fly

Войти Регистрация

Вход в аккаунт

Логин *
Пароль *
Запомнить меня

Создайте аккаунт

Пля, отмеченные звёздочкой (*) являются обязательными.
Имя *
Логин *
Пароль *
повторите пароль *
E-mail *
Повторите e-mail *
Captcha *
1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Рейтинг 4.50 (7 Голосов)

© Sueddeutsche Zeitung Photo/Alamy Stock Photo/Vostock Photo

История операций немецких подлодок в годы Второй мировой хорошо изучена. Но это не помешало объявить обнаруженную на Таймыре субмарину одной из подводных машин кригсмарине.

В конце апреля интернет запестрел сообщениями об обнаружении немецкой подводной лодки времен Второй мировой войны в Карском море, на побережье Таймыра. О находке там субмарины объявило Русское географическое общество (РГО). Но возможно ли, чтобы спустя 70 лет после окончания войны была найдена неизвестная немецкая подлодка? Ведь судьба каждой из них тщательно изучена министерством обороны Великобритании и историками. С другой стороны, действия немецких подводников в Арктике пока еще слабо освещены, что дает почву для возникновения мифов. «Профиль» попробует оценить правдоподобность обнаружения подводной лодки Третьего рейха на Таймыре.


Белое пятно в истории

Подводная война немецких субмарин против торгового судоходства велась с широким размахом во время обеих мировых войн. Подводники кайзера и Гитлера топили суда во всех четырех океанах. Но особенную активность они проявили в Северном, Средиземном морях и Атлантическом океане. Там ими были потоплены тысячи торговых судов и сотни военных кораблей. В результате данные театры военных действий привлекли внимание исследователей и историков, написавших сотни книг об этом. Но вот арктический театр такого освещения не получил.

Немецкие подводные лодки впервые появились в Северном Ледовитом океане еще в Первую мировую войну. С 1916 года они действовали в Баренцевом море, у побережья Кольского полуострова. Одним из первых российских судов, потопленных германской субмариной, стал пароход «Ковда». 12 августа 1916-го он подорвался на мине, выставленной U‑75 капитан-лейтенанта Курта Байтцена в горле Белого моря, и затонул.

После этого инцидента были зафиксированы другие случаи нападения кайзеровских подлодок на суда Антанты – пароходы становились жертвами их мин и торпед между мысом Нордкап и входом в Белое море. Но подводная война в Баренцевом море не была активной со стороны немцев. Небольшой судоходный трафик и нехватка лодок не позволили им держать субмарины там постоянно. В результате к 1918 году потопления судов в Баренцевом море прекратились.

После завершения Первой мировой войны Версальский мир запретил побежденной Германии иметь подводные лодки почти на 17 лет. Но с началом Второй мировой немецкие субмарины вновь вышли на просторы Мирового океана и опять оказались в Арктике. Но это произошло ранее, чем Третий рейх напал на СССР, и было связано с несуществовавшей базой «Норд».
База «Норд»

В октябре 1939‑го Германия вела переговоры о возможном создании базы для своих военно-морских сил на советской территории. Но стороны так и не пришли к согласию. Хотя Советский Союз и благожелательно отреагировал на просьбу немцев, но предложенное им место – залив Западная Лица – категорически не устраивало кригсмарине. Гросс-адмирал Эрих Редер запросил мнение командующего подводными силами Карла Деница о размещении там подводных лодок. Дениц отнесся к этой идее со скепсисом. Его не устраивали отсутствие там условий для ремонта и трудности в доставке материалов и боеприпасов. В результате Редер отказался от размещения базы в этом месте.

Вместе с тем Деница манила возможность атаковать британские лесовозы, выходившие из советских северных портов в Великобританию. В середине ноября 1939‑го он послал к Мурманску большую подлодку U‑38, чтобы выяснить, получится ли реализовать задумку. Эта лодка стала первой немецкой субмариной, побывавшей в Арктике после Первой мировой войны. Ее командир капитан-лейтенант Генрих Либе получил приказ вести разведку перед входом в Кольский залив, но суда не атаковать и себя не обнаруживать.

Почти неделю U‑38 находилась в советских водах, изучая обстановку. Результатом наблюдения стала радиограмма Деницу, в которой командир лодки доложил, что оживленного судоходства у Кольского залива нет. Командующий подводными силами кригсмарине счел нахождение субмарины в данном районе бессмысленным и приказал покинуть его. Это решение совпало с докладом немецкого военно-морского атташе в Москве о сокращении движения британских судов из советских портов.

О том, что U‑38 побывала в советской Арктике, в СССР так и не узнали. А информация, собранная Либе, оказалась полезной для Деница. После начала Великой Отечественной войны другие «серые волки» пришли в Арктику по проторенной U‑38 дороге. Это произошло в июле 1941 года.
«Полярные волки» Деница

С нападением Германии на Советский Союз подводная война в северных водах возобновилась. Впрочем, первые полгода Дениц не придавал Арктике особого значения. У него не было ни сил, ни ремонтной базы вблизи от Мурманска. Поэтому в 1941 году там действовало всего девять подлодок. Это были новые субмарины с неопытными экипажами, приходившие в Баренцево море прямо из Германии. Они использовали норвежский порт Киркенес как временную базу и, совершив один-два похода в район Кольского полуострова, уходили в Атлантику.

Пренебрежение советским театром объяснялось Деницем следующим образом: «Исход войны будет зависеть от успехов в деле нарушения снабжения

Информация, собранная субмариной U-38 в 1939-м, пригодилась «серым волкам» Карла Деница в начале войны
Ullstein Bild/Vostock Photo

Англии. Эту задачу могут решить только подводные лодки. Исход войны против России решается на суше. В этой войне подводные лодки в состоянии играть только вспомогательную роль».

Такая точка зрения привела к тому, что за первые полгода войны немцы позволили провести без потерь более тридцати советских и союзных конвоев, а также немало судов, совершавших одиночное плавание. К сожалению, некоторых успехов немцы все же добились. В 1941 году они потопили семь советских военных и вспомогательных кораблей и один транспорт.

Увы, советская противолодочная оборона успехами не блистала. Немецкие субмарины не понесли потерь. Правда, советским морякам удалось повредить две из них, но потопить их они не сумели. Схожая ситуация сохранялась и в последующие годы Великой Отечественной, когда подводная война в Арктике уже велась немцами с большим размахом.

В начале 1942‑го Гитлер изменил свое отношение к Норвегии, заявив: «Норвегия – решающая военная зона. В создавшихся условиях туда следует немедленно послать подкрепление из надводных и подводных сил: все подводные лодки необходимо направить на морские подступы к Норвегии для своевременного обнаружения подходящего противника и оказания ему действенного отпора».

Фюреру мерещился десант союзников в Норвегии. Но последние лишь запустили дезинформацию о возможной высадке там своих войск. Этого оказалось достаточно, чтобы Гитлер запаниковал. Его беспокойство привело к тому, что кригсмарине существенно увеличили норвежскую корабельную группировку, в том числе и субмарин. Благодаря возросшей численности они угрожали союзным и советским конвоям в течение всей войны. Теперь немцы могли действовать против них группами лодок, используя тактику «волчьей стаи». Напряженность в арктических водах возросла.

В течение девяти месяцев 1942 года «серые волки» активно охотились на конвои PQ и QP, ходившие между Великобританией и Мурманском и Архангельском. Наибольшего успеха они достигли во время истребления конвоя PQ‑17 – из 35 судов 22 было потоплено. Советская сторона также несла потери от их действий. На протяжении 1942–1945 годов от мин, снарядов и торпед немецких подлодок в Арктике погибло более 40 судов и военных кораблей.
Карское море

Подводники Деница не ограничивались в своих действиях только Баренцевым морем. Они проникали и в Карское море. Впервые это произошло в августе 1942‑го во время рейда броненосца «Адмирал Шеер» к Диксону, во время операции «Вундерланд». Вместе с ним в Карском море действовали три немецкие лодки – U‑251, U‑601 и U‑255. Хотя операция не принесла серьезного успеха, она вызвала большое напряжение на коммуникациях в Карском море, где советские суда ходили, как в мирное время.

Арктический конвой PQ-17 со стратегическими грузами и военной техникой из США, Канады и Великобритании был отправлен в СССР 27 июня 1942 года. Печально знаменитым его сделали большие потери, которые конвой понес из-за немецких субмарин
TopFoto/Vostock Photo

Хотя в 1942‑м немцы больше не отправляли в Карское море свои лодки, они отметили перспективность этого района. В 1943 году в рамках операции «Вундерланд‑2» (август–сентябрь 1943-го) туда снова были посланы субмарины. Наиболее драматическим эпизодом этой операции стала атака советского конвоя ВА‑18 группой подлодок «Викинг‑2». Три субмарины – U‑601, U‑703 и U‑960 – стали причиной гибели тральщика и транспортов «Сергей Киров» и «Архангельск». Немцы же заплатили за свои успехи в Карском море гибелью U‑639, потопленной советской подводной лодкой С‑101 28 августа 1943‑го у Новой Земли.

В 1944 году «серые волки» появились в Карском море в то же время года. Шесть лодок из группы «Грайф» (U‑278, U‑362, U‑365, U‑711, U‑739 и U‑957) в августе уничтожили советский караван БД‑5 (транспорт «Марина Раскова» и два тральщика) и гидрографическое судно «Норд». В сентябре от их атаки пострадал конвой ВД‑1: потоплены сторожевик и тральщик. Советский флот отплатил Деницу сторицей – 5 сентября тральщик Т‑116 уничтожил глубинными бомбами U‑362. Последним же действием группы «Грайф» стал захват радиостанции на мысе Стерлигов, где немцы взяли пленных и важные документы. Эта акция стала финалом в истории действий немецких подводных лодок в Карском море. После нее они покинули данный район и больше туда никогда не возвращались.
Находка на Таймыре?

Теперь вернемся к информации о возможной находке на побережье полуострова Таймыр в Карском море. 18 апреля на сайте Русского географического общества была опубликована новость о возможном нахождении там «неизвестной немецкой подводной лодки времен Великой Отечественной войны». На сайте РГО буквально сказано: «Люк в подлодку задраен. Специалисты отмечают, возможно, противник завел подлодку на мель к берегу, после чего экипаж ее покинул. Ранее эксперты встречали подобное на Черном море. Но без изучения объекта ничего определенного сказать нельзя. Пока нет даже точной информации, что это за подлодка».

Однако ничего подобного на Черном море с немецкими подлодками не происходило. В годы Великой Отечественной там воевало всего шесть субмарин кригсмарине. Три из них были затоплены у побережья Турции, где сейчас и лежат на дне. Еще три, будучи поврежденными, были захвачены советскими войсками в Констанце, а затем введены в состав ВМФ СССР.

Карское же море немецкие лодки посещали в 1942–1944 годах. Их группы составляли от трех до семи субмарин, которые действовали в определенный промежуток времени, совпадавший с навигацией в этом районе. Все эти подлодки, кроме вышеуказанных U‑639 и U‑362, после операций в Карском море благополучно добрались до своих баз. Известны их тактические номера и фамилии командиров. Это позволяет проследить их походы буквально по часам благодаря сохранившимся до наших дней документам кригсмарине. Таким образом, можно утверждать, что ни одна из этих субмарин никогда не выбрасывалась на советское побережье и не может быть обнаружена на Таймыре.
Мифы Арктики

У читателя может возникнуть вопрос: если обнаруженный объект не имеет отношения к вышеуказанным субмаринам, то, может быть, это немецкая подлодка, посланная к Таймыру секретной миссией? Особенно если учесть, сколько всего написано о каких-то секретных немецких базах времен войны на арктическом побережье России. Этот вопрос вполне уместен и требует ответа.

Мифы о базах кригсмарине в Арктике произрастают из легенд о «конвое фюрера» – мифическом секретном соединении подводных лодок, выполнявшем особые поручения руководства Третьего рейха, начиная от постройки тайного города в Антарктиде и заканчивая секретными базами кригсмарине в советской Арктике. Несмотря на то, что на данный момент история каждой немецкой подлодки времен Второй мировой изучена доскональным образом, периодически возникают «исследования», приписывающие подводникам Деница различные невероятные свершения.

Эти материалы опровергаются документами, а именно: журналами боевых действий кораблей и подлодок, штабов кригсмарине и даже системой радиоперехвата «Ультра», с помощью которой союзники читали радиограммы Оси. Однако, как было сказано выше, действия немецких подлодок в советской Арктике во время Великой Отечественной войны еще недостаточно освещены в российской научно-популярной литературе, что и создает почву для рождения различных мифов. Более правдивыми от этого они не становятся.

Источник

Автор


Комментарии   

# Vladimir Kroupnik 2019-05-12 09:19
Спасибо, тезка. Всегда читаю Ваши публикации с большим интересом.

Успехов...

Комментарии могут оставлять, только зарегистрированные пользователи.