Блин ... Не увязал я мецких танкистов , е.....щихся не по-децки с гусеницей , с тем очкариком : ))))))
"Ну да, тот самый многажды поминаемый по матери Heinrich Ernst Kniepkamp(Хайнрих/Генрих Эрнст/Эрнест Книпкамп). Только что о нем знает широкая общественность, кроме "злой мачехи" и "тарелок в четыре ряда"?
Легенда начинается в 1926. До того биография выглядит, в общем-то, обычной: родился в 1895 г. в Вуппертале (Wuppertal). Участвовал в Первой Войне; видимо, на фронте и заболел танками. После войны закончил Technische Hochschule Karlsruhe. С 1923 работает в фирме MAN конструктором коробок передач. В 1925 немного поработал в Ростоке, тоже инженером.
В январе 1926 Книпкамп пришел в Heereswaffenamt, Управление вооружений. Здесь он быстро сосредоточил усилия на разработке колесно-гусеничных, полугусеничных и легких гусеничных машин. Уже в конце 1926 г. на немецкие заводы поступают первые заказы по спецификациям Книпкампа на полугусеничные транспортеры (Duerkopp) и танки (Krupp). В 1930 году Книпкамп организовал в Германии первый танковый испытательный центр.
Примерно тогда и была придумана его фирменная схема подвески: шахматное расположение катков, торсионы и переднее ведущее колесо. Дело в том, что кроме живучести гусениц, в то время серьезную проблему составляла живучесть самих катков, точнее, резиновых бандажей. Подвеска Книпкампа позволяла максимально распределить нагрузку между катками и облегчить их диски. На всех полугусеничных транспортерах диски как раз характерной "ажурной" формы, максимально облегченные.
В 1932 Книпкамп разработал набор требований к тягачам и танкам Вермахта. По ним проектировалась стройная линейка полугусеничников (и бронетранспортеров на их шасси), а также первые немецкие панцеры. Посмотрите на ходовую любого полугусеничного тягача немцев - все они очень похожи как раз потому, что автор один и тот же. И это первая причина, почему любой Kettenkraftrad может считать его папой.
В 1936 году Книпкамп официально назначен ответственным за разработку новых танков. Можно считать, что он причастен к любому проекту танка с этого времени. Просто перечислю:
- проекты VK.45 - Тигр;
- проекты VK.20 - VK.24 - VK.30 - Пантера;
- модернизация Pz.Kpfw.I - Ausf.F, он же VK.1801;
- вся серия машин Entwicklung, E10, E25, E50, E75 и E100.
Звездной машиной Книпкампа стала, конечно, Пантера. Вся конструкция ходовой, наверное, лучшая немецкая разработка войны - его авторства.
В промежутке, между делом, в июне 1939 Книпкамп набросал и запатентовал конструкцию легкого полугусеничного тягача с мотоциклетной вилкой. Если кто еще не понял, это как раз и был мой нежно любимый NSU HK-101 Kettenkrad. И это - вторая и окончательная причина считать Эрнста кеттенкрадопапой.
Был, кстати, проект, на который Книпкамп смотрел очень косо. Это "Маус". Известно, что Эрнст задавал неудобные вопросы по поводу подвижности монстра. Неудивительно - у любого вменяемого специалиста по подвижной технике к ходовой и управлению машиной такой массы будет просто ворох замечаний.
Инженер — единственный человек, знающий все технические возможности.
H. E. Kniepkamp
После войны Книпкамп, естественно, попал под раздачу, его много допрашивали, однако особых претензий не выдвинули. Идейным нацистом он не был, в каких-то кровавых делах не участвовал, занимался только техникой. Эрнст открыл инженерную контору в Хейльбронне на Некаре и ударился в гражданские глупости, но, к его чести быстро вернулся в разработку гусеничных шасси тракторов и танков.
На послевоенном счету Книпкампа - конструкция подвески швейцарского танка Pz.61. В 1957 на основе его разработок строились прототипы БТР для Бундесвера с гидропневматической подвеской. А в 1957-60 гг. Книпкамп был советником в программе Standart Panzer, из которой вырос Leopard I.
В 1973 году Книпкамп ушел на покой, а умер в 1977 году, 30 июля.
Резюмирую: Х. Э. Книпкамп занимался разработкой гусеничных машин 47 лет и успел забыть о танках больше, чем я знал. За тягачи и Kettenkrad ему памятник уже обеспечен, а за Пантеру - конная статуя в натуральную величину. Смеяться над ним не стоит. Не всем же быть такими гениями саморекламы, как Быстрый Гейнц.