fly

Войти Регистрация

Вход в аккаунт

Логин *
Пароль *
Запомнить меня

Создайте аккаунт

Пля, отмеченные звёздочкой (*) являются обязательными.
Имя *
Логин *
Пароль *
повторите пароль *
E-mail *
Повторите e-mail *
Captcha *
Апрель 2024
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 1 2 3 4 5
1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Рейтинг 4.17 (3 Голосов)

Отд.VII [военная администрация 3 танковой армии]

Совещание в Лепеле 24 и 25 сент[ября] 1943 г.


Совещания с комендантом полевой комендатуры 181 полковником Шмекелем и начальником штаба связи Каминского капитаном Кенеке о положении на территории полевой комендатуры и о деле Каминского выявили в основном следующее:

Положение на территории полевой комендатуры весьма серьезно; из немецких частей в настоящее время имеется лишь один батальон 931 охранного полка, который поделен между опорными пунктами в районах Сенно и Бешенковичи. В самом Лепеле находятся лишь полевая и гарнизонная комендатуры, а также мелкие подразделения (СД, полевая тайная полиция, филиал хозуправления, армейское управление и управление по расквартированию). У гарнизонной комендатуры I/851 Лепель есть отделение в Чашниках.

В Сенно находится гарнизонная комендатура I/846 с отделением в Бешенковичах. Вокруг Лепеля в радиусе примерно 10 км — более или менее умиротворенная местность. В районе Чашников в наших руках лишь узкая полоса вдоль дороги от Бочейково на юг, в районе Сенно только сам город Сенно. Центр Бешенковичского района войска Каминского в последнее время частично отвоевали. Район Ушачь полностью в руках банд. По дорогам Витебск — Лепель и Бочейково (от дороги Витебск — Лепель) – Чашники можно передвигаться, лишь имея сопровождение, в Сенно можно попасть лишь с боеспособным отрядом. По остальным дорогам проезда нет. Между Витебском и Бешенковичами есть телефонная связь, с Лепелем и Сенно связь только по радио, с Чашниками нет вообще никакой связи.

На данный момент Каминский привел в район полевой комендатуры Лепель менее 6000 бойцов своей народной армии и около 23000 гражданских. Около 3800 гражданских еще на подходе. В народной армии уже проявляются признаки разложения. Неполный батальон в составе 160 человек с тяжелым вооружением перебежал из Сенно к партизанам. Кроме того из опорных пунктов и пр. дезертировали еще 140 человек. Один из четырех командиров полков, который установил связь с бандами, сидит в Сенно под арестом. Полевая комендатура и штаб связи не сомневаются в надежности Каминского и остальных трех командиров полков и не думают, что произойдут дальнейшие непотребства. На данный момент опасности вроде бы нет при условии, что ситуация не слишком ухудшится. Верность народной армии существенно зависит от того, жив ли Каминский и находятся ли при войсках родные и близкие бойцов. Каминский ручается за свои полки. Сперва он держал себя весьма надменно, но после предательства в Сенно несколько сдулся.

Полевая комендатура и штаб связи делают следующее (согласованное с командиром 286 охранной дивизии) предложение: Каминскому следует предоставить в самоуправление районы Лепель, Чашники, Ушачь. Это будет эксперимент, который удастся лишь если самоуправление будет введено немедленно, материальное обеспечение его бойцов и их семей будет гарантировано, и войска будут правильно использоваться. Следует учитывать, что его войска хуже годятся для использования на опорных пунктах и охраны дорог и объектов, чем для компактных боевых действий. Можно разместить всех людей Каминского в районах Лепель и Чашники, если же эти районы будут хоть наполовину очищены от банд, то и пропитание им будет обеспечено.
Служба охраны порядка в Лепеле должна быть подчинена Каминскому, но ему следует указать, что служба порядка должна быть сохранена как отдельное подразделение. Служба охраны порядка в Чашниках в последнее время дезертировала толпами; те, что остались, около 250 человек, считаются надежными.
Местное население, особенно в самом Лепеле, относится к бандам враждебно. Да и население в сельской местности лишь вынужденно стоит на стороне банд. Прибытие Каминского они восприняли очень плохо (реквизиция помещений, воровство со стороны бойцов Каминского). Население сожалеет о выводе немецких войск и опасается беспощадного и жестокого поведения бойцов Каминского. Для приема эвакуированных из фронтовых районов у нас еще ничего не предпринято. Так как территория полевой комендатуры с сельскохозяйственной точки зрения весьма хороша (особенно районы Сенно, Чашники и Ушачь) с продовольственной точки зрения трудностей не будет при условии, что районы будут очищены от банд. Районы Бешенковичи и Сенно могут без сомнений принять по 12-15000 эвакуированных.
25.9.43 состоялась беседа с комендантом гарнизонной комендатуры I/851 Лепель капитаном Шрефелем. Гарнизонный комендант весьма скептически смотрит на дело Каминского, да и на самого Каминского, чей отец, как он слышал — поляк, мать вроде бы из балтийских немцев.

Совещание с сельхозуполномоченным: бойцы Каминского сами добывают для себя продукты питания, хотя получают от управления по расквартированию армейский паек. Гражданские получают от хозяйственного управления паек по второй категории (для выполняющих тяжелые работы) и по категории Vb (для детей). У сельхозуполномоченного нет точных сведений о наличии сельскохозяйственной продукции, так как ситуация с бандами препятствует этому. Он считает возможным, что в каждом из управляемых районов можно дополнительно прокормить 15-20000 человек. Предпосылкой к чему была бы безопасность района. Но сбор на военные нужды тогда уже не будет возможен. Урожай ржи хорош, урожай картофеля плох.
По мнению сельхозуполномоченного Каминский в этой местности не сможет удержаться. Нажим и пропаганда со стороны банд чересчур сильны. В районе к западу от Лепеля вообще сплошные банды.

Повторное совещание с комендантом полевой комендатуры полковником Шмекелем. Он заявляет, что смотрит на вещи менее оптимистично, чем вчера, особенно потому, что из гарнизонной комендатуры Сенно по радио сообщили: нити от партизан тянутся непосредственно в штаб Каминского. Также, как сообщили утром, весь отряд опорного пункта в 3 км к юго-западу от Камня сбежал. В самом Камне, похоже, существует своего рода клика заговорщиков; там утверждают, что падение Смоленска – сигнал к тому, чтобы дезертировать. Комендант еще раз выделяет последнее предложение своего доклада о настроениях населения, направленного в 286 охранную дивизию: "Положение расценивается полевой комендатурой и Каминским как очень серьезное". Но в Каминском и трех оставшихся командирах полков комендант по-прежнему не сомневается.

После обеда 25.9.43 вместе с военным советником Краусхааром и врачом полевой комендатуры проведен осмотр казарм в Боровках (8 км к северо-северо-востоку от Лепеля), в которых частично размещена народная армия и гражданские лица Каминского. По внешнему впечатлению они выглядят весьма опустившимися.

Вечером совещание с капитаном Кенеке и военным советником Краусхааром из штаба связи, а также с оберштурмфюрером СС Лоляйтом, офицером связи рейхсфюрера СС при Каминском. Установлено, что локотской округ самоуправления удался пусть не на сто процентов, но все же большей частью. Каминскому удалось очистить округ от банд, а во-вторых, он выполнял свои обязательства по сбору на военные нужды (сельскохозяйственная продукция). Некоторую опасность, возможно, представляла тенденция, что все дело может развиться и стать фундаментом русского правительства – без нас или даже при определенных условиях против нас. По мнению капитана Кенеке и оберштурмфюрера СС Лоляйта, дело в Лепеле может удасться, если будут выполнены материальные предпосылки (вооружение народной армии, питание), семьи будут размещены в безопасности, а народная армия будет правильно задействована. Тогда распад должен прекратиться. Но для народной армии в качестве корсета нужны немецкие войска. У военного советника Краусхаара есть сомнения: он считает народную армию не слишком надежной и заявляет, что лучше бы было укоренить ее в другой, более подходящей, местности. Он сомневается насчет обеспечения продовольствием, так как очистить район от банд не удастся.

26.9. на обратном пути было посещено отделение гарнизонной комендатуры I/846 в Бешенковичах. Там в настоящее время расквартирован полк Каминского, который более или менее очистил от банд местность вокруг Бешенковичей. При этом народная армия начала проводить реквизиции у населения. Но они по приказу полевой комендатуры были отменены.
Служба охраны порядка (около 350 человек) по оценке начальника отделения надежна, за последние 6 месяцев случаев дезертирства не было.


Перевод с немецкого И. Петрова. Публикуется впервые.
Использована карта с сайта retromap.

спасибо


Комментарии могут оставлять, только зарегистрированные пользователи.