fly

Войти Регистрация

Вход в аккаунт

Логин *
Пароль *
Запомнить меня

Создайте аккаунт

Пля, отмеченные звёздочкой (*) являются обязательными.
Имя *
Логин *
Пароль *
повторите пароль *
E-mail *
Повторите e-mail *
Captcha *
Март 2024
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
26 27 28 29 1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30 31
1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Рейтинг 5.00 (8 Голосов)

Итальянцев во Второй мировой порой вспоминают с иронией. Но и у них были эпизоды, достойные наследников Древнего Рима. Один из них — судьба дивизии «Ариете».

Сегодня в память об «Ариете» назван основной боевой танк, состоящий на вооружении современной итальянской армии. Точно так же называется и единственная оставшаяся у итальянцев бронетанковая бригада. Откуда у итальянских танкистов любовь к таранам? Ведь именно так переводится слово «Ariete». Таран, увенчанный бараньей головой, изображён и на эмблеме бригады.

И танк, и бригада названы в честь 132-й бронетанковой дивизии итальянской королевской армии, сражавшейся в Северной Африке в годы Второй мировой войны.
Если многие итальянские дивизии оставили о себе память в духе анекдота — «Мамо, пишите сразу в плен» — то танкисты «Ариете» впечатлили своей доблестью даже суровых тевтонов Роммеля. Которых, собственно, и спасли под Эль-Аламейном. Но обо всём по порядку.

Дивизию создали в 39-м году в Милане. В январе 41-го она высадилась в Триполи и вошла в состав ХХ-го мобильного корпуса итальянской армии. Вместе с Роммелем они двинулись в путь к Нилу и пирамидам.


Бойцы дивизии на привале

По пути бойцы «Ариете» проявили себя настолько лихо, что в британских мемуарах их поминают как «тех чёртовых итальянцев». Клёпанные L13/40 и L14/41 со старыми 47-мм пушками были немногим лучше советских Т-26 и стремительно устаревали, а по другую сторону фронта появлялись всё более совершенные машины — сначала «Гранты», а затем и «Шерманы».


Танковая колонна M13/40 в Северной Африке (1941)

Но танкисты и берсальеры (стрелки) «Ариете» раз за разом наносили британцам обидные поражения и брали множество пленных.

Летом 42-го года их противотанковые возможности несколько улучшились с появлением САУ Semovente da 75/18. В бою под Эль-Газалой несколько этих самоходок «Ариете» остановили атаку 30 «Грантов» и 10 «Стюартов», уничтожив 15 средних и 5 лёгких английских танков ценой потери лишь 2 своих САУ.


Дивизия на марше

К ноябрю 42-го наступательные возможности армии «Африка» оказались исчерпаны, тогда как союзники подготовили большое наступление. Его целью было ликвидировать ядро группировки «Ось» под Эль-Аламейном. Главный удар планировалось нанести в полосе ответственности ХХ моторизованного корпуса, после чего стремительно обойти стоявший севернее Африканский корпус, прижать его к морю и уничтожить.

В направлении главного удара как раз и оказалась изрядно потрёпанная непрекращающимися боями дивизия «Ариете».


Наступление английских танков на немецкие позиции, Северная Африка, 24 октября 1942.

Первой встретила атаку нескольких десятков британских танков рота лейтенанта Луиджи Арбиба Паскуччи — из 11 давно устаревших L13/40. Дивизия начала отступать на запад. Паскуччи получил приказ задержать противника, сколько сумеет. И он сумел.

На неполной дюжине древних машин рота лейтенанта Паскуччи двинулась в безумную контратаку на центр наступающей 8-й британской танковой бригады. Меткий огонь и решительность итальянских танкистов смешали ряды английских машин. Британская бригада начала отступление; видимо, её командиры решили, что за отчаянной ротой движутся крупные силы противника. Но разница в численности и качестве машин сделали своё дело.


Луиджи Арбиб Паскуччи

Все 11 итальянских танков были уничтожены, пал смертью храбрых и лейтенант Паскуччи.
Посмертно он был награждён Medaglia d’oro al valor militare — золотой медалью за воинскую доблесть.

«Командуя танковым взводом, в ожесточённых боях последней битвы за Эль-Аламейн воспитал в своём подразделении высокие качества ума и сердца, показывая постоянный пример сознательного пренебрежения опасности. С неукротимой решимостью выполнял задачу по защите левого фланга базы, которая была почти окружена превосходящими бронетанковыми силами противника, тем самым позволив выйти из окружения другим своим частям.
Сознавая необходимость остановить противника, пусть даже на короткое время, несмотря на адские бомбардировки и не обращая внимания на подавляющее превосходство противника, командир одиннадцати уцелевших танков бросил все свои силы в контратаку, тем самым вынудив противника отступить в беспорядке и с большими потерями, продемонстрировав большое самопожертвование и героизм своих солдат. Они не вернулись с кровавого поля боя, но на нём остались обломки их боевых машин в качестве свидетельства возвышенного и отчаянного поступка и как пример духа жертвенности, самоотверженности и товарищества, которые привели к самому высокому героизму. Бир-Эль-Абд — Фука (Северная Африка), 4-5 ноября 1942 года.» — Из представления к награде.

Самоотверженность роты Паскуччи не спасла дивизию: сказалась, в числе прочего, низкая скорость устаревших машин. Британцы вскоре настигли «Ариете» и окружили её.

Спустя несколько часов дивизия, потерявшая почти все машины, передала последнее сообщение: «Танки противника прорвались к югу от нас. Мы окружены в 5 километрах к северо-востоку от Бир-эль-Абда. Танки „Ариете“ продолжают бой!».


Захваченый англичанами M13/40

Большинство бойцов дивизии навсегда остались в сахарских песках, из боя вышли только 12 танков и отряд берсальеров, сумевших прорваться к Роммелю.
Но стойкость «Ариете» позволила Лису Пустыни ускользнуть из готового захлопнуться британского капкана. А память об отваге воинов сохраняется в названии современного итальянского танка и хранящей её традиции воссозданной бригаде «Ариете».


Комментарии могут оставлять, только зарегистрированные пользователи.