения. 

Главный акцент был сделан на перенос центра внимания с французского просвещения на германскую упорядоченность и регламентацию. Женатый на прусской принцессе, Николай Первый был близок со своими прусскими родственниками — королями Фридрихом-Вильгельмом Третьим и Фридрихом-Вильгельмом Четвёртым. Огорченный современник заметил: «Немцы завоевали Россию в то самое время, когда должен был завершиться процесс их собственного завоевания русскими. Случилось то же, что произошло в Китае с монголами, в Италии с варварами, в Греции с римлянами». Немецкий романтизм и немецкая механическая дисциплина были противопоставлены раскрепощённой энергии британцев и галлов. 
Николая Первого по некоторым внешним признакам нередко сравнивали с Петром Первым: военная жилка, восхищение вооружением, восхищение военным порядком, приход к власти после внутреннего брожения и подавления внутреннего восстания. Но Пётр Первый открыл пути за Запад, в то время как Николай Первый постарался их почти закрыть. Если Пётр восхищался в жизни всем практическим, то Николая привлекало всё абстрактное. Гегеля он в Россию допустил легко, а железные дороги — с трудом. Николая восхищали обсерватории, но не доменные печи. 

Уничижительная интерпретация русской истории и места России в Европе не могла не вызвать реакцию иногда просто фантастического характера. Князь Одоевский опубликовал в 1835 году своеобразное футурологическое сочинение «Год 4338», котором изображался мир, поделённый между Россией и Китаем. О Западе современникам этого мира будущего было известно только то, что Англия была продана с молотка на аукционе и покупателем стала Россия. Россией в этом будущем правит поэт, ему помогают «министр примирения» и группа философов. Русская столица состоит из музеев и общественных садов, освещённых электрическим светом. Китай — совладелец мира — не столь развит и посылает в Россию своих студентов. Россия содержит армию исключительно против необщительных американцев, распродающих свои города на мировых рынках.

У славянофилов были другие заграничные боги, они жили в основном в Германии. Речь идет о Шеллинге, Шлегеле, а затем Гегеле и Фейербахе. На русскую мысль, осваивающую Запад, более всех повлиял Фридрих-Георг Гегель. В определённом смысле этот гений германской философии испортил русских. Вольно или невольно он привил читающим и думающим русским веру в существование «единственно верной» парадигмы мышления, в единое мирообъяснение. Он как бы поощрил русских мыслящих людей искать единую верную глобальную программу перемен, а не думать о конкретных реформах. Он призывал к действиям во исполнение исторической необходимости, а не под воздействием моральных или иных стимулов. 

Не все помнят, что журнал славянофилов назывался «Европеец», что в их взглядах не было параноидального страха или непочтения к Западу. Их негативные эмоции вызывала не западная культура как таковая, а рационально-позитивистская традиция, зародившаяся в восемнадцатом веке и ставшая, по их мнению, предпосылкой революционных тенденций, способных стать разрушительными. Славянофилы полагали, что смогут помочь Западу в борьбе с бездуховным рационализмом как с заблуждением в великом западном подъеме духа. 

Славянофилы исходили из того, что сильные семейные связи в славянстве, общественные установления, базирующиеся на спонтанной солидарности, непредвзятость, богатый фольклор и душевная открытость обеспечат России победу, заглушат расцветший на Западе формализм, жестокий милитаризм и ослабление духовного начала".

© Блог Толкователя


Комментарии могут оставлять, только зарегистрированные пользователи.