fly

Войти Регистрация

Вход в аккаунт

Логин *
Пароль *
Запомнить меня

Создайте аккаунт

Пля, отмеченные звёздочкой (*) являются обязательными.
Имя *
Логин *
Пароль *
повторите пароль *
E-mail *
Повторите e-mail *
Captcha *
Март 2024
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
26 27 28 29 1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30 31
1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Рейтинг 4.60 (5 Голосов)

Дневник лейтенанта Оноприенко, 333 отд. саперный батальон 177 сд. Лужское окружение
Обратный перевод с немецкого дневника одного из окруженцев Лужской Оперативной Группы.

Штаб XXVIII А.К., отд. 1с
Донесение IV, приложение 77

Копия.

Перевод.

Мои действия на войне.

Мл. лейтенант Оноприенко Андрей Федорович.

Командир транспортной роты и 3 взвода 2 роты.

30.06.41   Поезд, в который погрузился наш отдельный саперный батальон, в 0 часов 40 минут вышел со станции БОРОВИЧИ.

1.07 Весь день в пути, едем все время в южном направлении. По дороге встречаем раненых из Прибалтики и мирных жителей, которые эвакуируются вглубь страны.
Личный состав весь на месте, по пути никаких происшествий не было. Тем временем в один момент установилась великолепная погода. Когда поезд встал в лесу, дождь прекратился, запели птицы, воздух – сплошной озон, очень чистый. Здесь так спокойно, ничто не напоминает о войне, а там…
В 22 часа высадились на станции Луга-2. Разгрузились и достигли нового лагеря 2 июля в 7 утра.

2.07 Нахожусь с колонной в лесах под Лугой. Моральное состояние хорошее, солдаты отдохнувшие. Пока что они отдыхают и готовят машины к маршу.

3.07 Мы стоим на оборонительном рубеже Северо-Западного фронта. Сегодня два раза объявляли воздушную тревогу, но бомбежки не было. Водители ремонтируют машины, мотоциклисты возятся с мотоциклами. В том, что касается моторов, дела у меня неважные.

9.8 Все это время я со всей колонной просидел далеко в тылу, в районе НОВЫЕ КРУПЕЛИ.

10.8 Приказали явиться в штаб. Пришел приказ передать командование колонной старшему лейтенанту, который приехал из академии.

11.8 Целый день занимался передачей колонны.

12.8 Ожидал нового назначения.

15.8 Получил 3 взвод 2 роты. В 19.30 немцы начали обстреливать дальнобойной артиллерией район ТОЛМАЧЕВО. Я моментально оказался в своей землянке, а над головой летали «чемоданы». Ощущения во время такой «вечеринки», когда над тобой свистят снаряды, не особо приятные. Рота готовится вернуться на передовую. Сегодня я принял боевое крещение. Также сегодня ходил в баню.

16.8 День прошел спокойно, вчера на передовую не отправился. Только в 16.00 пролетел в воздухе не то снаряд, не то самолет. Целый день лежал и читал уставы. Настроение нормальное.

17.8 Получил задание. В 11 часов выехал в город Л., чтобы подготовить к подрыву дома, фабрики и казармы. Там я закончил к 21.00. На участках, близких к передовой, попал под артобстрел. Но мне повезло выбраться целым. Немец весь день обстреливает город. Свой штаб я перенес в типографию. Элегантный подвал. Переночевал в штабе.

18.8 Все нормально. Артиллерийская канонада треск пулеметов итд. Жду приказа. В районе Военного Городка наши взяли немцев в мешок. Сегодня утром мешок закрыли и стреляли, пока все попавшиеся паразиты не были уничтожены.[1] Немец отошел на 2 км. Был на своих точках. В аптеке старшина Кириллов нашел спирт и напился. До того был пьян, что пришлось его уложить в постель. Водителю Иванову, который привез еду, Кириллов дал выпить спирта и тот также был пьян. Пришлось и его укладывать спать. Черт знает, что за глупость с этим спиртом!

22.8 Вчера ночью три моих точки бомбили. Здание аптеки задело, начался пожар и от него взорвались снаряды. На моем командном пункте разорвались три бомбы, жертв не было. Сегодня в 10 часов на крыше разорвались 4 снаряда, потерь не имел. Двоих за пьянство отправил в штаб батальона. Сегодня сдал туда Иванова за самовольную отлучку. Собираюсь переносить командный пункт, заместителя отправил на разведку.

23.8 В 21.00 пришел приказ взорвать город Лугу и возвращаться в свою часть. Под артиллерийским огнем противника производил подрывы. Это была жуткая картина. Дело прошло нормально. Отход тоже провел организованно, хотя все время находился под обстрелом. Всю ночь пытался установить связь со своими.

24.8 В 5 утра прибыл в свою часть. Получил невеселые новости. Наш корпус окружен. Связь с Ленинградом прервана. Ночь прошла спокойно.

25.8 Окапывал штаб батальона. Моё подразделение получило приказ взорвать железнодорожный мост через реку Луга. Противник его обстреливает. Тол подвозим на бронеавтомобилях. Присутствовал командир батальона, много ругался. Забрал 15 ящиков тола. Мост взорвали, при этом потерял командира отделения Сотникова. Жаль, умелый был парень.

26.8 Ничего существенного не произошло.

27.8 Наша рота получила приказ присоединиться к 483 полку. В 8 часов вечера выступили и прошли 7 километров, затем нас догнал на «козле» командир батальона, приказал поворачивать и присоединяться к 1-му батальону 502 сп. Соединились с батальоном, всю ночь шли маршем. Марш был трудный.

28.8 Переночевали в районе деревни ЛУГИ. В 10 часов выступили в направлении деревни ЧАЩА. В 22 часа достигли деревни и заняли оборону.

29.8 Утром в 8 часов получили приказ наступать на дер. НОВИНКА. В 11 часов достигли деревни, немцев там не оказалось. Заняли оборону. Разведка доложила, что немцы захватили станцию НОВИНКА.В деревне НОВИНКА они побывали до нас, съели всех кур,  выкачали весь мед из ульев, оставили деревенским деньги – русские, выпущенные Временным Правительством. Населению они сказали, что 10 сентября будет большой праздник, мы возьмем Петербург и закончим войну. Ночь провел в немецких окопах.

30.8 Окопы у немцев очень удобные. Черт возьми, надо воздать им справедливость, окапываются лучше, чем мы. В 9 часов позавтракали. В 10 немцы пошли в атаку. Бой был короткий. Огонь со стороны атакующих мощный и действенный. Со стороны противника было 6 танков, 2 танка и одну бронемашину во время боя подбила наша артиллерия. Мы потеряли 2 противотанковых пушки. Наши войска попали в сложное положение и, понеся крупные потери, начали отходить с поля боя. Из своего взвода я вывел только половину, мой ординарец ранен. Противник выгнал нас из Чащи, забрались в болото и стали приводить себя в порядок. Командира роты и политрука нет, я остался один из офицеров, кроме меня только один взводный, сержант. От взвода осталось 12 человек и обоз.

31.8 Получили приказ занять оборону в районе деревни Чаща. Шли ночным маршем. Во время занятия позиций получил задачу поставить мины. При выполнении задачи был ранен упомянутый мной политрук сержант Гибман. ( Gibmann)

1.9 Нашел 1-ю роту батальона. Решил действовать вместе с командиром 1-ой роты, пытаться прорваться из окружения и вывести транспорт. Мы торчим в болоте, тысячи человек работают на дороге. Картина отступления наших войск.

2.9 Приказа выдвигаться так и нет.

8.9 Многое пережил я за эти 6 дней. Много раз уже прощался с жизнью. Много видел ужасов и то, что я за это время повидал и пережил, никогда в жизни не повторится. Да, минуты счастья, как и большое горе, переживаешь раз в жизни или очень редко. Пять минут назад наш лес бомбили, картина ужасная, к тому же выброшены парашютисты. Очень много я в это время передумал. Исходя из обстоятельств и их точной оценки, невольно приходишь к выводу, что без помощи спасение невозможно. Снова эти черти сюда летят. Спасения нет. Остается только ждать, но чего? Продовольствия у нес только на 2 дня. Осталось три возможности: голодная смерть, смерть от рук немцев или плен из-за внезапного окружения. Последнее не рассматривается, в плен я не сдамся.
Черт побери, неужели мать меня рожала, чтобы от проклятых гадов, ненавистных немецких людоедов принять смерть?
Я ко всему готов. «Солдат исполняет то, что ему предписано», а я солдат. Только сына жалко, кто его воспитает без отца? В то же время в сердце живет надежда, что он за мою смерть отомстит. Расти, Тапочка, будь мужчиной, и не забывай, что у тебя есть отец (или был). А если я погибну, отомсти за меня и за всех.
Эти мои строки будут последними. Останусь в живых, напишу еще. Если погибну и эти строки кто-нибудь найдет, прошу по возможности переслать по следующему адресу:
Украина, Харьковский район, город Изюм, почтовое отделение Песчанск, Глухой переулок №3, Оноприенко Марии Алексеевне.

24.9 Дату ставлю произвольно, поскольку потерял ориентацию. В настоящий момент нахожусь в деревне КРИВИНО. От нашего батальона осталось всего 16 человек, из офицеров – ст. лейтенант Сидоренко[2] и мл. лейтенанты Антипов[3] и Рыбченко[4]. Остальные  либо погибли либо блуждают где-то, также, как и мы.
До этого дня мы блуждали с целью пробиться, но теперь забрались так далеко, что цели уже нет, вот  я сижу на околице под деревом, прямо на земле. Сыро, голодный, как собака, грязный и заросший, как никогда.
Питаемся тем, что выпросим и копаем колхозную картошку, так как по сути никаких колхозов больше нет. Такова моя жизнь, и я принял решение вести дневник дальше. Уже не как младший лейтенант Оноприенко, а просто как живое существо. Зачем? Поскольку цели нет, никакой, оно просто существует, но оно оставит тетрадь. Я расскажу, что переживаю в своей кочевой жизни. Что ждет впереди? Неизвестность. А позади у меня ужасы, при воспоминании о которых волосы встают дыбом. Только что отправил Ковалева и Батиева найти, где нам сварить картошку. Прошел уже час, но ни один из них не вернулся. Часто думаю о семье и далекой родине, Украине.
От одних мыслей о вас, мои любимые, сердце плачет.
Батиев вернулся. Поспали, приготовили обед в русской бане. Последняя по украинским меркам – свинарник.  Вечером пошел по деревне, выпросил молока. Чертова баба дала половину молока, половину воды,  я всю ночь мучился животом.

25.9 Спал я адски. В 8 часов приготовили в бане завтрак: картошку с горхом. Хлеба у нас нет, никто не дает. После завтрака пойду с молодыми на сборный пункт, т.е. на вчерашнее место. В 10 часов тронемся в путь…..

[1] Военный Городок ( современный п. Городок) в 4 км. южнее Луги. Был занят полицейской дивизией СС  18 августа.  Об окружении и уничтожении прорвавшихся немцев частями 177 сд докладывали в политдонесениях, однако в итоге казармы военного городка остались за противником.

[2] Сидоренко Александр Григорьевич 1914 г.р., числится пропавшим без вести с 18.08.41

[3] М.б. Антипов Петр Петрович, 1909 г.р., комвзвода в отдельной роте химзащиты 177 сд. Числится пропавшим без вести с августа 1941.

[4] Рыбченко Дмитрий Куприянович, 1909 г.р., командир взвода 333 отд. сап. бат. Числится пропавшим без вести с августа 1941

спасибо


Комментарии могут оставлять, только зарегистрированные пользователи.