 |
Подводные лодки проекта 641 — серия советских дизель-электрических подводных лодок (Foxtrot по классификации НАТО). Проект был признан удачным. Было построено 75 кораблей, в том числе 17 на экспорт в военно-морские силы различных стран. Сам проект был логическим развитием 611 проекта, который всвою очередь базировался на немецких электролодках XXI серии. Вот такая вот приемственность. Но вернемся к нашей «Б-440»: 11 февраля 1970 года была зачислена в список кораблей ВМФ. 16 сентября 1970 года спущена на воду как большая торпедная подводная лодка. 16 января 1971 года после испытаний вошла в состав Краснознаменного Северного флота. В 1988 году осуществляла групповой поиск подводных лодок ВМС НАТО В 1994 году перечислена в состав ДКБФ. В 1996 перечислена в состав ЛенВМБ. В 1998 году исключена из состава флота и передана для утилизации. В 2003 году началось переоборудование в музей для Вологодской области на Кронштадтском морском заводе. 2005 год – завершено переоборудование в музей. Большая часть отсеков сохранена полностью, остальная часть использована для эксплуатации музея. В Вытегорском заливе произведены дноуглубительные работы - необходимое условие для приема ПЛ-музея, которая ошвартовалась у береговой черты. В Вытегру подводная лодка была доставлена по акватории Ладожского и Онежского озер. 10 декабря 2005 года Подводная лодка стала базой для Музея боевой славы моряков. |
 |
Во второй половине 50-х гг., когда настала пора заменить первые послевоенные корабли проекта 611, началась разработка новой большой дизельной подводной лодки. В то время уже разворачивалось строительство атомоходов, но, в отличие от американцев, отдавших предпочтение ядерным силовым установкам, в Советском Союзе не пренебрегали и классическими. Хотя бы потому, что гребные электродвигатели обладают существенным преимуществом: они менее шумны, нежели турбозубчатые агрегаты атомных лодок. Новые большие лодки предназначались, как и их предшественницы, для борьбы с потенциальным противником на дальних коммуникациях, минных постановок, разведки, прикрытия своего судоходства. Однако должны были обладать большими автономностью, дальностью плавания, глубиной погружения, новыми торпедами и минами, улучшенными условиями для службы и жизни экипажей. |
 |
По проекту 641, разработанному под руководством главного конструктора С.А. Егорова, а потом З.А. Дерибина, удобообтекаемый корпус выполнили с небольшой седловатостью, заостренным, скошенным форштевнем, чтобы улучшить мореходность в надводном положении. Впереди разместили обтекатели гидролокатора и шумопеленгатора, внизу носовой части устроили выгородки для этой аппаратуры. 1-й отсек был торпедным, с 6 аппаратами, из которых можно было стрелять с глубины до 80 м. 2-й — жилым (также здесь находилась кают-компания), в нем под настилом находились аккумуляторные батареи повышенной емкости. в 3-м традиционно располагался центральный пост. в 4-м, как и во 2-м, было жилье (также располагался камбуз) и аккумуляторы. В 5-м стояли дизели, в 6-м — гребные электродвигатели, 7-й, кормовой, тоже был торпедным. Ограждение рубки спроектировали довольно высоким, над ним не выступали перископы и антенны, в обтекателе находились шахты устройства для работы дизелей под водой и газоотвода. |
 |
Сейчас это музей. В нем, помимо самой лодки, действуют дополнительные экспозиции: - Выставка корабельных фонарей «Навигационные огни» - Экспозиция, посвященная истории морского костюма - Экспозиция, посвященная морякам атомной подводной лодки «Курск» - Экспозиция «Место службы океан» о моряках, служивших на подводной лодке Б-440 |
 |
Выставка корабельных фонарей «Навигационные огни» |
 |
Топовый. Выставка фонарей находится в бывшей аккумуляторной яме, в которой помимо всего прочего сделан небольшой конференц-зал и стенд с указанием на другие подводные лодки-музее и мемориальные рубки. |
 |
В лодке демонтированы, в отличии от «Б-413» в Калининграде, части перегородок между отсеками. На фотографии вид из второго отсека в третий — центральный. |
 |
Пульт управления общекорабельной связью. |
 |
В этой лодке можно подняться на мостик. Слева собственно люк в прочный корпус, справа ещё один репитер гирокомпаса и э... кажется это штурвал такой. |
 |
Люк в прочный корпус. |
 |
Центральный пост. Слева — станция погружения. Вдалеке желтая бочка, похожая на эрдва-дедва — гирокомпас. |
 |
Пульт управления торпедной стрельбой. Этакий аналогово-механический компьютер. |
 |
Штурманский прибор. |
 |
Дизель т.2Д-42М. Не перестаю удивляться его размеру. По сравнению с монстрами на Д-2 это просто малышки. Центральный дизель, видимо, демонтирован (Всего их было три). Вы можете видеть в полу закрытый проем от него. |
 |
Задвижка выхлопа |
 |
Щит автоматического преобразователя. |
 |
Компрессор |
 |
Внезапно в 7-ом отсеке нашелся старый водолазный костюм с помпой |
 |
Кормовые торпедные аппараты. |
 |
Койки матросов. |
 |
Дизели. По центру то ли остатки третьей заслонки от демонтированного выхода, то ли аварийный люк |
 |
Последний взгляд на красавицу подлодку. |