
До Первой Мировой войны часы на руке считались исключительно женскими. И в первую очередь были украшением. Надеть мужчине на руку часы было страшнее, чем надеть юбку. Мужчины носили часы в жилетном кармане. Война все изменила. Офицеры, кавалеристы и авиаторы начали носить часы (и компасы) на руке. Летчику крайне сложно было вытаскивать их из жилетного кармана. Часы на руке стали символом мужества.
Возвращавшиеся домой с фронта мужчины не спешили расставаться с наручными часами и по армейской привычке продолжали носить их на запястьях. Никакой утилитарной функции это уже не имело. Это был некий аналог послевоенного хвастовства. Гарант храбрости их носителя. И бывшие военные изменили моду – к 1930 году продажи наручных часов впервые превысили продажи карманных.
Комент от пользователя Seeox:
Да вроде не о чем спорить, вторые часы действительно были. Этот эпизод хорошо известен и описан Анной Халдей, дочерью автора снимка Евгения Халдея. Например, здесь: ecolimp.livejournal.com/155835.html
Теперь вернемся к фотографии Халдея.
Фотошедевр Халдея «Знамя Победы над Рейхстагом», выполненный 2 мая 1945 года, обошел весь мир, стал хрестоматийным и воспроизводится, пожалуй, чаще, чем все прочие работы этого выдающегося фотохудожника.
- Я ведь давно размышлял над тем, как поставить свою «точку» в затянувшейся войне: что может быть значительнее – знамя победы над поверженным врагом!.. К концу войны я уже не возвращался из командировок без снимков со знаменами над освобожденными или взятыми городами. Флаги над Новороссийском, над Керчью, над Севастополем, которые освободили ровно за год до Победы, – пожалуй, более других дороги мне. И такой случай представился, - рассказывает Халдей. - Едва я вернулся в Москву из Вены, как редакция Фотохроники ТАСС приказала следующим же утром лететь в Берлин.
Приказ есть приказ, и я начал быстренько собираться: понимал, что Берлин – это окончание войны. Мой дальний родственник, портной Израиль Кишицер, у которого я жил в Леонтьевском переулке, помог мне сшить три флага, раскроив красные месткомовские скатерти, которые мне «подарил» ТАССовский завхоз Гриша Любинский. Звезду, серп и молот я собственноручно вырезал из белого материала... К утру все три флага были готовы. Я помчался на аэродром и улетел в Берлин...
Прибыв в Берлин, Халдей сделал снимки с каждым из трёх флагов.
Первый флаг был установлен вдали от рейхстага, на крыше штаба 8-й гвардейской армии, возле скульптуры орла, восседавшего на земном шаре. Халдей забрался туда с тремя бойцами и сделал несколько фотографий.
Второй флаг был установлен над Бранденбургскими воротами. По воспоминаниям Халдея, утром 2 мая 1945 года лейтенант Кузьма Дудеев, сержант Иван Андреев и он забрались на Бранденбургские ворота, укрепили флаг и сделали снимок. На обратном пути Халдею пришлось прыгнуть с большой высоты, и он отшиб ноги.
Когда Халдей добрался до рейхстага, из которого выбили фашистов, флагов там уже было установлено множество. Наткнувшись на нескольких бойцов, он достал свой флаг и попросил их помочь забраться на крышу. Найдя удобную точку для съёмки, он отснял две кассеты. Флаг привязывал киевлянин Алексей Ковалёв. Ему помогали старшина разведроты Гвардейской Краснознаменной ордена Богдана Хмельницкого Запорожской стрелковой дивизии Абдулхаким Исмаилов из Дагестана и минчанин Леонид Горычев.
Анна Халдей, дочь знаменитого фотокорреспондента ТАСС:
- Да, фотография "Знамя победы над рейхстагом" - это не репортаж! Спустившись с Рейхстага, Халдей сразу полетел в Москву. В редакции снимок приняли как икону - со священным трепетом. Но из-за одной мелочи фотографию едва не "запороли". - Редактор вдруг сказал: стоп! Фотографию нельзя печатать, - живо пересказывает Анна воспоминания отца. - У Исмаилова на обеих руках часы! Оказалось, вторые часы трофейные. А значит, забрал у врага, мародерство...