fly

Войти Регистрация

Вход в аккаунт

Логин *
Пароль *
Запомнить меня

Создайте аккаунт

Пля, отмеченные звёздочкой (*) являются обязательными.
Имя *
Логин *
Пароль *
повторите пароль *
E-mail *
Повторите e-mail *
Captcha *
Май 2024
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
29 30 1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30 31 1 2
1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Рейтинг 3.00 (1 Голос)

Повтор.

Начало описываемых событий относится к 70-ым годам прошлого века. Тогда уже был проведён подводный кабель, соединяющий Владивосток и Петропавловск-Камчатский, по которому шла шифрованная (и не только) переписка внутри Советского Союза. В какой-то момент он и был обнаружен Американскими атомными подводными лодками: они начали зависать над кабелем и перехватывать проходящую информацию.

Затем эта информация передавалась в соответствующие структуры, где её с интересом анализировали. Дело в том, что именно на Камчатке проходили различные испытания ракет, и таким образом кроме шифрованных сообщений, передавались и срочные открытые сообщения («отклонение 3 метра», etc).
Проблема заключалась в том, что у атомных подводных лодок всегда были другие цели, и зависать на одном месте по несколько дней — не самое эффективное их применение. Тогда Агентство Национальной Безопасности, вложив огромные деньги, разработали и реализовали по истине уникальный проект под названием «Кокон».
Был создан семитонный контейнер, содержащий приёмник сигнала, систему хранения и передачи сигнала «своей» подводной лодке. Излучение было направлено узким лучом вверх и детектируемо не выше нескольких метров над контейнером. Для того, чтобы обеспечить устройство энергией, в него был встроен атомный реактор. А контейнер поставили прямо на дно, на котором лежал кабель. Вся созданная система отлично работала: периодически одна из подлодок снимала сохранённый сигнал, а тем временем контейнер продолжал питаться собственной энергией и перехватывать сигнал.

Рассказывает бывший сотрудник разведки Тихоокеанского флота контр-адмирал запаса Анатолий Тихонович Штыров:

- В августе 1981 года в системе штабов Камчатской операционной зоны произошло непредвиденное, но в целом-то заурядное событие: прекратилась кабельная связь на линии Петропавловск — Магадан — Центр. Специалисты пришли к выводу: поврежден кабель, а именно его подводная часть в заливе Шелихова (Охотское море. — Прим. авт.). Характер неисправности — нарушение изоляции и затекание. Наиболее вероятная причина — повредили рыбаки при постановке на якорь. Рыбаки — народ партизанский, на всякие там нарисованные на картах запретные зоны склонны смотреть через ноздрю.

Запросили Тихоокеанский флот. У флота кабельных судов под рукой не оказалось: одно на ремонте в Сингапуре, второе занято в каком-то районе... И так далее. Камчатская флотилия поднатужилась, снарядила в Пенжинскую губу отряд — гидрографическое судно, буксир и бот. Задача — взять кабель от побережья, поднять и перекантовать через палубу, найти и завулканизировать поврежденное место.

Отряд вышел. В сложных штормовых условиях, укрываясь за мысами, моряки начали тяжелую неблагодарную работу.

Произошло, однако, неожиданное: Обнаружив место обрыва, во время ремонта кабеля, вдруг один из водолазов заметил странный здоровый предмет, который к тому же на ощупь был тёплый.

Никто представления не имел что это, никто и не подозревал о существовании этого Кокона. Это был настоящий фурор. Он дополнился тем, что кроме проектировщиков Кокона, гениальностью решили отличиться и сборщики — на одной из стенок гордо красовалась табличка «Made in U.S.A». Этот «кокон» охватывал кабель. Впоследствии штуковину назвали «черным ящиком».

Этот неожиданный и неприятный факт на КП флотилии решили не обсуждать и болтовню на сей счет пресечь.

Доложили во Владивосток и Москву. В дело подключились «органы». Получили указание: участок кабеля вырезать, «черный ящик» не отсоединять и ни в коем случае не вскрывать — возможны взрывные самоликвидаторы. Иными словами — в штуковине не ковыряться. Находку доставить в базу...

Стали думать что делать с этим подарком. После рассуждений вида «взорвать нахрен/изучить в Москве», глава политбюро Андропов принял решение вскрыть и изучить его в Москве. Там и были выяснены цели устройства и метод работы.

Устройство было выполнено в виде стального цилиндра длинной более 5 м и диаметром около 1200 мм. В герметически закрытой трубе было смонтировано несколько тонн электронного оборудования для приема, усиления и демодуляции снятых с кабеля сигналов, а также ядерный (плутониевый) источник питания. Расчетный срок работы составлял десятки лет.

Устройство также включало в себя специальный индуционный датчик, который снимал информацию непосредственно с кабеля. Причем не только с обычного кабеля, но и защищенного двойной броней из стальной ленты и стальной проволки.
Сигналы с датчика предварительно усиливаются антенным усилителем, а затем направляются для демодуляции, выделения отдельных разговоров и записи на магнитофоны.

Запись подслушиваемых разговоров осуществляется 60 автоматически работающими магнитофонами, которые при наличии сигналов в кабеле включаются, при их отсутствии останавливаются. Каждый магнитофон рассчитан на 150 часов записи. Общий объем записи подслушанных разговоров составляет около 3000 часов.
Со временем это не получившее огласки событие ушло в прошлое и заслонилось новыми, мало ли чего наслаивается в нашей быстро текущей жизни.

ИСТОРИЯ ПРОЯСНЯЕТСЯ

Разгадку таинственного события в заливе Шелихова, продолжает А.Т. Штыров, я нашел, когда уже пребывал на пенсии. Листал на досуге книгу Боба Вудворта Пелена «Секретные войны США 1981-1987» и вычитал в ней: «Наиболее тревожным сообщением в ФБР был совсекретный доклад ВМС, подготовленный в 1982 году относительно операции «Айви Беллз». В нем утверждалось, что в 1981 году Советский Союз обнаружил подслушивающее устройство потому, что об этом сообщил русским какой-то агент. В докладе исключалось совпадение или удача: русские знали, где и что искать».

И далее: «Адмирал Стэнсфилд Тернер (возглавлявший ЦРУ при Картере. — Прим. авт.) привел несколько примеров: сейчас ВМС создали сложный аппарат «кокон», который можно помещать над подводным кабелем и оставлять для записи переговоров на недели и месяцы, а затем забирать их.

Каждая операция, особенно если она проводится в советских террводах, подлежит утверждению президентом. Если хоть одна лодка будет захвачена, то последствия будут равны инцидентам с самолетом У-2 и шпионским кораблем «Пуэбло», вместе взятыми.

акие операции являлись гордостью ВМС, которые всегда считались любителем самых дерзких дел.

Как и при других разведывательных операциях, все строилось на ошибках противоположной стороны. Русские считали, что подводные кабели прослушивать невозможно, и поэтому использовали несложные коды, а иногда обходились и без них. И это приносило большие «взятки» с переговоров советских официальных лиц друг с другом...»

«ЦРУ получило данные о том, что в период с 1975 по 1980 год советская разведка приобрела важного агента из числа сотрудников АНБ. Им оказался Роберт Б. Пелтон, уволенный в отставку в 1979 году.

В ноябре 1985 года Пелтон был арестован. На одном из судебных заседаний адвокат Пелтона упомянул об операции с кодовым названием «Айви Беллз». Судья немедленно прекратил допрос.

Операция «Айви Беллз» начала осуществляться в конце 1970-х годов, а в 1981 году была провалена...»

«На восток от советского побережья глубоко на дне Охотского моря АНБ и ВМС США с подводной лодки установили одно из самых современных и сложных подслушивающих устройств, при помощи которого снималась информация с глубоководного советского кабеля, обеспечивающего работу ключевых советских военных и других коммуникационных линий. Аппарат имел специально облегающее кабель устройство, которое позволяло электронными методами проникать внутрь его, без физического контакта с отдельными проводами.

Одним из наиболее сложных аспектов операции «Айви Беллз» было изъятие из устройства пленок с записанной информацией.

Специально оборудованная подводная лодка должна была регулярно появляться в Охотском море. Военные аквалангисты при помощи мини-лодки и даже подводного робота устанавливали местонахождение записывающего «кокона» и меняли пленки, которые затем направлялись в АНБ для расшифровки. Хотя сообщения имели месячную или бо`льшую давность, они содержали ценную информацию.

Особый интерес представляли сообщения, связанные с испытаниями советских баллистических ракет. Ракеты завершали свой полет в районе Камчатского полуострова, и вся информация о ракетах и испытаниях передавалась по этому кабелю.

Операция в Охотском море успешно осуществлялась до 1981 года. Но однажды на фотоснимке со спутника было отмечено скопление советских судов как раз в том участке Охотского моря, где к кабелю было прикреплено американское подслушивающее устройство.

Позднее, когда американская подводная лодка прибыла в район для замены пленок, ее встретили две советские подлодки. Американцы всё это время не подозревали о каком-либо обнаружении Кокона.

АНБ пришло к выводу, что устройство попало к русским и операция провалена.

В ВМС изучили всю добытую развединформацию, и был составлен настолько секретный доклад, что доступ к нему был предоставлен строго ограниченному кругу лиц. В докладе отрицалась возможность случайного совпадения или удачи со стороны русских. Значит, утверждали составители доклада, имела место утечка информации. Военный шпионаж? Да. В докладе был сделан вывод, что у русских в сферах американской разведки есть свой агент.

Причины утраты в 1981 году записывающего устройства были загадкой до получения информации, давшей ключ к разоблачению Пелтона в 1985 году. Кейси (директор ЦРУ. — Прим. авт.) надеялся, что Пелтон будет осужден без раскрытия тайны операции «Айви Беллз»...

Суд над Пелтоном состоялся 21 мая 1986 года. В первый день суда оглашено место проведения операции «Айви Беллз» — Охотское море.

Пелтон был осужден на три пожизненных срока плюс десять лет».

ПОЕДИНОК С АТОМНОЙ «МАЛЮТКОЙ»

Рассказ контр-адмирала А.Т. Штырова продолжает бывший начальник отдела контрразведки ВМФ контр-адмирал Владимир Петрович Иванов:

- Та история мне хорошо памятна... В 32 милях от западного побережья Камчатки с глубины в 65 метров советское кабельное судно подняло очередной участок подводного кабеля. Вот на нем-то моряки и обнаружили два странных цилиндрических предмета размером с 250-литровую бочку. Непонятное устройство цепко охватывало бронированный кабель, вонзив в его оплетку стальное жало. Цилиндры сняли и передали в контрразведку. В одном из герметичных контейнеров мы обнаружили 32 очень емких мини-магнитофона.

Другой представлял собой миниатюрный ядерный реактор для энергопитания подслушивающей аппаратуры. Реактор немедленно отправили в Казахстан на семипалатинский ядерный полигон. Там его поместили в штольню для подземных взрывов и кликнули добровольцев: кто рискнет опустить компенсирующую решетку и тем самым обезвредить фактически атомную бомбу-малютку. Ведь на ней мог быть поставлен самоликвидатор, который мог сработать при неосторожном обращении. Вызвались два офицера: один специалист-атомщик, другой — контрразведчик. Вошли они в штольню, оплавленную до стеклянного блеска предыдущим ядерным взрывом, и там сумели благополучно опустить компенсирующую решетку. Оба были награждены орденами Красного Знамени.

По факту обнаружения подслушивающего устройства мы подготовили заявление для прессы и телевидения, но... Горбачев готовился к переговорам с Рейганом, и дело замолчали.

В музее Агентства Национальной Безопасности стоит модель Кокона, где написано что это выдающееся достижение американских учёных, позволившее вскрыть ряд шифров Советского Союза.
Советский Союз факта вскрытия шифров не признал.

ОКОН (подслушивающий контейнер ЦРУ)

Установка для глубоководного погружения используемая во время операции Айви Беллз

спасибо


Комментарии могут оставлять, только зарегистрированные пользователи.