fly

Войти Регистрация

Вход в аккаунт

Логин *
Пароль *
Запомнить меня

Создайте аккаунт

Пля, отмеченные звёздочкой (*) являются обязательными.
Имя *
Логин *
Пароль *
повторите пароль *
E-mail *
Повторите e-mail *
Captcha *
Апрель 2024
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 1 2 3 4 5
1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Рейтинг 5.00 (6 Голосов)

Баженов Алекс. Никол. – посыльный штаба полка

Мои воспоминания о Полку 253-м Красных Орлов

Учасник А. Баженов, уроженец с. Пески Катайскаго района Уральской области, вступил в полк 20 лет (год рожд.1898 г.)

Ялуторовск – Перекоп

В сентябре 1919 года под Заводоуковской наш 253 Красных Орлов полк выдержал многочисленные атаки белогвардейцев, во много раз превосходивших, как численностью, а также технически вооружённых (которых снабжали оружием иностранные интервенты), в первых числах [октября] перейдя в контрнаступление, разбив почти на голову белогвардейцев, отбросив их за Ишим.

Преследование белых было поручено другим красным частям, а наш 253 Красных [Орлов] полк был отведён на отдых в районе Заводоуковской. Стали приводить в порядок свои порастрепавшие переутомлённые нервы красноармейцы.
Отдыхать пришлось не долго нашим красным бойцам. В ноябре 1919 года на юге белогвардейская свора под командой генерала Деникина захватила Орёл, подходила к Брянску и готовилась захватить Красную Столицу Москву.

Тогда гениальнейший наш Вождь Владимир Ильич Ленин обратился к трудящимся: рабочим и крестьянам нашей страны, что Красная Столица в опасности. Рабочие и крестьяне под руководством Коммунистической Партии и умелаго командования красных командиров, сплотившись в единый крепкий мощный кулак с винтовкой в руках, отбросили Деникина далеко на юг, где он был вынужден [96] занять Крымский полуостров, укреплённый Перекопским Валом, и занял там позиции.

Наш 253 Красных Орлов полк в ноябре был брошен на Южный фронт, произведя посадку на ст. Ялуторовск в составе 3-х эшалонов, четвёртаго из Тюмени, и спешным порядком отправился по маршруту: Пермь – Вятка – Москва – Воронеж – Лиски – Купянск – Чаплино, куда прибыл в последних числах марта месяца. Командиром полка в то время был заслуженный боец Кобяков Александр Иванович, военкомом т. Овчинников, ад"ютантом т. Цесанко.

Сначала следования наши эшалоны до Рязани не встречали ни каких затруднений и двигались очень спешно. От Рязани движение значительно замедлилось. Главным тормозом являлся наш железнодорожный транспорт. Не было совершенно топлива для наших паровозов. Приходилось часто самим красноармейцам рубить дрова на ст. для паровозов, как это имело место на ст. Рязань, Воронеж, Лиски.

Продуктов на дорогу было выдано в Ялуторовске на 10 дней (предполагали за десять дней доехать до фронта). Многие красноармейцы рассчитывали на то, что едем на юг, где много белаго хлеба, [96об] поэтому отказались даже от того небольшого запаса хлеба, который был предложен.

Когда двинулись из Рязани, у многих кр-цев не было хлеба, а достать который было очень трудно. Из-за нехватки хлеба начались заболевания тифом.

Когда приехали на ст. Лиски, то уже тиф принял эпидемические размеры. Ежедневно заболевало до 70-80 красноармейцев.

Наш Перевязочный отряд много проявил инициативы и уменья по борьбе с тифом. Были созданы специальные тройки по борьбе с эпидемией, организованы посменные дежурства при Амбулатории, а также отведён карантинный вагон для больных красноармейцев. Везде проводилась по всем вагонам дезинфекция. Но не смотря на все принятые меры предосторожности, тиф свирепствовал, вырывая всё новые и новые жертвы.

Зав. Перевязочным отрядом Николай Васильевич […олчурин] и другие фельдшера в колич. 16 чел., не покладывая рук, не спя по целым ночам, самоотверженно боролись с эпидемией. Но что могли сделать при всём своём старании и умении медперсонал полка, когда кругом на сотни клм население почти поголовно болело тифом.

Когда в Марте месяце стали отправляться со ст. Купянск, то весь полк был помещён в 2 эшалона. Вот сколько вырвал тиф из полка самоотверженных бойцов. [97]

В последних числах Марта месяца, прибыв на ст. Чаплино бывшей Екатеринославской губернии произвели высадку и расположились на отдых в станице Григорьевка – Кривой Рог в 12 км от ст. Чаплино.

В Григорьевку были стянуты остальные 254 Волынский и 255-й Уральский полки, из которых была сформирована 85 особая бригада, которая влилась в состав 13-й Армии.

Командир полка т. Кобяков, благодаря крутого нрава, не поладил с командованием 13 Армии, в силу чего переведён был командиром 255-го Уральскаго полка, а командиром 253 Красных Орлов полка назначен командир 255 Уральскаго полка т. Шумилин Михаил Степанович, который принял командование в станице Григорьевка.

Отдохнув немного после длительной дороги, нашей бригаде было поручено командованием 13-й Армии уничтожить зарвавшегося анархиста-авантюриста Нестора Ивановича Махно.

Батько Махно под флагом чёрнаго знамени анархизма взбаломутил мозги крестьянскаго населения Херсонщины по борьбе с Советской Властью. [97об]

Большая часть зажиточнаго крестьянства, кулачество горячо поддерживали идеи Махно, с оружием в руках производили налёты на передвигающиеся по линии железной дороги поезда гружёные ценными припасами и снаряжением, что очень отражалось на продвижении красных частей, которые были в то время на фронте против Врангеля, засевшаго в Крыму.

Плохо одетые и обутые в валенки наши части 85-й бригады двинулись на столицу Махно Гуляй-Поле по маршруту: Успеновка – Гавриловка – Малая и Большая Михайловка.

На ноги, обутые в валенки, налипало очень много грязи, что страшно тормозило продвижение. Местные крестьяне, смотря на наши ноги, иронически замечали: "Хиба важко, ну яки ви вояки, тай ще удумали гоняться до Батьки. Тай вин вам усим бошки поотрубае".

Первый переход совершили в первых числах Апреля от станицы Григорьевка до Успеновки, куда прибыли на рассвете. Население, преимущественно кулацкое, относилось очень враждебно к Красным Войскам, называя их "бисовы москали", что, мол, сожрали в Москве весь хлеб, нас пришли об"едать. Большая часть села Успеновки составляло основное ядро Махновской банды. [98]

Утром вышли из Успеновки, направились на ст. Гавриловку, которая на расстоянии 20 км от Успеновки, где первый бой завязался нашей разведки с Махновским раз"ездом, которые, не выдержав дружнаго напора красной конницы, умчались. Наши даже не нашли нужным их преследовать.

Чем ближе подвигались к Гуляй-Поле, тем враждебнее встречало нас население, отказывая абсолютно во всём красноармейцам, как в продуктах, а также фураже, даче подвод для перевозки больных, которых заболевало ежедневно до 70 человек.

Во время переходов по следам Махно был интересный случай в М. Михайловке. Я с одним из фельдшеров тов. Рыбаковым зашёл в одну хату попросить напиться. На нас была науськана собака, которая нас изрядно покусала. Мне прокусила ногу, которая болела 5 месяцев, но воды всё-таки нам не дали.

Махновцы совершенно не выносили открытаго боя, а всегда старались напасть врасплох на более слабые части. Особенно выбирали тех, как вновь мобилизованные прибывшие части. Так ими был захвачен в плен на ст. Пологи прибывший эшалон кр-цев, мобилизованных из Калужской губернии, которые ещё не были обстреляны в боях и не могли дать своевременнаго [98об] отпора Махновцам по растерянности. Махновцы их быстро обезоружили.

Производили Махновцы налёты, всегда заранее зная, какая эта часть, и как она вооружена, как она будет защищаться, и какой её состав, как она политически выдержана.

В стан. Б. Михайловка Махновцы, воспользовавшись отходом наших главных частей, произвели внезапный налёт на оставшуюся часть комендантской команды под командой н-ка т. Воскресенскаго (уроженец Вятской губ., вступил в пополнение в Глазове, красный офицер). Состав команды 25 человек при одном пулемёте, которые прикрывали отход не строевых частей и обоза. Тов. Воскресенский вывел команду из Б. Михайловки, расположил ея на окраине и приказал стрелять по наступающей Махновской банде. Пулемётчики застрочили, но что могли сделать кучка самоотверженных красноармейцев против наседающей пьяной банды. Окружённые со всех сторон красноармейцы были смяты и захвачены в плен.

Тут пошла дикая зверская, только свойственная одним Махновцам расправа. Пленных выстроили, спросили, кто приказал стрелять из пулемёта. Тов. Воскресенский вышел из строя и сказал: "Я приказал, и если представится возможность, [99] ещё прикажу стрелять по Махновским бандам". Тогда ему была отрублена сначала правая рука, потом левая. А затем было искромсано всё тело. Были зарублены два пулемётчика. Остальных раздели, у кого было обмундирование, и предложили остаться на службе у Махно, которые через 4 дня [выбежали].

В этот бой были захвачены двое наших фельдшеров т. Будулёв и Неугодников Ефим, кр-н с. Корюковскаго Катайскаго района, оба члены ВКП(б). Махновцы им предложили остаться на службе, обещая всякие милости и удовольствия, но тов. Неугодников категорически отказался поступить на службу к Махно, за что и был посажен в кутузку, где ему готовилась расправа.

Захвативши Б.Михайловку, Махновцы к вечеру все перепились, даже не оставив часовых. Наши фельдшера, пользуясь этим моментом, при помощи местных крестьян, сочуствующих Советской Власти, выбрались из станицы и на четвёртый день прибыли на ст. Пологи, где стоял наш перевязочный отряд, которые рассказали о зверской расправе Махновцев с т. Воскресенским. С тов. Неугодниковым получился припадок, в силу чего пришлось его направить в психиатрическую лечебницу, но осложнения остались у тов. Неугодникова на всю жизнь, который сейчас полукалека. [99об]

В плен к Махновцам попал в станице Гавриловка фуражир т. Лапин, котораго махновцы зарубили, потому что одет был хорошо и имел на груди значёк.

(Рассказ очевидцев санитаров т. Поздеева и Андреева, которые оставались в больнице).

Тов. Александров, командир 3-го батальона, спасся только благодаря тому, что, когда больной тифом остался в станице Гавриловка, отдал мне ноган, говоря, что он мне не нужен, передай в штаб полка. Когда вскоре после нашего ухода Махновцы захватили Гавриловку, при обыске у тов. Александрова не чего не нашли, а красноармейцы не выдали (т. Александров уроженец Саратовской губ., прибыл в полк с дополнением из Тюмени, которые влились на ст. Купянск).

Какие только не прилагали усилия Махновцы к попавшим в плен красноармейцам нашего полка, что бы выведать комсостав и коммунистов. Приводили все возможные пытки, все возможные застращивания, но красноармейцы самоотверженно шли на пытку и даже умирали под бандитскими ударами сабель, но выдавать комсостав всё-таки не соглашались. Так дорожили красноармейцы своими красными командирами, с которыми плечо к плечу отстаивали Седой Урал от Колчака. [100]

Бой под Гуляй-Поле показал Махновцам всю силу спайки и уменье сражаться и одерживать победы частей полка Красных Орлов.

Командир 4 роты тов. Сухарев Андриян, крестьянин с. Касаргуль Катайскаго р-на Урал.обл., доброволец с 1918 года, малограмотной, член партии ВКП(б), около 10 мая 1920 года с ротой в колич. 83 шт. при 2-х пулемётах стоял заставой в Гуляй-Поле. Махновцы вечером численностью до 500 кон. и 300 пеших произвели налёт на 4-ю роту, окружив её со всех сторон.

Население Гуляй Поле составляло основное ядро Махновщины, котораго насчитывалось до 30 тыс. человек, очень враждебно относилось к Советской Власти.

Тов. Сухарев, видя, что гибель не минуема, что попадя в плен пощады не будет, приказал своим красноармейцам делать перебежку возле домов по улице к выходу из села. Во время перебежки был зарублен Махновцами старшина роты т. Поликарпов, кр-н с. Покровскаго Егоршинскаго р-на Уральской обл., доброволец, член ВКП(б), и ранены были два кр-ца.

Сначала на перекрёстке был захвачен один пулемёт, при выходе из села был захвачен [100об] второй. При четырёх пулемётах, отступая из с. Гуляй Поле, 4 рота отбивала наседающие Махновские банды, которые производили многочисленные атаки, стараясь сбить и уничтожить не большую горсточку самоотверженных кр-цев, но, понеся большие потери, вынуждены были оставить в покое Красных Орлов. Тов. Сухарев вскоре после боя под Гуляй-Поле был переведён командиром батальона.

Вскоре после боя под Гуляй Полем наша 85 бригада была переброшена на Врангеля, который, окопавшись, технически вооружённый, занимал Крымский полуостров. Задача была во что бы то ни стало очисть Крым от Врангеля.

Полки 85 бригады были расположены в 15 клм от Перекопа в станице Строгановка – Громовка – Николаевка.

Около 10 июля бой окончательно решил судьбу нашего славнаго 253 Красных Орлов полка.

Утром полки нашей бригады пошли в наступление на укреплённый Перекопский Вал с левого фланга, подле залив Сиваш. Командир бригады т. Сутормин в начале наступления был во время боя в строю, своим присутствием ободряя красноармейцев нашего полка, что, безусловно, не требовалось. [101] Покрывшие себя не увядаемой славой на Урале против Колчаковщины Красные Орлы не нуждались в одушевлении.

Одновременно с нашим наступлением с леваго фланга Врангель повёл решительное наступление на наш правый фланг.

Красные части других дивизий, находящиеся на правом фланге, не выдержали сильнейшаго натиска белогвардейцев, которые выпустили в бой танки, 10 аэропланов, броневые автомашины, кавалерию и открыли ураганный артиллерийский огонь. Части, находящиеся на правом фланге, отступили, а нашу бригаду кавалерия окружила, отрезав ей путь к отступлению. В это время появился над нашей бригадой аэроплан противника, выбросил сигнализацию, какое-то белое полотно. Кавалерия моментально стала окружать части нашей бригады. Артиллерия белых открыла ураганный огонь. Подлетели другие аэропланы, стали сыпать бомбы. Необходимо было своевременно отвести части нашей бригады, не давая кавалерии окружить нас, но в штабе бригады комбрига в то время не было и не кому было дать распоряжение ком.полков о своевременном отходе. Благодаря тому, что комбриг 85 тов. Сутормин, не находясь на своём [101 об] месте в то время, когда требовалось, не сумел отвести своевременно полки и тем самым проиграл сражение. Прижатые к Сивашу полки 85-й бригады по пояс в воде, отстреливаясь, стали отступать. Часть кр-цев выбежала, часть попала в плен, но большая часть сложила свою голову в этом глупом Сивашском бою.

После боя началось паническое отступление. Со штабом 13 Армии была потеряна всякая связь.

Не представлялось даже возможным организовать из бригады один сводный полк.

Так кончил своё существование 253-й Красных Орлов полк, который не оправдал своё назначение Краснознамённого потому, что командование 13-й Армии не уделило должнаго внимания техническому насыщению вооружением: недостаточно было пулемётов, которые не были приспособлены к особенностям Южнаго фронта. У частей, которые на Юге участвовали в боях, пулемёты приспособлены были на тачанках, благодаря чего могли быстро реагировать на отступление. Второе, очень мало на Юг прибыло старых добровольцев, которые участвовали в боях с Колчаком на Урале, а больший % красноармейцев был из мобилизованных, прибывших с дополнением из Тюмени, которые слабо выдержанные в боях. [102]

Военком полка т. Овчинников не оправдал своего назначения, был снят с должности Военкома. На место его был назначен заслуженный боец т. Тарских Павел Мамонтович, который занял должность военкома на ст. Пологи и был на должности военкома до последнего боя, которому пришлось сдавать в Архив Красной Армии все документы полка.

Ад"ютант Цесанко во время боёв с Махновцами перешёл на сторону Махновцев, оказался предателем. На место его был назначен т. Стадухин Георгий Степанович.

Партизан 253 Красных Орлов полка
Баженов А.Н.
20 VII 32 г.
г. Свердловск [102об]

ЦДООСО.Ф.41.Оп.2.Д.205.Л.95-102об.

спасибо


Комментарии   

# Маттео 2018-03-25 16:54
КРАСНЫЕ ОРЛЫ

Комментарии могут оставлять, только зарегистрированные пользователи.