fly

Войти Регистрация

Вход в аккаунт

Логин *
Пароль *
Запомнить меня

Создайте аккаунт

Пля, отмеченные звёздочкой (*) являются обязательными.
Имя *
Логин *
Пароль *
повторите пароль *
E-mail *
Повторите e-mail *
Captcha *
Апрель 2024
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 1 2 3 4 5
1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Рейтинг 4.63 (8 Голосов)

Штык с четырёхгранным игольчатым клинком не является русским изобретением. В 1863 году в Швейцарии для закупленной в Америке винтовки системы Пибоди был принят штык с четырёхгранным игольчатым клинком. В 1866 году во Франции штык с аналогичным клинком был принят вместе с карабином в конной жандармерии, в 1870 году штык такого типа был принят на вооружение в Италии с карабином системы Веттерли для кавалерии и карабинеров.

В том же 1870 году штык с четырёхгранным игольчатым клинком появился и в России. Он был принят на вооружение в двух вариантах (пехотном и драгунском) с винтовкой системы Бердана. Уже в этих образцах проявился отличительный признак русских игольчатых штыков - срезанное остриё, позволяющее использовать штык в качестве отвёртки. У всех иностранных игольчатых штыков остриё всегда затачивалось как у иглы.

В 1891 году был утверждён образец первой магазинной винтовки русской армии - трехлинейной винтовки системы Мосина. За свою долгую службу винтовка претерпела две существенные модернизации - в 1910 и 1930 годах. Но различных вариантов штыков к ней, как состоявших на вооружении, так и экспериментальных, известно значительно больше.

Первый образец 1891 г. к пехотной и драгунской винтовкам изображён на Ил. 1а. Мы не будем останавливать на нём своё внимание, гак как он достаточно известен.

Традиционная система фиксации штыка на стволе винтовки с помощью поворачивающегося вокруг трубки хомутика имела свои недостатки. Как писал В.Г. Фёдоров, «...в войсках постоянно имелось весьма значительное количество штыков со слабым закреплением и с качкой». Не будем забывать, что согласно всем наставлениям штык в русской армии был почти всегда примкнут к винтовке. Стрельба предусматривалась только с нримкпутым штыком. При таких условиях система фиксации штыка на стволе должна была иметь высокую надёжность. Поэтому уже в начале 1900-х годов стали появляться предложения о совершенствовании системы крепления штыка на стволе. Один из вариантов изображён на Ил. 16.

Утолщения на трубке расположены не по всей окружности, а только в двух местах. Возможно этим предполагалась экономия металла при массовом производстве. Хомутик расположен в задней части трубки, а не в средней, как у серийного образца. Один конец хомутика имеет треугольный выступ с шероховатой поверхностью для предотвращения соскальзывания пальца при повороте хомутика. Другой конец снабжён винтовым зажимом, который и должен был обеспечивать надёжную фиксацию штыка.

Кроме совершенствования системы крепления штыка на стволе конструкторская мысль работала и в других направлениях. Предлагались, например, так называемые складные штыки, надевавшиеся на ствол трубкой или другим устройством, конструкция которого предполагала возможность откидывания штыка в походном положении. Особенно преуспел в этом отставной гвардейский полковник Н.А. Гулькевич.

Трубка экспериментального штыка системы Н.А. Гулькевича (Ил. 1в) состоит из двух частей, соединённых шарниром. Хомутик штыка имеет длинный прямоугольный выступ, фиксирующий штык в боевом положении. При переводе в походное положение штык после поворота хомутика слегка сдвигался по стволу вперёд, после чего клинок с передней части трубки откидывался на шарнире и занимал положение вдоль цевья, на котором имелся особый наконечник для острия.

Штыки Гулькевича более четырёх лет проходили испытания в Офицерской стрелковой школе, лейб-гвардии 1-м Стрелковом батальоне, шести гвардейских кавалерийских полках, шести армейских кавалерийских полках и в учебной команде 1-го округа Отдельного корпуса Пограничной стражи. Отзывы командиров этих частей были только положительными. В 1912 году даже была издана отдельная книга, в которую вместе с другими документами, касающимися этих штыков, вошли и эти отзывы.

В годы первой мировой войны штыки Гулькевича в небольшом количестве использовались в казачьих частях.

Продолжая тему экспериментальных штыков, нашедших боевое применение во время первой мировой войны, следует остановиться на одной из немногих попыток «посягнуть» на традиционную для русских штыков того периода игольчатую форму клинка (Ил. 1г).

Трубка этого штыка такая же, как и у штатного образца, но форма клинка, заточка лезвия, а так же наличие двух полукруглых выемок в основании утолщенного обуха позволяют с достаточной уверенностью говорить о том, что к этому штыку предусматривалось крепление специальной детали с режущей кромкой, превращавший штык в ножницы для перекусывания колючей проволоки.

В годы первой мировой войны этот штык производился серийно, о чём свидетельствует наличие производственных номеров на сохранившихся экземплярах. В книге

 

А.Б. Жука он почему-то назван «образец 1916 года». Между тем такая датировка образца не бесспорна. На некоторых сохранившихся экземплярах штыков кроме производственного номера имеется число «1905», скорее всего указывающее на год. Как известно, именно во время русско-японской войны стали впервые довольно широко использоваться проволочные заграждения, появление которых не могло не повлечь за собой и появление различных средств их преодоления. В качестве одного из таких средств возможно предлагался вышеупомянутый штык или штык-ножницы. Поэтому дата 1905 г. вполне вероятна, хотя боевое применение штык нашёл лишь во время первой мировой войны.

Тогда же во время войны некоторые штатные штыки с игольчатыми клинками снабжались специальными крючками для одёргивания колючей проволоки со столбиков заграждения (Ил. 1д). Крючки приваривались на переднюю часть штыковой трубки. Скорее всего эта операция производилась во фронтовых мастерских.

В 1912 году генерал Н.И. Холо-довский предложил довольно удачный усовершенствованный вариант винтовки системы Мосина, в том числе и новый штык (Ил. 1е), который был изготовлен из лёгкого сплава, включающего в свой состав алюминий. Клинок штыка имел ярко выраженное крестообразное сечение. Все четыре ребра были сведены к острию. Хомутик был складным и за счёт этого фиксировал штык на стволе более надёжно.

Во время первой мировой войны Россия испытывала недостаток в стрелковом оружии и штыках. Поэтому в армии кроме русских винтовок обр. 1891 г. были так же и иностранные с соответствующими штыками, рассмотрение которых выходит за рамки этой статьи.

Поломки и утраты штыков обр. 1891 г. вызывали появление своеобразных заменителей - так называемых эрзац-штыков, имевших, как правило, упрощенную конструкцию.

На Ил. 1ж, з изображены два таких штыка с клинками обр. 1870 г. Штык, изображённый слева, вообще не имел фиксирующих приспособлений. Кольцом и втулкой он надевался на ствол и поворачивался на нём на 180°, при этом прямоугольный выступ заходил за мушку, а клинок штыка оказывался справа от ствола. Штык, изображённый справа, фиксировался на стволе с помощью подвижной планки и винтового зажима. При такой конструкции о частом отмыкании и примыкании штыка не могло быть и речи.

Заканчивая обзор русских штыков до 1918 года, следует отметить еще один экспериментальный штык-кинжал к казачьей винтовке (Ил. 1и). Вопрос о необходимости оснащения казачьих винтовок «особыми примыкаемыми при атаке кинжалами» возник уже вскоре после русско-японской войны. Решение его постоянно откладывалось. После начала первой мировой войны на первый план выступили другие проблемы. К тому же, как уже говорилось, в казачьих частях использовалось некоторое количество складных штыков системы Гулькевича. Хотя какие-то экспериментальные образцы штыков-кинжалов всё же предлагались, принятие их на вооружение в период войны было нереально, так как все эти конструкции предполагали установку специального прилива (кронштейна) на цевье или стволе винтовки.

После революции, первой мировой и гражданской войн работы по совершенствованию винтовок и


Ил. 77 Примыкание штыка к винтовке системы Мосина -Хололовскою, хомутик склалной.

карабинов различных типов и штыков к ним были продолжены. Первым шагом в этом направлении явился переход в 1922 году от трёх типов винтовки обр. 1891 г. (пехотной, драгунской, казачьей) к единому образцу - драгунской винтовке. В приказе РВС от 3 октября 1922 года говорилось: «Для скорейшего перевооружения Красной Армии единым образцом винтовки ... впредь до выработки винтовки нового образца, отвечающей всем современным требованиям и опыту последних войн, признать единым образцом винтовки для вооружения всех родов войск 3-лин. драгунскую винтовку обр. 1891 г. со штыком».

В начале 1924 года на расширенном заседании Артиллерийского комитета при участии представителей инспекции пехоты, Стрелковотактического комитета, школы «Выстрел» и промышленности были намечены основные направления совершенствования винтовки обр. 1891 г. В числе прочих перед конструкторами была поставлена задача повышения надёжности крепления штыка, хомутик которого был одним из наиболее слабых мест из-за трудности пригонки и отладки.

В 1924-1928 годах был предложен и испытан целый ряд опытных штыков к винтовке обр. 1891 г., в основном с клинками игольчатого типа (Ил. 2а - з).

В конструкции опытного штыка 1927 года (Ил. За) также была сохранена традиционная игольчатая форма клинка, но добавлена рукоять и предложен более современный способ примыкания при помощи трубки на длинном конце крестовины и Т-образного паза с пружинной защелкой в головке рукояти. Наличие рукояти позволяло использовать штык в качестве кинжала.

Кроме большого числа игольчатых штыков конструкторами предлагались к винтовке обр. 1891 г. и штыки с плоскими клинками (по современной терминологии -штыки-ножи), имевшие в рукоятях различные фиксирующие устройства.

В уже цитировавшейся книге

В.Г. Фёдорова «Оружейное дело на грани двух эпох» такие штыки упоминаются в рассказе о модерниза-

ции винтовки обр. 1891 г. в 1925-1929 годах. Описания и изображения штыков в книге к сожалению отсутствуют. Можно лишь предположить, что изображенный на Ил. 36 штык относится ко второй половине 1920-х годов и предназначался для винтовки обр. 1891 г.

После испытаний, проведённых во второй половине 1920-х годов, на вооружение была принята модернизированная винтовка обр. 1891/30 гг., а к ней штык с пружинной защёлкой конструкции Е.К. Кабакова и И.А. Комарницкого (Ил. Зв, г). Ран няя модификация штыка имела на

трубке намушник. Позже, когда намушник стал выполняться на основании мушки, штык стал выпускаться без намушника.

В годы Великой Отечественной войны кроме обычных игольчатых штыков к винтовке Мосина выпускались также штыки с плоскими клинками (Ил. Зд).

И в 30-е годы, и в период Великой Отечественной войны продолжали поступать предложения различных вариантов оснащения винтовки обр. 1891/30 гг. и карабина обр. 1938 г. штыком с плоским клинком. При этом предполагалось приспосабли-

Л инейные данные некоторых штыков

вать уже имеющиеся штыки к автоматическим винтовкам системы Симонова АВС-36 и самозарядным винтовкам системы Токарева СВТ-38 и СВТ-40 (Ил. Зе, ж).

В заключение можно ещё раз отметить, что и среди серийно производившихся штыков к винтовкам обр. 1891 г. и 1891/30 гг., и среди многочисленных экспериментальных моделей преобладали игольчатые штыки, абсолютно бесполезные во всех ситуациях, кроме рукопашной схватки. Игольчатый штык продержался в России дольше, чем где-либо. -£р)

№№

иллюстраций

Образец

Обшая длина, мм

Длина клинка, мм

Ширина клинка, мм

Длина трубки, мм

Способ крепления на стволе

Образец 1891 г

500

430

17

70,5

Хомутик

16

Экспериментальный нач. XX в.

500

430

17

70,5

Хомутик

Складной штык системы Гулькевича

510

425

17

81,8

Хомутик

1 г

Штык-ножницы 1905(?)г.

380

305

25,5-38

71

Хомутик

Штык к винтовке Холодовского

515

445

18,4

68,6

Складной хомутик

1 ж

Эрзац-штык

500

420

17

-

-

Эрзац-штык

530

455

19,3

Подвижная планка, винтовой зажим

1 и

Экспериментальный

штык-кинжал

470

340

36

 

Кольцо в крестовине Т-образный паз пружинная защёлка в голове рукояти

Штык системы Маркевича

500

420

16,3

 

Короткая трубка, отжимная пластина

26

Штык к винтовке Мосина-Коновалова

490

420

16,5

71,6

Пружинные защёлки в цевье винтовки

За

Экспериментальный штык 1927 г.

575

450

16,4

 

Короткая трубка на крестовине, Т-образный паз и пружинная защёлка в головке рукояти

36

Экспериментальный штык второй половины 1920-х годов

460

340

32

 

Кольцо в крестовине, Т-образный паз и пружинная защёлка в головке рукоятке

Зг

Штык обр 1930 г.

505

430

17,7

71,3

Пружинная защелка

Зд

Плоский штык периода Великой Отечественной войны

360

285

25

1,3

Пружинная защёлка

Зе

Экспериментальный штык 1936 г.

455

320

25

 

Кольцо в крестовине, Т-образный паз и пружинная защёлка в головке рукояти

Зж

Экспериментальный штык 1943 г.

360

245

25

 

Кольцо в крестовине, Т-образный паз и пружинная защёлка в головке рукояти

спасибо


Комментарии могут оставлять, только зарегистрированные пользователи.