Искусство начала прошлого века, период, который в России получил название «серебряного века», прекрасно. Оно отражает в полноте декадентство последних мирных лет перед началом грандиозной мясорубки и последовавших за ней не менее великих потрясений, таких как крушение аж четырёх мировых империй и страшнейшая возможно в мировой истории пандемия гриппа-«испанки», унесшего жизни по разным подсчётам от пятидесяти до ста миллионов человек. Это конец одной эпохи и начало другой, водоразделом между которыми стала Великая война.
Декаданс проходит красной линией во всех сферах бытия «европейской» цивилизации начала прошлого столетия. Наивысший пик-последыш века девятнадцатого и одновременно бурное начало нового.
Цивилизация XIX века достигла своего предела. Говоря «цивилизация» я прежде всего в данном случае подразумеваю цивилизацию «белую», «европейскую», как доминирующую на тот момент в мире. Предел достигнут в экспансионизме: мир завоёван и поделен между сильными и теперь остаётся только вырывать куски пожирнее у других таких же хищников. В технике заканчивается век пара: ему на смену идут бензин и электричество. Пар ещё подержится в некоторых сферах, но доминировать уже не будет, постепенно вытесняясь дизелем и электричеством. Кардинально меняется военное искусство: в связи с быстрым техническим перевооружением радикально изменяются стратегия и тактика ведения войны, чему ярким свидетельством стала Великая война.
В чём-то атмосфера схожа с той, что царила во Французском королевстве перед Великой Революцией: с одной стороны валовое нарастание новаций и противоречий со старым, а с другой – нежелание их замечать и принимать, попутно доводя до критического предела всё «прежнее», что при столкновении критических масс привело к закономерному взрыву, хаосу, разрушениям и гибели человеческих жертв.
В воздухе витает неотвратимое ощущение надвигающейся катастрофы. В искусстве это отразилось острее всего. В своих противоположностях классики и авангардизма.
В архитектуре – вычурный модерн, подражание барокко, на смену которому вскоре придут функционализм, конструктивизм, эстетика баухауса.В литературе классиков теснят модернисты, да и уходят столпы классики – Толстой, Марк Твен. В изобразительном искусстве «в тренде» остаются манерные романтичные прерафаэлиты и близкие им, но с начала века начинается ломка привычных сложившихся стереотипов и правил: это всякие кубисты- орфисты-футуристы-абстракционисты и прочие «-исты».
То же самое касается и музыки. Игорь Стравинский, Бела Барток, Арнольд Шенберг, Клод Дебюсси и Морис Равель ломают привычные каноны музыки, а появление средств звукозаписи монументально расширяет аудиторию.
Бердяев даже пишет « Кризис искусства» в 1918 году.
О цикличности цивилизации я уже не раз писал, но чем глубже залезаешь в вопрос, тем чётче вырисовывается картинка. Эту цикличность ярче всего проявляет именно искусство как зеркало восприятия мира.
Одним из ярких выразителей «нового искусства» стала балерина Айседора Дункан.
Танцовщица-новатор, основоположница свободного танца. Разработала танцевальную систему и пластику, которую связывала с древнегреческим танцем. Дункан не была просто артисткой и танцовщицей. Её стремления шли намного дальше простого совершенствования исполнительского мастерства. Она, как и её единомышленницы, мечтала о создании "нового человека", для которого танец будет более чем естественным делом. Особое влияние на Дункан, как и на все её поколение, оказал Ницше.
Вероятно танцевала она и в самом деле божественно: ибо красавицей назвать её сложно - ни лицом, ни фигурой Дункан не блистала. «Лошадиные стати» и лицом похоже тоже поделилось это благородное животное.
Собственно, её жизнеописание и достижения пересказывать здесь не вижу смысла – всяк гуглящий да обрящет. В истории Айседоры Дункан меня как автоисторика больше интересуют её отношения с автомобилем. А они были непростыми и трагически закончились. И как раз с её кончиной связан один миф, давным-давно кочующий по всем материалам, связанным с ней, проявляясь в кино, изобразительном искуссве и жизнеописаниях. Обычно считается, что погибла она в автомобиле Bugatti, но именно здесь собака и порылась.
На самом деле случилось всё в тоже французском и весьма похожем на «Бугатти» Amilcar CGSS.
Далее приведу интересные подробности мифа о "Бугатти". Внешне-то Amilcar CGSS и Bugatti Type 35 достаточно схожи - попутать и впрямь несложно. И для легенды куда более широко известная и "аристократическая" марка Bugatti подошла лучше, нежели малоизвестный за пределами Франции "Амилькар". Вот и имеем с давних пор растиражированный фейк.
Дальнейший рассказ любезно предоставлен автором – Еленой Шатровой.
В жизни Айседоры Дункан, известной танцовщицы и второй жены Сергея Есенина, автомобили играли странную и страшную, поистине мистическую роль. В 1913 году в Париже при загадочных обстоятельствах погибли двое ее детей и гувернантка — автомобиль «Рено», в котором они ехали, упал в Сену. Сама Айседора множество раз попадала в аварии, разъезжая по России, а в путешествии по Европе с Сергеем Есениным им пришлось сменить 4 автомобиля. Пылкая и неудержимая Айседора постоянно терроризировала водителей, чтобы те ехали быстрее — что, конечно, неоднократно заканчивалось неприятностями.
4.
Одна из близких подруг Айседоры Дункан как-то написала про нее: «Быстрое движение было для нее так же необходимо, как дыхание. Она жила только тогда, когда неслась как сумасшедшая, останавливаясь только затем, чтобы поесть и выпить... Я до сих пор не понимаю, как мы не разбились раз двадцать, если не больше».
6.
Кульминация трагических взаимоотношений великой танцовщицы с автомобильным миром той эпохи наступила 14 сентября 1927 года в Ницце. Около 8 часов вечера Айседора Дункан отправилась обедать в кафе неподалеку от гостиницы, где она остановилась, вместе со своей подругой Мэри Дести (со слов которой позже и были восстановлены события) и кинематографистом Иваном Николенко.
9.
Уходя из отеля, Айседора надела креповую шаль с длинной бахромой и изображениями птиц, цветов и китайских иероглифов, а также оставила на двери комнаты записку своему последнему на тот момент возлюбленному — Бенуа Фалькетто. Он был владельцем гаража «Гельвеция» в Ницце и разъезжал на очень популярном в то время во Франции двухместном спортивном автомобиле Amilcar CGSS. За обедом Мэри Дести внезапно почувствовала недомогание, и Дункан с Николенко пришлось ее увести. Когда они переходили улицу к Отелю, на Мери вдруг напали странные переживания, и она принялась отговаривать Айседору от поездок этим вечером, особенно на автомобилях, и особенно с Фалькетто. Однако Дункан была в отличном настроении и ответила Мэри так: «Даже если бы я знала, что это станет моей последней поездкой, то велела бы гнать во весь опор! Я снова влюблена!».
11.
Когда к отелю подкатил Фалькетто на Amilcar-е, Дункан стремительно спустилась вниз, и Мэри выбежала за ней, умоляя ее надеть хотя бы плащ, так как на улице холодало. Айседора же отказалась, отшучиваясь, что вполне достаточно и шали. Тогда Мэри, все еще терзаемая непонятными предчувствиями, обратилась к водителю со словами «Вы не понимаете, какую великую личность везете сегодня вечером. Умоляю вас, будьте осторожней...». Айседора же, веселясь, обмотала шаль вокруг шеи, поцеловала подругу и воскликнула: «Прощайте друзья мои, я иду к славе!».
Садясь в Amilcar, Айседора не обратила внимания на то, что конец ее шали свесился за борт и волочится по земле — в опасной близости от заднего колеса автомобиля.
Фалькетто также не заметил этого из-за особенности строения кузова Amilcar CGSS, в котором пассажирское сиденье расположено немного левее и позади водительского. Заметила это только Мэри Дести — и тут же закричала, предупреждая Айседору, чтобы та подобрала шаль. Однако ее не расслышали или не успели расслышать, Бенуа дал газу, бахрома шали попала в спицы заднего колеса, и она мгновенно натянулась, ломая шею Айседоры Дункан. Смерть зафиксировали в 9:30 вечера в клинике Сен-Рош в Ницце.
Впрочем, в описании катастрофы, которое приводит Мэри Дести в своей книге воспоминаний, Фалькетто назван Бугатти (вероятно, за прошедшие годы Мэри забыла настоящую фамилию невольного виновника трагедии или перепутала ее с предполагаемой маркой автомобиля):
«Я побежала вперед и сказала Бугатти:
— По-моему, вы не понимаете, какого великого человека вы сегодня повезете. Умоляю вас быть осторожным, и если она будет просить ехать побыстрее, умоляю — не делайте этого. Я сегодня страшно нервничаю.
— Мадам, бояться вам нечего, — ответил он. — У меня в жизни не было никаких аварий. Вышла Айседора. Увидев ее красную шаль, он предложил ей свой кожаный пиджак. Она закинула конец шали через плечо и покачала головой со словами:
— Adieu, mes amis. Je vais la gloire («Прощайте, друзья мои. Я иду навстречу славе!» — фр.). Это были последние слова, произнесенные Айседорой Дункан. Через минуту после этого она была мертва. Как объяснить, что произошло? Когда машина медленно двинулась и не успела еще отойти и на десять ярдов, я заметила, что бахрома ее шали тянется по земле, как текущая вниз тонкая струйка крови. Я закричала:
— Айседора, твоя шаль, твоя шаль! Вдруг машина остановилась, и я сказала Ивану:
— Беги быстрее к Айседоре и скажи ей, что у нее свисает шаль и что она разорвется. Я думала, что машина остановилась, потому что я крикнула, и бросилась к ней. Остановилось еще несколько машин, и Бугатти пронзительно закричал:
— J’ai tue la Madonne , j’ai tue la Madonne ! («Я убил Мадонну, я убил Мадонну!» — фр.).
Я подбежала к Айседоре и увидела, что она сидит на том же месте, что и две секунды назад, когда отъезжала, но ее прекрасная голова свешивается через борт, накрепко стянутая шалью.
Эта мощная гоночная машина была двухместная и очень низкая. Сиденье шофера было чуть впереди второго, так что Бугатти, чтобы увидеть шаль, должен был повернуться. Крыльев у машины не было, и когда Айседора закинула конец шали через плечо, тяжелая бахрома зацепилась за заднее колесо с ее стороны. Естественно, несколько поворотов колеса — и бедная прекрасная головка Айседоры ударилась о борт, лицо разбилось и было зажато, как в тисках. Первый же быстрый оборот колеса сломал ей шею, повредив яремную вену, и убил ее на месте, как она того всегда желала; она не мучилась ни секунды и не успела понять, что же происходит«.
Точно так же гибель знаменитой танцовщицы показана в знаменитом фильме «Isadora» (1968). В фильме, как вы сами можете убедиться, она садится в красный Bugatti type 35.
12.
Видимо, из-за воспоминаний Мэри Дести, едва ли ни единственной свидетельницы катастрофы, видевшей все происходящее в мельчайших подробностях, и возник миф о том, что виновником гибели Айседоры стал автомобиль «Бугатти».
13. Bugatti Type 35 '1924–30 На фото присутствует сам "патрон" Этторе Бугатти
И только самые дотошные биографы - такие, как Питер Курт в его работе «Айседора. Сенсационная жизнь», обращают внимание читателя на то, что виной всему был вовсе не «Бугатти», а «Амилькар Гран Спорт» (Amilcar Grand Sport). Эта модель была весьма популярна во Франции в конце 20-х годов, поскольку не раз одерживала победы в престижных спортивных соревнованиях. Кстати, известен даже регистрационный номер машины, принадлежавшей Бенуа Фалькетто — 1318М9. Чтобы убедиться в правоте Курта, достаточно просмотреть многочисленные газетные отчеты о происшествии.
Так что же представлял собой автомобиль, по вине которого произошла трагедия?
14. Amilcar CGS '1925–29
Кабриолет Amilcar CGS («Grand Sport») и его более спортивная копия CGSS («Grand Sport Surbaissé») с заниженным клиренсом (специально для гонок) были самыми популярными моделями фирмы Amilcar.
15. Amilcar CGSS. Снимок Жака Анри Лартига
Начал выпускаться этот автомобиль в 1924 году. На него устанавливали четырехцилиндровый двигатель объемом 1074 куб.см и мощностью 30 л.с., трехступенчаую коробку передач и тормоза на всех колесах. Модель CGSS была настолько популярна, что ее производили по лицензии в Германии (под маркой «Pluto»), в Австрии («Grofri») и в Италии («Amilcar Italiano»).
16.
Во Франции Amilcar CGS в шутку называли «Бугатти для бедняков» (возможно, именно поэтому стал так популярен миф о том, что шаль Айседоры Дункан попала в колесо именно автомобиля Bugatti). Модель очень хорошо продавалась (тогда она стоила порядка тысячи долларов США) и имела хорошие характеристики для любителей скорости — максимальная скорость CGS составляла около 75 миль в час, а так как некоторые модели успешно тюнинговались, то достигали и максималки в 85 миль в час. Модель CGS стала участвовать в гонках с середины 20-х годов.
17. Два Amilcar CGSS и Bugatti Type 35 шведской гоночной команды, 1936 год
Для гонок использовали шестицилиндровый двигатель объемом 1100 куб. см с нагнетателем, на одной из таких машин участвовал и знаменитый гонщик Андре Морель (André Morel). Прошло всего несколько лет с тех пор, как на Amilcar была выиграна первая в мире 24-часовая гонка, и гоночная CGSS тоже стала приносить плоды — отличные результаты были достигнуты на таких гонках, как Targa Florio и Mille Miglia.
18.
Неудивительно, что шаль Айседоры Дункан попала в спицы заднего колеса Amilcar, т.к. на некоторые гоночные модели не ставили крылья . А если и ставили, то лёгкие «велосипедного» типа.
20.
Всего с 1924 по 1929 годы было выпущено чуть меньше пяти тысяч таких CGS и CGSS.
21.
В 1937 году компания Amilcar объединилась с французским производителем оружия и автомобилей Hotchkiss, выпустив несколько новых моделей. Во время Второй мировой войны производство было свернуто и после войны уже не возобновилось.
22. Снимок сделан в Австралии
А злосчастный «автомобиль-убийца» с номером 1318М9 был продан на аукционе за огромную сумму в 200 000 франков, и со временем его следы затерялись...
А теперь еще раз вернемся к последним минутам жизни великой Айседоры Дункан.
23. Кадры из фильма "Айседора"
Она поцеловала подругу, обмотала шаль вокруг шеи и крикнула: «Прощайте, друзья мои, я иду к славе!». Если вспомнить ту трагично-мистическую роль, которую автомобили играли в ее жизни — это были не просто слова.
Злоупотреблявшая алкоголем, изрядно располневшая и почти неспособная танцевать, лишившаяся почти всех средств к существованию, Дункан хотела уйти из жизни красиво, в ореоле славы — и желала для себя «романтической» смерти. Такая яркая смерть казалась ей лучшим выходом из тускло-серого жизненного тупика. В последние минуты она словно предчувствовала свою трагическую и при этом театрально-эффектную гибель, о которой станут писать и десятилетия спустя.
25.
Вспомним и о том, что непосредственной «виновницей» катастрофы стала красная креповая шаль с длинной бахромой — а ее хозяйка часто танцевала с шалями или длинными полупрозрачными шарфами. Смерть Айседоры Дункан стала ее последним выступлением в роскошных декорациях Promenade des Anglais...
26. В Международном Институте Айседоры Дункан
27. В Международном Институте Айседоры Дункан
28. Айседора Дункан в окружении танцовщиц
29. Айседора с Сергеем Есениным
30. Один из сохранившихся Amilcar CGSS в процессе реставрации
31. Amilcar CGSS '1926 с кузовом "skiff"
32. Кокпит Amilcar CGSS. "Салоном" это язык не поворачивается назвать
33. Здесь хорошо заметно, насколько смещено назад пассажирское сиденье относительно водительского
2024
Подробнее
Возврат
Подробнее
Возврат
Подробнее
БОИ ЗА БАСТОНЬ ГЛАЗАМИ НЕМЦЕВ
Подробнее
За что командир советской подлодки "Щ-408" получил орден Британской империи
Подробнее
За что командир советской подлодки "Щ-408" получил орден Британской империи
Подробнее
Германо-советский договор о дружбе и границе между СССР и Германией
Подробнее
Германо-советский договор о дружбе и границе между СССР и Германией
Подробнее
О пророчествах весны 1941-го.
Подробнее
Подборка
Подробнее