fly

Войти Регистрация

Вход в аккаунт

Логин *
Пароль *
Запомнить меня

Создайте аккаунт

Пля, отмеченные звёздочкой (*) являются обязательными.
Имя *
Логин *
Пароль *
повторите пароль *
E-mail *
Повторите e-mail *
Captcha *
Апрель 2024
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 1 2 3 4 5
1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Рейтинг 5.00 (3 Голосов)

О людях его поколения Сталин сказал: «Молодежь — наше будущее, наша надежда, товарищи...».
Сын донбасского рабочего Иван Телегин родился на маленькой, глухой станции в степи. В юности своей он видел отряды шахтеров, уходивших на защиту Царицына. Мальчик все запомнил: песни, которые они пели, лица бойцов — суровые, точно высеченные из камня. Однажды к станции подошел бронепоезд с грозной, короткой надписью на стальной стенке: «Победа или смерть!».

Бронепоезд набирал воду. Мальчик попросил матроса с лицом, опаленным зноем, взять его с собой на фронт. Матрос обнадежил его:

— Успеешь, сынок, повоевать. Придет и твое время: возьмешь оружие, пойдешь на защиту родины…

Спустя 20 с лишним лет Иван Телегин с оружием в руках выступил на защиту родины. К этому времени он был лейтенантом, помощником начальника штаба полка. В полку он вступил в партию. Телегин сказал своим товарищам:

— Всей своей жизнью я оправдаю ваши надежды, оправдаю высокое звание большевика.

На рассвете полк получил приказ атаковать высоту В., занятую немецкими фашистами. Начальник штаба майор Куцко вместе со своим помощником, лейтенантом Телегиным вернулись с разведки. Майор Куцко взглянул на небо, по которому шарили вражеские бомбардировщики. Над лесом вздымались черные столбы клубящейся земли. Начштаба сказал весело, энергично: «Ну, брат, Телегин, будет жарко». Они сверили часы: было 14 часов. Майор отдал последние приказания, строго-настрого велел лейтенанту беречь боеприпасы и не выпускать, как он выразился, вожжи оперативного управления из своих рук. Куцко переложил из правой руки в левую пистолет. Он вынул из кармана гранату с оболочкой, подбросил ее на ладони и, отдавая гранату своему помощнику, улыбаясь, сказал:

— Замечательная штука… Возьмите, лейтенант: подарок от Куцко… Глядишь — пригодится.

И с тем же энергичным, веселым выражением лица он быстрым шагом направился к бойцам, втягивавшимся в лощину. С третьим батальоном майор Куцко пошел в атаку на высоту В. Больше в этот день лейтенант Телегин его не видел.

Да, конечно, совсем невесело было стоять или лежать, когда справа и слева, впереди и позади рвутся фашистские бомбы. Но лейтенанту Телегину некогда было думать об опасности. Он работал. Личное отодвинулось и заслонилось главным, решающим: сберечь боеприпасы, вовремя посылать их на передовые линии, держать непрерывную связь с атакующими… И это спокойствие, деловитость и презрение к смерти передавались от лейтенанта к каждому бойцу его взвода. И они действовали несмотря на потери, с утроенной энергией.

Лейтенант Телегин переменил места укрытия для боеприпасов. Он сдвинул каску на затылок, вытер вспотевшее лицо. Справа от него лежал сержант Черных. А еще дальше, на самой опушке леса, тянулись густые кусты и застыли в знойном небе три липы. Оттуда, из-за лип, фашистские машины делали заход и начинали прочесывать лес и лощину. Странное дело: почему они щадят поле справа, для чего и для кого они берегут его?..

Он выждал, когда германские бомбардировщики снова показались в небе. Вот они сделали заход над тремя липами и приступили к бомбометанию… В ту же минуту Иван Телегин пополз. 500 метров отделяли его от трех липок. Он полз по-пластунски, — ловко, бесшумно. Из травы блеснул какой-то предмет. Телегин внимательно присмотрелся. Это блестела на солнце металлическая крышка термоса. Хозяин термоса был недалеко. Он сидел, зарывшись в густую траву. Широкой спиной он опирался о ствол липы. Фашист был одет в серый френч и пилотку. Он прижимал к правому уху наушники от радиопередатчика и произносил прямо перед собой короткие фразы.

Телегин отстегнул кобуру, вынул пистолет. Злоба и ненависть душили его. «Так вот кто корректировал их стрельбу!»… Он медленно приподнял руку с пистолетом. Фашист протянул руку назад и взял термос. Запах спиртного пронесся в воздухе. Фашист запрокинул голову, чтобы выпить. Но выпить ему не пришлось: он упал навзничь, сраженный пулей лейтенанта.

Телегин отбросил в кусты проспиртованную тушу фашистского диверсанта.

Гул машин стал стихать. Бомбы ложились где-то далеко в лесу. Телегин взглянул на часы. Было 16ч.30м. Бомбардировка велась два с половиной часа. Трудно было привыкнуть к внезапно наступившей тишине. И вдруг он услышал глухие голоса. Телегин приподнялся на коленях. Впереди, метрах в 30, шевелились колосья пшеницы. Потом он увидел фашистов. Сосчитал: их было шестеро. Они ползли полукругом. Один из диверсантов приподнялся, взял в руки автомат. Но его остановил другой фашист. Телегин понял: «Живьем хотят меня взять...». Он усмехнулся: «Не выйдет, не дамся...». Движения его были короткие, точные. Ни растерянности, ни страха он не чувствовал. Он взял в руку гранату с оборонительной рубашкой. И вспомнил: в 14 час. эту гранату ему дал майор Куцко. Телегин повторил про себя слова Куцко: «Замечательная штука...» Он вынул из кармана гимнастерки запал. Вставил в гранату. Еще раз окинул взглядом расстояние, отделявшее его от диверсантов. Дистанция для броска удобная. В тот же миг он бросил гранату.

Взрыв… Он припал к земле, выждал, затем привстал. Пыль улеглась, и он увидел тела четырех диверсантов, пораженных насмерть осколками гранаты. Два фашиста на флангах были живы. Они ползли к нему. Он повеселел: «Хороша граната, молодец!». Он отполз в сторону и, первым выстрелом уложил фашиста с левого фланга. Под конец он несколько погорячился: всадил в последнего диверсанта 4 пули. «Слишком много, — укорял он себя, — нужно беречь боеприпасы».

Из-за лип выбежал сержант Черных. Лейтенант приказал ему:

— Подсчитайте, сколько их там в пшенице…

Сержант подсчитал: шестеро. Седьмой лежал в траве под деревом. Сержант и лейтенант направились в лесок, к своим машинам с боеприпасами. Сержант докладывал: атака в разгаре; наступательный дух полка растет и крепнет… Он не закончил фразы. Значительно позже, лежа в госпитале, лейтенант, заикаясь (последствие контузии), говорил с большой обидой: «Понимаете, какая-то глупая, шальная бомба разорвалась в пяти шагах от меня...».

Взрывной волной его подбросило вверх, затем кинуло вниз и завалило землей. Очнулся Телегин ночью в грузовой машине. Он лежал на разостланной шинели. Голова его покоилась на коленях сержанта. Телегин открыл глаза. Над ним проносилось звездное небо. С величайшим трудом он произнес слово: «атака»… Сержант все понял:

— Закончилась удачно. Высота в наших руках, — сказал сержант.

Лейтенант закрыл глаза. Он заговорил шепотом с большими паузами:

— Доложите… майору Куцко… его граната… пригодилась.

Сержант повторил тихо, четко:

— Есть доложить майору Куцко, — его граната пригодилась.
Б. ГАЛИН.

Источник: Газета «Красная звезда» 13 августа 1941 года

спасибо


Комментарии могут оставлять, только зарегистрированные пользователи.