fly

Войти Регистрация

Вход в аккаунт

Логин *
Пароль *
Запомнить меня

Создайте аккаунт

Пля, отмеченные звёздочкой (*) являются обязательными.
Имя *
Логин *
Пароль *
повторите пароль *
E-mail *
Повторите e-mail *
Captcha *
Апрель 2024
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 1 2 3 4 5
1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Рейтинг 4.75 (4 Голосов)

К 6 октября 1941 года, в ходе операции «Тайфун» немецкие войска уже прорвали оборону советских войск и развивали общее наступление на Москву. 

В районе Мценска рвавшимся вперёд немецким танкам преградила путь 4-я танковая бригада полковника Катукова. 4 октября советские танкисты нанесли первый удар, при поддержке дивизиона гвардейских миномётов капитана Чумака атаковали маршевые колонны немецкой 4-й танковой дивизии и фактически вывели её из строя. 

6 октября состоялся новый бой у высоты 217,8 (у села Первый Воин Мценского района) и снова немцы несут потери, командующий 2-й танковой группой вермахта генерал-полковник Гейнц Гудераин, оставил об этом следующую запись: 

«Южнее Мценска 4-я танковая дивизия была атакована русскими танками, и ей пришлось пережить тяжелый момент. Впервые проявилось в резкой форме превосходство русских танков Т-34. Дивизия понесла значительные потери. Намеченное быстрое наступление на Тулу пришлось пока отложить.» 

Интересно, что сам Гудериан недавно окрестил советский танк Т-34, как «типичный пример отсталой большевистской технологии». Не смотря на то, что вина здесь немецких командиров, непосредственно командира 4-й танковой дивизии генерал-майора Вилибальд фон Лангермана унд Эрленкампа, которые позволили застигнуть себя врасплох, Гудериан вины не признаёт и списывает неудачу на русские «чудо-танки». Правда в реальности 4-я танковая бригада Катукова не была оснащена только танками Т-34, более половины танков составили лёгкие БТ-7 и также была рота тяжёлых танков КВ-1. 

Одним из героев этих боёв стал будущий Герой Советского Союза Ивав Любушкин, наводчик танка Т-34 4-й танковой бригады. Танк Любушкина преградил путь немецким танкистам, пытавшимся обойти бригаду Катукова через деревню Каменево и высоту 231,8, он совершил настоящее чудо – уничтожил девять танков Гудериана! 

Вот что рассказал Иван Любушкин вскоре после боя корреспонденту газеты «Комсомольская правда» Юрию Жукову: 

«Я тогда под Первым Воином получил приказ выйти на левый фланг и занять место для танковой дуэли. Только доехали до намеченной точки – один снаряд попал в мою машину, но броню не пробил. Я сам сидел у пушки и скомандовал экипажу: «Даешь бронебойные! Посмотрим, чья сталь крепче». И начал бить. 

Снаряды все время стучали по нашей броне, но я продолжал вести огонь. Зажег один немецкий танк, тут же второй, за ним третий. Снаряды мне подавали все члены экипажа. Ударил в четвертый танк – он не горит, но вижу, что из него выскакивают фашисты. Послал осколочный снаряд – добил. Потом разбил еще несколько танков. 

В это время все-таки какой-то гитлеровец ухитрился, ударил мою машину в бок. Этот снаряд пробил броню и разорвался внутри танка. Экипаж ослепило. Чад. Радист Дуванов и водитель Федоров застонали. Находившийся в моем танке командир взвода лейтенант Кукарин – он только что вернулся из рейда, ходил с Бурдой, – полез к водителю, видит – он оглушен. Кукарин помогает Федорову. Я продолжаю вести огонь, но тут слышу, как Дуванов говорит: «У меня нога оторвана». Кричу Федорову, – он в это время уже малость отдышался: «Заводи мотор!» 

Федоров нащупал кнопку стартера, нажал… Мотор завелся, но скорости, кроме задней, не включались. Кое-как отползли задним ходом, укрылись за нашим танком КВ, там перевязали радисту ногу, убрали пустые гильзы. 

Надо было бы выйти из боя и произвести ремонт, но тут я увидел в кустах укрытые немецкие танки, которые вели огонь. Уж очень хорошо они были мне видны, жаль их было оставить. 

У меня основной прицел разбит, но остался вспомогательный. Я говорю ребятам: «Даешь снаряды! Еще разок постукаемся». И начал бить гадов. 

Фашисты видят, что наш танк еще стреляет – опять начинают нас бить. Один снаряд ударил по башне, не пробил, но внутри от удара отлетел кусок брони и ударил меня по правой ноге, которая была на спусковом приспособлении. Нога стала без чувств. Я подумал было, что её уже вообще нет: теперь все, отстрелялся навсегда, как Дуванов. Но пощупал – крови нет, цела. Отставил её в сторону, стал нажимать левой ногой. Неудобно. Тогда стал сгибаться и нажимать на спуск правой рукой. Так лучше, но тоже не очень удобно. 

Кончая этот бой в кустах, я все-таки зажег еще один танк. Другие наши машины рванулись вперед, а у меня только задний ход. Я и вышел из боя. Сдал раненого санитарам, а моя нога сама пришла в чувство. Машину за два часа отремонтировали. И я еще раз в этот день успел повоевать…» 

Звание Герой Советского Союза Ивану Любушкину присвоено 10 октября 1941 года. Погиб в бою 30 июня 1942 года.

Александр Браун


Комментарии могут оставлять, только зарегистрированные пользователи.