Прежде чем перейдем к описанию сухих бромсеребряных желатиновых слоев, изобретенных в 1871г. расскажем о том, в каких условиях приходилось работать фотографам того времени, использующих мокроколлодионный процесс.
Сложность процесса была в том, что эфир очень быстро испарялся из коллодия, пластину нужно было проявлять сразу же после экспозиции. В экстремальных климатических условиях все это было сопряжено со значительными трудностями, ведь подготовка пластины должна была проводиться в почти полной темноте. Фотограф должен был не только передвигаться с камерами, треногами, объективами, но и должен был нести с собой «темную комнату» с химикалиями, стеклянными пластинами различных размеров, подходящих для его камер, дистиллированной водой, измерительными банками и подносами и т.д. Все эти принадлежности весили около 55 кг. Для проявки использовались не только специальные палатки, но и плетеные корзины, лодки, железнодорожные вагоны, экипажи и ручные тележки.
Один из них таких фотографов - эктремалов, основатель туристической фотографии Френсис Фрит (Francis Frith, 1822–1898) - состоятельный и преуспевающий английский бизнесмен, который к 1855 г. продал свое дело и посвятил оставшуюся жизнь фотографии. Впрочем, и здесь ему сопутствовал коммерческий успех. Более всего Фрит известен своими фотографиями, сделанными на Ближнем Востоке во время поездок 1856–1859 гг.
Френсис Фрит портрет
Фрит стал одним из первых европейских фотографов, открывших Ближний Восток для западной публики, и, наверное, самым плодотворным из них.
В 1856 году Фрит совершил путешествие в верховья Нила, делая снимки камерами различного размера, одна из которых могла фотографировать на огромные пластины размером 16 на 20 дюймов. Начав свое путешествие в дельте, он поднялся по реке более чем на 1300 км до Пятого Водопада, дальше нынешней границы Египта с Суданом. Он сделал превосходные снимки пирамид и Великого Сфинкса в Гизе, храмов в Карнаке и Луксоре, монументальных скульптур, полузасыпанных песками в Тебесе, а также остатков архитектурных сооружений, видневшихся на фоне нильской воды в Филе.
Абу-Симбел
Абу-Симбел, храм Рамзеса II
Асуан. Место высадки
Великая пирамида и Сфинкс
Игла Клеопатры
Каир в 1858 году
Фивы.Фасад храма Сети I в Курне
Трудно представить, какая сила духа и изобретательность требовались от Фрэнсиса Фрита, чтобы получить эти великолепные фотографии. При сухой жаре Египта мокроколлодионная пластина высыхала быстрее, чем за обычные десять минут в жаркий летний день в Англии. Каждое движение в темной и душной палатке нужно было рассчитать, пары эфира валили с ног. Температура в пустыне часто достигала 42 градусов, а внутри палатки все 45 градусов, коллодий закипал. Иногда при неожиданных песчаных бурях песок попадал на пластины и оставлял свои отметины либо делал их полностью непригодными. Несмотря на все эти трудности, Фрит сумел сберечь достаточное количество негативов, чтобы сделать подборку исключительных фотографий, а потом опубликовать их в своих книгах.
По возвращении в Англию Фрит основал фирму для публикации материалов своих путешествий. Так, например, в 1862 г. он издал отдельной книгой серию из ста стереофотографий, к каждому экземпляру которой дополнительно продавался миниатюрный стереоскоп. В общем, став фотографом, Фрит не потерял навыков коммерсанта.
А какую выносливость необходимо было иметь для работы в горах, чтобы использовать коллодионный процесс на обдуваемых ветрами горных пиках высотой около пяти километров в разреженной атмосфере Альп? Самые лучшие фотографии горных пейзажей тех времен - работы братьев Биссонов: Луи Огюста (Louis-Auguste Bisson, 1814–1876) и Огюста Розали (Auguste-Rosalie Bisson, 1826–1900). Свою карьеру они начали в сороковых годах с того что старший брат открыл фотоателье, а вскоре к нему присоединился и младший.
Двадцать четыре фотографии размером 9х15 и 12х17 дюймов были сделаны братьями Биссон в 1860 году во время высокогорной экспедиции в Швейцарии.
При воссоединении Савоя и Франции вместе с Наполеоном III и императрицей Биссоны они отправились в Шамони, чтобы совершить восхождение на Монблан. Братьям не удалось достичь вершины, но большие стеклянные негативы, сделанные ими во время восхождения, легли в основу альбома великолепных альпийских видов.
Они покрывали пластины коллодием, который на альпийском морозе с трудом вытекал из банки, а после проявки они промывали их растопленным снегом. Несмотря на плохое покрытие пластин, что отразилось на качестве воспроизведенного неба, фотографии гор превосходно продемонстрировали художественное мастерство этих авторов, их умение драматически построить композицию в мире голых скал и белых снегов. Для осуществления этой цели им понадобилось взять с собой 250 кг. багажа, воспользовавшись услугами 20 носильщиков.
Братья Биссон. Восхождение на Монблан. 1860.
Еще одним мужественным фотографом, первым снявшим военные действия, был Роджер Фентон (Roger Fenton, 1819 -1869) - первопроходец британской фотографии, первый официальный военный фотограф. Он снимал Крымскую войну в 1855 году. В его распоряжении был фургон с пятью камерами, семьюстами стеклянными пластинками, химикатами и несколькими ассистентами, который служил проявочной, на котором было написано «Фотографический фургон».
Мобильная фотолаборатория первого в истории военного фоторепортера Роджера Фентона, 1855 год
Он снимал укрепления, корабли и склады, военные сооружения, поля сражений, офицеров и рядовых, а также самых привлекательных работниц кухни в тылу, выступавших на войне еще и в роли сестер милосердия.
Развалины генуэзской крепости в Балаклаве
Офицеры 57-го полка
Французская маркитантка-трактирщица в форме зуавов
Балаклавская гавань, пирс
Омар Паша. Командовал турецкой армией, действовавшей на Дунайской линии. Достиг звания сардарэкрема (фельдмаршала).
Жара, стоявшая на Крымском полуострове, а также необходимость долгих экспозиций — все это создавало трудности в подготовке коллодионных стеклянных пластин. Они не могли долго храниться, и в самые жаркие дневные часы Фентон съемок не производил.
«Приходится из-за жаркого климата разводить куда больше коллодия, чем требовалось в Англии; и даже при соблюдении подобных предосторожностей трудно добиться равномерности пленки на большой пластинке: еще до того, как излишек коллодия успевает стечь вниз, в верхней части пластинки уже все высыхает» - так писал он в книге «Повествование о фотографической поездке к театру военных действий в Крыму».
И все же, несмотря на все неудобства, невзирая на эпидемии в этом районе, Фентон за четыре месяца сделал более 300 негативов. Эта съёмка сделала Фентона всемирно известным и он попал в список 100 фотографов, которые изменили мир. Сохранились также его снимки Лондона, Петербурга, Москвы и Киева.
Кремлёвская набережная за 9 лет до отмены крепостного права в России
Купола Москвы 1852 г.
Киево-Печерская лавра с другого берега Днепра, 1852 г.
Смольный монастырь, Петербург, 1852 г.
2024
Подробнее
Возврат
Подробнее
Возврат
Подробнее
БОИ ЗА БАСТОНЬ ГЛАЗАМИ НЕМЦЕВ
Подробнее
За что командир советской подлодки "Щ-408" получил орден Британской империи
Подробнее
За что командир советской подлодки "Щ-408" получил орден Британской империи
Подробнее
Германо-советский договор о дружбе и границе между СССР и Германией
Подробнее
Германо-советский договор о дружбе и границе между СССР и Германией
Подробнее
О пророчествах весны 1941-го.
Подробнее
Подборка
Подробнее