
Если верить ученым, прообразы современных этикеток появились немного не мало, а аж...3 тыс. лет назад! Ими были кусочки папируса, которые египтяне привязывали к глиняным амфорам. Но только в XVI веке нашей эры немцы придумали печатные этикетки и ещё целых два века понадобилось, чтобы их по достоинству оценили фармацевты, парфюмеры и конечно же купцы и виноделы! В XX же веке производство этикеток и вовсе выросло до целой индустрии! Вашему вниманию коллекция всевозможных этикеток от спиртных напитков основу которой составляют этикетки от напитков отечественного производства советского и постсоветского периода...
Как я уже упомянул выше предками современных этикеток были клейма, которые ставили производители напитков (в основном вин) на амфорах, бутылях и глиняных сосудах, а также различные навесные «носители информации». До нашей эры человечество бумаги не знало, поэтому использовались, например, кусочки кожи или наклеивались крохотные клочки пергамента с пометками. Этикетки из фольги умели делать еще древние римляне: они раскатывали до тончайшего листка свинцовую полосу. К слову удивительно, но токсичные материалы для упаковки использовали еще совсем недавно. К примеру, оловянную фольгу — сплав, содержащий такие токсичные компоненты, как сурьма, свинец и медь...
Появление в Европе бумаги не могла не сказаться на внешнем виде этикетки. Сначала из-за дороговизны это был предмет роскоши, но постепенно бумага завоевал упаковочную сферу, поскольку гораздо лучше подходил для передачи информации: на бумажных этикетках помещалось больше сведений, чем на клейме или кожаном клочья. Но настоящее признание к этикетке пришло ближе к середине XVIII век когда была изобретена плоская печать, которая позволяла воспроизводить на этикетках цветные картинки и самой стремительно развивающейся областью этикетирования оказалось... у естественно:)

производство спиртных напитков!!!
Уже к 1820 году винные этикетки стали похожи на те, что мы знаем сейчас, но отличались строгим лаконичным стилем. Первоначально они имели простую прямоугольную или овальную форму. Со временем бурная фантазия виноделов превращала их в короне и на виноградные лозы. На смену преимущественно шрифтовом оформлению пришли всевозможные орнаменты, виньетки и гербы, ангелы, султаны в чалмах и Венеры, бытовые сцены и живописные пейзажи родины вин. Одно и то же вино могло иметь различную этикетку зависимости от страны, в которую оно экспортировалось (уже тогда предприниматели учитывали особенности национальной психологии!) Разумеется, никаких официальных правил относительно содержания этикетки не было: обычно указывалось происхождение вина (географическое название), имя создателя и место производства. Постепенно происхождение стало указываться все реже, а с 1834 года виноделы стали указывать год урожая. В конце XIX века появились надписи об особенностях вкуса и тип вина. Указывалась и профессия изготовителя (торговец, частный владелец). В период с 1820 по 1920 годы производство шампанского увеличилось с 2 до 20 миллионов бутылок в год (в 10 раз!); Наверное, не последнюю роль здесь сыграла этикетка. Несложный кусочек бумаги стал мощным двигателем торговли и средством общения с клиентом. Сегодня, по данным статистиков, на каждого европейца в среднем приходится 10 м этикеток в год. Теперь этикетка кроме минимума информации (названия, производителя, места изготовления), содержит рекламные призывы и указания к применению...
Первые этикетки на спиртном в России настолько обильно украшались вензелями и гербами, оригинальными шрифтами и виньетками, что могли составить конкуренцию предметам искусства.

Самый старый из русских массовых водочных брендов — "Московская особая" . Его корни уходят в IV винную монополию (1894-1914). Первое название — "Столовое вино 40°". В массовых публикациях принято считать, что рецепт этой водки изобрел Д.И.Менделеев. На самом деле он не имел никакого отношения ни к этой водке, ни к любой другой. В советское время (с 1924 года) ей дали название "Московская особенная" несколько модифицировав рецептуру. Для лучшей питкости в нее стали добавлять пищевую соду (из расчета 30 мг на бутылку) и уксусную кислоту (из расчета 20 мг на бутылку). С тех пор ее рецептура остается неизменной.

Перед Великой Отечественной её стали называть просто "Московской". Слово "особенная" и "особая" выпали из названия и только во времена Н.С.Хрушева название было восстановлено в "Московскую особую", хотя из этикетки это не следовало. Традиционный основной зеленый цвет, сопровождавший этикетку целый век, настолько стал каноническим, что любые вариации на тему "Московской особой" в последнем десятилетии XX века не смогли существенно изменить ее образа....
Ещё скриншоты:

Особое место в данной коллекции занимает пиво. Этот напиток представлен здесь наибольшим количеством этикеток и обширнейшей географией производителей. И не мудрено! Пиво пожалуй самый популярный и несомненно самый древнейший спиртной напиток на планете!!!
И ещё несколько ИМХО интересных фактов о пиве, а именно касательно всем известной у нас пивной марки "Жигулёвское": В середине XIX века обедневший австрийский дворянин Филипп фон Вакано открыл в г.Самаре небольшой пивоваренный заводик. Его сын Альберт сумел расширить дело отца и в 1879 году самарская городская Дума дала ему в аренду на 99 лет участок земли под строительство пивного завода. Строительство велось такими стремительными темпами, что уже в 1881 году было произведено 75 тысяч ведер пива.
На заводе работала электростанция, хотя в городе ее не было. Пивные склады завода находились в 59 городах Поволжья, Урала, Средней Азии, Сибири, пиво поставлялось даже в Персию! В 1913 году завод произвел уже 3,4 миллиона ведер пива и был третьим в списке крупнейших пивзаводов России. Пиво фон Вакано было доступно не только зажиточным, но и бедным слоям населения. Самым популярным среди них было Венское пиво, обладавшее не только хмельными, но и лечебными свойствами.
В 1917 году, после революции, запасы этикетировочной и упаковочной продукции были уничтожены повсеместно и полностью, поскольку на этикетках присутствовали имена и товарные знаки царского времени. Вместо них появляются кумачовые флаги и звезды, серпы, молоты, наковальни, колосья и шестерни. Изменились и названия напитков. Например названия сортов пива изменились почти все: баварский сорт "Мюнхенское" переименовали в "Украинское", а любимое многими за свои традиции "Пильзенское" стало "Рижским", а вот "Венское" и стало тем самым всем ныне известным "Жигулевским"!

Хотя справедливости ради надо отметить, что производство самого "Венского" было прекращено ещё в 1914 году ибо был введён сухой закон, а в корпусах завода был размещен лазарет и налажен выпуск гранат....