Японец. SS
Бронированная инженерная машина
Готовясь к предстоящей войне с СССР японская армия сделала заказ на разработку специализированной машины, предназначенной для разрушения советских оборонительных позиций у границы с Манчжурией. Дополнительно решили добавить ещё несколько полезных функций. В частности планировалось, что будущая машина должна будет рыть траншеи, производить разминирование местности, разрушать проволочные заграждения, осуществлять дезинфекцию и рассеивать ядовитые газы, а также использоваться в качестве крана, огнеметного танка и мостоукладчика. За основу был взят средний танк 2589 (И-Го), у которого была модифицирована ходовая часть, отсутствовала башня и была изменена форма корпуса. В лобовом листе была вырезана дверь и крепился пулемет в карданной опоре. На крыше устанавливался неподвижный командирский купол, там же разместили раскладной колейный мост подававшийся с помощью роликового устройства. Машина также оснащалась плужным тралом и буксирным приспособлением.
Прототип, поступивший на испытания в 1931 г., получился громоздким, а из всех функций наиболее эффективными оказались только чисто инженерные. Впрочем, усиленный состав вооружения, доведённый до 2-3 огнеметов и одного пулемета, был достаточно грозным. Армия, после некоторых раздумий, подписала контракт на поставку небольшой партии машин под обозначением SS.
Первые четыре SS поступили в распоряжение 1-й смешанной танковой бригады и были отправлены в Китай. В битве под Пекином 28 июля 1937 г. эти машины использовали в качестве огнеметных танков, но в дальнейшем SS в открытых боях не участвовали, а служили только для инженерных целей. Позднее их отправили на советско-манчжурскую границу в составе инженерного полка. Поскольку применение SS признали, в целом, успешным, армия выразила заинтересованность в приобретении более крупной партии инженерных машин. За несколько лет серийного производства (до 1943 г. включительно) было выпущено 119 машин (по другим данным – только 98) в шести основных модификациях: Бо, Ко, Оцу, Хеи и Теи.
В декабре 1941 г. несколько десятков SS перебросили на Филиппины, где они эксплуатировались в составе 2-го танкового полка (по большей части в качестве мостоукладчиков) вплоть до конца войны. К сожалению более подробная информация об их применении отсутствует. Последние сведения об инженерных машинах SS относятся к лету 1945 г., когда 8 из них были захвачены американцами.