fly

Войти Регистрация

Вход в аккаунт

Логин *
Пароль *
Запомнить меня

Создайте аккаунт

Пля, отмеченные звёздочкой (*) являются обязательными.
Имя *
Логин *
Пароль *
повторите пароль *
E-mail *
Повторите e-mail *
Captcha *
Март 2024
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
26 27 28 29 1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30 31
1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Рейтинг 5.00 (2 Голосов)

«Великая война» подарила миру не только новые технологии, вооружения, методы введения войны, но и также новые виды психических травм.

Первые исследования на эту тему появились еще в США в ходе Гражданской войны. Авторы исследований по-разному называли военный невроз: солдатское сердце, тревожный невроз, синдром Да Коста, тревожное сердце. Считалось, что это вызвано плохой дисциплиной и трусостью солдата, но во время Первой мировой войны весь мир признал это как особый феномен войны. У солдат нарушалась координация, они становились слепы и немы без каких-либо физических повреждений.

Психиатры еще во время русско-японской войны выявили подобное расстройство и призывали властей признать именно психически больными солдат, попавших в военные госпитали. Российские психиатры предлагали ввести такое понятие как «травматический невроз». В 1904 году началась организация психиатрических госпиталей на Дальнем Востоке. И уже в начале Первой мировой в Российской империи были подготовлены военные лечебницы для пациентов, страдающих неврозами.

Самое понятие «Снарядный шок» (shellshock) впервые был озвучен британским психиатром Чарльзом Майерсом в 1915 году, были длительные споры среди психиатров, в 1917 году британское военно-медицинское общество даже запретило упоминание этого психического расстройства. Многих смутила недостаточно четкая формулировка, «снарядный шок» можно было связать с различными расстройствами, которые не имели никакого отношения к военному опыту. Также воспринимали этот термин как трусость военных, нежелание людей воевать, а многих пострадавших от невроза называли симулянтами.

Так описывал командование писатель Стефан Бряйс в книге "Почта для госпожи Бромли»:

Я слышал рассказы о солдатах, которые внезапно сходили с ума, теряли голос или начинали бесцельно двигаться. Обычно это считалось симуляцией, и вместо того, чтобы отправиться домой, они представали перед трибуналом.

К декабрю 1914 года военным неврозом страдали 10% офицеров и 4% солдат британской армии. Уже после битвы при Сомме в 1916 году «снарядный шок» был назван причиной 40% военных потерь. Медики и в первую очередь само командование были взволнованы этой информацией и начали изобретать методы по лечению невроза.

Бои «Великой войны» давали мощное психологическое давление на военнослужащих. Сотни тысяч человек подвергалось психологическому воздействию, со временем солдаты теряли боеспособность. Чем дольше шла война, тем больше появлялось новых пациентов в госпиталях с таким диагнозом. Больные страдали судорогами, проблемным сном, резким звоном в ушах и многим другим, что мешало жить даже далеко от мест боевых действий.

Никто лучше не опишет состояние солдата как сам участник войны и писатель Э.М. Ремарк:

Мы видим людей, которые еще живы, хотя у них нет головы; мы видим солдат, которые бегут, хотя у них срезаны обе ступни; они ковыляют на своих обрубках с торчащими осколками костей до ближайшей воронки; один ефрейтор ползет два километра на руках, волоча за собой перебитые ноги; другой идет на перевязочный пункт, прижимая руками к животу расползающиеся кишки; мы видим людей без губ, без нижней челюсти, без лица; мы подбираем солдата, который в течение двух часов прижимал зубами артерию на своей руке, чтобы не истечь кровью; восходит солнце, приходит ночь, снаряды свистят, жизнь кончена.

Медики всячески пытались найти способ лечения, но в большинстве случаев им это не удавалось. Солдат отправляли на долговременное лечение в тыл или в отпуск с сохранением гражданских прав. В Российском империи людей с таким диагнозом лишали гражданских прав и пенсий. В народе таких людей часто называли «живыми мертвецами». В 1917 году во Франции вдали от фронта были выделены места для пациентов с неврозом. Врачи надеялись вылечить военнослужащих до того, как это станет невозможно.

Прежде всего «снарядный шок» вызывался артиллерийскими обстрелами. Люди долгое время сидели в грязных траншеях, в полной антисанитарии без должного лечения и в постоянном ожидании смерти.

Даже после окончания войны людям, получившим «снарядный шок», требовалось постоянное лечение. Как описывает британский историк Фиона Рейд, такие люди после войны получали пенсии по инвалидности, но только в том случае, если за ними требовался постоянный уход. Пенсии были небольшие, и все средства уходили на это же лечение.

Ожидалось, что после такого врачи пересмотрят отношению к «снарядному шоку» и будут применять в будущих военных конфликтах опыт, накопленный за годы Первой мировой. Но вскоре все забыли об этом. К началу следующей мировой войны знания были утеряны. Практически никто не вспоминал об этом психическом заболевании. Современный термин «Посттравматическое стрессовое расстройство» появился в 1968 после войны во Вьетнаме. По новым исследованиям расстройство появлялось не только у солдат во время войны, но и вообще любых людей, попавших в длительное тревожное состояние.

Пруф


Комментарии могут оставлять, только зарегистрированные пользователи.