Аллегория, кстати, не так примитивна, как кажется. С одной стороны, вроде бы, все ясно: Сталин - воин добра, аналог Георгия Победоносца, на которого нападают силы зла в виде медведя (буржуазия), льва (реакционное духовенство), собаки (белогвардейщина) и змеи в дореволюционной инженерской фуражке (тут, очевидно, намек на недавно завершившийся процесс "инженеров-вредителей", которых на тогдашних советских карикатурах обычно рисовали в таких фуражках).
Мальчик справа, которого, как бы, защищает Сталин, это явная отсылка к классическому христианскому архетипу доброго пастыря, то есть Христа, несущего заблудшую овцу.
Однако, приглядевшись, начинаешь замечать, что лицо у "Христа" в пионерском галстуке хоть и красивое, но не доброе, а главное - что несет он вовсе не овцу, а козла! Ну а кого символизирует козел в христианстве, думаю, объяснять не надо. И тут картина приобретает совершенно иной смысл. Выходит, мальчик-то не Христос, а Антихрист. Этот скрытый смысл не разглядели сталинские цензоры, иначе картина наверняка была бы уничтожена, а ее автора ждали бы очень большие неприятности.
Однако художник Столбов никаким репрессиям не подвергался и умер, хотя и в 1937 году, но естественной смертью, а его "Аллегорическая композиция" продолжала висеть в Вятской художественной галерее.
Комментарии
RSS лента комментариев этой записи