fly

Войти Регистрация

Вход в аккаунт

Логин *
Пароль *
Запомнить меня

Создайте аккаунт

Пля, отмеченные звёздочкой (*) являются обязательными.
Имя *
Логин *
Пароль *
повторите пароль *
E-mail *
Повторите e-mail *
Captcha *
1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Рейтинг 4.38 (4 Голосов)

Андреев Ф.П. «Колнинская обл, В-Володский р-н, Желниховский с/с, деревня Рагузино, Андреевой Е.Ф.»

В музее Рясненской вспомогательной школы-интерната (Могилевская область, Беларусь), в экспозиции, посвященной Великой Отечественной войне, есть интересный экспонат. Речь о солдатском котелке.
Вещь, с одной стороны, прозаичная. Обычный котелок: алюминиевый, плоский, к тому же без крышки и проволочной дужки-ручки. Привлекает внимание другое: на котелке нацарапана фамилия владельца и домашний адрес.
— Котелок передал в музей краевед, — рассказывает директор школы Виктор Пацанков. — Надписи дают пищу для размышлений. Для солдата на войне мир вещей суживался до предела. Оружие, вещмешок, ложка, ножик, кисет с табаком, фотография родственников… И каждая из этих немногих вещей ценилась особо. Нет котелка? С чем пойдешь к полевой кухне? Как зачерпнуть воды из ручья? По этой причине бойцы и подписывали вещи. Потерялось что-то из имущества? Есть надежда, что сослуживцы найдут и вернут.
А еще многие солдаты считали плохой приметой заполнять смертные медальоны. Бытовало поверье: заполнишь вкладыш медальона — погибнешь. Поэтому охотнее подписывали кружки, портсигары, ложки…
Вчитываюсь в надпись на котелке. Владелец — некто Андреев Ф.П. «Колнинская обл, В-Володский р-н, Желниховский с/с, деревня Рагузино, Андреевой Е.Ф.» Явно с ошибками. А что созвучно? Изучаю карту. В Калининской (ныне Тверской) области Российской Федерации есть Вышне-Волоцкий район. А в нем — деревня Рагозино.
Далее обратимся к интернет-источникам: обобщенному банку данных «Мемориал» и обобщенному банку «Подвиг народа в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.» Министерства обороны Российской Федерации. Первый содержит сведения о потерях Красной Армии в Великой Отечественной войне. Благодаря второму проекту наши современники получили возможность найти информацию о наградах дедов и прадедов, узнать обстоятельства совершенных ими подвигов, прочитав их описание в архивных документах. Итак…
Федор Павлович Андреев, 1924 г.р., призван в армию Вышневолоцким райвоенкоматом в августе 1942 года. Воевал в 36-й отдельной стрелковой бригаде 49-й армии. Был разведчиком.
Осенью 1943 года бригада в числе других частей вела наступательные бои на реке Проня — продолжалась Смоленская наступательная операция. В одном из боев разведчики в числе первых переправились через реку. Немцев выбили из траншей. Отражая контратаку, Ф.П. Андреев был ранен, но продолжал сражаться до конца боя. За мужество красноармейца представили к ордену Красной Звезды.
К сожалению, успехи советских подразделений на Проне в 1943 году были локальными. Противник, прекрасно понимавший, к чему приведет потеря Белоруссии, закрепился вдоль западного берега реки. Фронт стоял в наших краях долгих 9 месяцев. Вероятно, во время боев на Проне разведчик и потерял котелок, который уже в мирное время нашли и передали в музей школы-интерната в Рясно.
Остается выяснить два вопроса. Кто такая Андреева Е.Ф., чья фамилия нацарапана на боку котелка? И как сложилась дальнейшая судьба Федора Андреева?
Елена Федоровна Андреева — мать красноармейца. Эти данные также можно узнать на сайте «Мемориал», который, как написано выше, содержит сведения о потерях Красной Армии в Великой Отечественной войне. Федор Андреев не вернулся домой…
244-я отдельная разведрота, в которой парень оказался позже, воевала в составе 164-й стрелковой дивизии в районе Витебска и Орши. Там боец отличился вновь. Из приказа о награждении медалью «За отвагу» следует: в ночь с 19 на 20 мая 1944 года разведчики вышли в поиск. Был приказ взять контрольного пленного — в целях уточнения имеющихся разведданных. Уже в немецкой траншее Ф. Андреев вовремя застрелил вражеского ракетчика, собиравшегося поднять тревогу. Захватив «языка», группа вернулась к своим.
А потом были бои за Витебск. Они начались на исходе 24 июня на восточной окраине, а утром 26 июня город был освобожден. Но еще полтора дня окруженная группировка гитлеровцев пыталась выйти из кольца. Немцы совершили до 22 контратак силами от одного до двух полков, поддержанных танками, штурмовыми орудиями и артиллерией.
В ночь на 27 июня они предприняли самую отчаянную попытку прорыва. По воспоминаниям очевидцев событий, на позициях упомянутой 164-й дивизии дело дошло до рукопашных схваток на командных пунктах батальонов и полков!
В районе совхоза Ходцы дралась с врагом 244-я разведрота. С учетом того, что в ОБД «Мемориал» датой выбытия красноармейца Андреева значится 27 июня… В настоящее время красноармеец похоронен в братской могиле в деревне Вороны неподалеку от Витебска.
Небольшую заметку о солдатском котелке и судьбе его владельца я на днях разместил в  сообществе ВК «Поиск «Неизвестный солдат». Неожиданно она получила резонанс. При содействии региональной общественной организации по содействию увековечению памяти погибших при защите Отечества «Исток» (город Тверь, РФ) были найдены родственники Андреева Федора Павловича. Как выяснилось, близкие бойца знали, где он погиб, лишь в общих чертах. Про место захоронения им известно не было.
Вот что рассказала жительница Санкт-Петербурга Елена Полякова:
— В деревне Рагозино и сейчас живет племянница Федора Андреева и моя тетя — Галина Анатольевна. Ей 70 лет. Еще одна племянница, Лидия Анатольевна, и племянник Николай Анатольевич живут в Ленинградской области. Племянник Павел Анатольевич живет в Вышнем Волочке. Это старшее поколение. Ну а нас, внучатых племянников, много где.
Эта история с котелком… Вся наша семья в волнении, так много всколыхнулось. Огромное спасибо поисковикам, историкам!
Елена сообщила некоторые подробности о семье и родственнике, погибшем на белорусской земле. В ее истории все интересно и взаимосвязано:
— Семья у Федора Андреева была небольшая. Из родных по крови только брат Анатолий, он старше на три года. А Елена Федоровна Андреева, которая указана на котелке  — мачеха солдата. Родная же мать братьев умерла, когда мальчики были совсем маленькими. Отец женился второй раз, но вскоре тоже скончался. И мачеха заботилась о детях, став для них любящей мамой.
Мой дед Анатолий, брат Федора, также участник войны. Служил в танковых войсках. Повар — звучит мирно, но понюхать пороху довелось. Под обстрелом не раз доставлял пищу на передовую. В Украине с ним произошел случай, который иначе как чудо и не назвать.
Бригада ушла вперед. В это время появились немцы.
Водитель грузовика, перевозившего кухню и съестное, был тяжело ранен. Дед водить не умел. Но быстро отыскал в селе гражданского шофера. Выбрав момент, они — на глазах у немецких танкистов — вывели машину. По грузовику стреляли, но для деда и его спутников все закончилось удачно.
А уже в 1945 году в Германии дед получил свою вторую медаль «За отвагу». Готовив пищу, заметил в одном из подвалов группу вражеских солдат. Не растерялся — открыл огонь из автомата. Одного немца взял в плен.
По словам Елены Поляковой, братья поддерживали связь друг с другом — почтой. Анатолий даже ходатайствовал перед командованием своей части о переводе Федора. Когда ходатайство удовлетворили, стало известно, что разведчик Андреев погиб…
— К сожалению, никакая переписка не сохранилась. В семейном архиве была справка о смерти — сейчас ее ищем. Известие, что где-то хранится вещь, принадлежавшая нашему родственнику, взволновала всех. Ближе к лету планируем приехать в Беларусь. Хотим побывать на братской могиле под Витебском и обязательно  заедем в Дрибин и в Рясно. Благодарим всех, кто причастен к истории с поиском, кто хранит память о защитниках родины!

Максим ТЕТЕРИН

источник


Комментарии могут оставлять, только зарегистрированные пользователи.