fly

Войти Регистрация

Вход в аккаунт

Логин *
Пароль *
Запомнить меня

Создайте аккаунт

Пля, отмеченные звёздочкой (*) являются обязательными.
Имя *
Логин *
Пароль *
повторите пароль *
E-mail *
Повторите e-mail *
Captcha *
Апрель 2024
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 1 2 3 4 5
1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Рейтинг 4.88 (4 Голосов)

Секретные «Акции 1005» по уничтожению следов массовых убийств проводились нацистами не только в Белоруссии, но и в других оккупированных районах. Не стала исключением в этом плане и Прибалтика. На суде в Нюрнберге бывший уполномоченный по «Акциям 1005» штандартенфюрер SS Пауль Блобель рассказал о географическом перемещении своей деятельности с осени 1943 года:

«Из-за приближающегося фронта было невозможно уничтожить находившиеся на юге и востоке массовые захоронения, оставшиеся после работы айнзатцгрупп. Поэтому я поехал в Берлин для доклада, а затем был отправлен группенфюрером Мюллером в Эстонию. Я передал распоряжения Мюллера оберфюреру Ахаммер-Пирадеру в Риге и обергруппенфюреру Еккельну. Я вернулся в Берлин, чтобы оформить выдачу горючих нефтепродуктов. Сожжение трупов было начато лишь в мае или июне 1944 года. Я припоминаю, что кремации происходили в районе Риги и Таллина. Я присутствовал на нескольких кремациях в окрестностях Таллина…»

В отличие от туманных показаний Блобеля об «Акциях 1005» в окрестностях Таллина, сегодня можно детально реконструировать эти преступления вследствие значительного количества показаний преступников, свидетелей и выживших.
Примерно в 70 км к юго-западу от Таллина немецкие оккупационные власти летом 1943 года создали трудовой лагерь Клоога. Это был один из 20 лагерей в Эстонии, где заключенные работали на строительстве оборонительных сооружений и объектах организации «Тодт». В этом лагере содержалось от 2000 до 3000 евреев, мужчин и женщин, а также около 100 советских военнопленных. Караульные подразделения состояли из немецких и эстонских солдат Waffen-SS. Первым комендантом лагеря Клоога был унтершарфюрер SS Вильгельм Гент.
Из-за неуклонного приближения Красной Армии летом 1944 года, немцы начали спешное «расформирование» своих лагерей в Эстонии. В середине сентября 1944 года Красная Армия прорвала немецкий фронт в Прибалтике. Лагерь Клоога начали спешно готовить к ликвидации…
19 сентября 1944 года в пять часов утра заключенные лагеря Клоога были построены на плацу. Из группы администрации лагеря вышел комендант Вильгельм Верле и сообщил заключенным, что они будут эвакуированы в Германию. После выступления коменданта, два офицера SS, управляющий лагеря Шварц и начальник канцелярии Далман, выбрали 301 узника и отправили их на поляну, примерно в 1 км к северу от лагеря, якобы для подготовки эвакуации. На поляне немцы присоединили к этой группе заключенных еще 700 человек эстонцев, уклонившихся от мобилизации в Вермахт. В то время как часть этих людей занималась заготовкой дров, другую группу заставили построить четыре костра из досок и бревен. После того, как костры размером 6х6 метром каждый, были построены, немцы начали «эвакуацию» узников лагеря. Немецкие и эстонские солдаты SS заставляли узников, конвоируя их из лагеря группами по 30 человек, ложиться на костер, после чего людей убивали. Один из свидетелей вспоминал:

«Немцы из отряда SD угрожая оружием заставляли заключенных лечь лицом вниз на костер и в таком положении стреляли из пистолетов и пистолетов-пулеметов. Людей клали в компактные ряды по всей поверхности костра. Когда вся площадь костра была заполнена трупами, на них укладывался новый слой дров, в результате чего образовывалась новая площадка, на которую была помещена и расстреляна новая группа узников».

Сначала немцы убили мужчин из группы, которая занималась заготовкой дров, затем убили всех заключенных лагеря. Были расстреляны также все больные и весь персонал склада. После этого немцы полили три костра нефтепродуктами и подожгли их. 85 узников пережили «эвакуацию» Клооги, так как им удалось бежать и укрыться в окрестных лесах. Когда части Красной Армии достигли этого места, они обнаружили четвертый костер с трупами, который немцы не успели поджечь из-за большой спешки при отступлении. В отчете советской военной прокуратуры от 12 октября 1944 года говорилось, что по свидетельским показаниям в результате расстрелов погибли не все заключенные. Многие из них были ранены и сгорели заживо, как было установлено в ходе медицинского осмотра тел, оставшихся на костре.
В качестве второго места казни 19 сентября 1944 года немцами был использован барак склада. Выживший свидетель Колесник, принадлежавший к группе заключённых, заготавливающих дрова, сообщал:

«Нас конвоировали солдаты SS. Мы должны были положить руки за спину и идти с опущенной головой. Нас остановили у одного барака. Потом ко мне подошел эсэсовец и приказал зайти в барак. Я понял, что меня там ожидает смерть и с дрожью переступил порог. Тогда эсэсовец очень любезно сказал мне – «Почему ты дрожишь, мальчик?». В следующий момент он дважды выстрелил в меня: один раз в шею и один раз в спину. Но я был в сознании. Одна пуля прошла навылет, другая застряла в теле. Я упал, притворившись мертвым, услышав, как немец покидает барак, хотел встать. Однако немцы еще приводили и убивали узников и мне приходилось неподвижно оставаться на месте, ожидая окончания казни».

Колеснику и еще нескольким раненым узникам удалось бежать, после того как казнь была закончена.
Обстоятельства ликвидации узников лагеря Клоога определенно показывают, что Вильгельм Верле и его коллеги из SS получили инструкции от координатора «Акций 1005» накануне ликвидации лагеря.
Один из главных преступников этого эпизода, Вильгельм Верле, родился в 1907 году в Вормсе. С конца 1942 года был сотрудником персонала концентрационного лагеря Hinzert. С сентября 1943 года унтершарфюрер SS Верле был комендантом лагеря Кивиоли. После расформирования этого лагеря был назначен комендантом лагеря Клоога. Умер 29 апреля 1966 года в Вормсе.
Охрана лагеря состояла из 3-й роты 287-го эстонского полицейского батальона, немецких и эстонских солдат 20-й войсковой гренадерской дивизии SS. В момент ликвидации узников, были также задействованы сотрудники SD и полиции безопасности, которые принадлежали соответствующему управлению SD Таллина.
На фотографиях - место преступления. Фото сделаны комиссией советских прокуроров и судебных медиков.

Источник:
Jens Hoffmann: “Das kann man nicht erzählen” “Aktion 1005” – Wie die Nazis die Spuren ihrer Massenmorde in Osteuropa beseitigten, KVV Konkret Verlag, Hamburg, S. 330-334.

Источник


Комментарии могут оставлять, только зарегистрированные пользователи.