Блин, с пятого раза, после всяко минзагов, траулеров, сторожевиков, логгеров и охотников. Итак:
Минный тральщик «HMS Eddy» - символ необъявленной славы
Среди всех историй о мужестве проявленной в годы второй мировой войны история Мальты занимает особое место. Это островное государство в центре Средиземного моря стало стратегическим пунктом, яростно атакуемым гитлеровским блоком. В течение трех лет немецкие захватчики пытались отрезать путь английским кораблям снабжавшим остров продовольствием и боеприпасами. Для этого они усеяли воды и пристани тысячами мин. Те, кто боролся с этой угрозой, были не воспетые герои ночи - минные тральщики, большинство из которых не вернулись из морских сражений. И «памятником» этим героям является затонувший минный
тральщик «
HMS Eddy».
Средиземноморские города имеют свой особый колорит. Они построены так, что они умеют отражать игру солнечного света в морской воде. Глядя на эту красоту трудно представить, что 70 лет назад война бросила зловещую тень на эти средиземноморские города. Падающие бомбы ревели в небесах, и вода в гаванях разлеталась тысячами брызг от подводных мин.
Мина это невидимая угроза, психологическая пытка и внезапная смерть. Во время второй мировой войны тральщики разыскивали мины, отправляясь в темное время суток, чтобы освободить гавани от этого невидимого ужаса. Одним из таких
тральщиков был отважный «
HMS Eddy».
Это было рыболовное судно построенное фирмой «
Alexander Company» в Шотландии 6 августа 1918 года. Судно выполняло портовую работу в Великобритании до начала второй мировой войны, после чего был отправлен на Мальту. Там его переоснастили для поиска мин. Это был небольшой корабль, чей стремительный путь к славе начался с ежедневного выполнения опасных операций.
тральщик «HMS Eddy»
экипаж корабля
У
тральщика «
HMS Eddy» во время войны была одна из самых опасных миссий - выйдя из порта тралить минные поля, не зная, удастся ли вернуться с задания. Несколько раз он плыл к минному полю под огнем атакующих немецких и итальянских пикирующих бомбардировщиков. Но сколько не очищали тральщики опасные районы, немцы снова и снова подбрасывали новые мины. Во время второй мировой войны стратегическое положение Мальты сделало ее отличной мишенью. В сумме в Средиземном море гитлеровцы заложили их около 55000 мин. Прочесывая гавани и подступы к ним, британские
тральщики постоянно сталкивались с риском. Для моряков минных тральщиков самым страшным была не темнота моря, а неизвестная опасность, скрытая в его глубинах.
Изобретение подводных мин
Если описывать мину как устройство, спроектированное чтобы уничтожать корабли, тогда военным действиям с применением мин уже более 150 лет. В 1830 году Семюэль Кольт прославившийся изобретением револьвера экспериментировал с минами, которые взрывал посредством электричества. Они удерживались на поверхности воды при помощи балласта и взрывались дистанционно. Русские моряки стали первыми кто начал использовать изобретение Кольта, минируя балтийские гавани во время Крымской войны. Позже минами стали пользоваться во время гражданской войны в Америке. Война с их применением стала психологической пыткой. Затем было разработано новое взрывное устройство, оснащенное рогами-детонаторами на внешней поверхности мины. Внутри каждого «рога» находились капсулы с серной кислотой и смеси из сахарозы - дихлората калия. Корабль ударял о мину, капсула разбивалась, кислота перемешивалась с химикатами, и производился огонь, который воспламенял черный порох.
Немецкий изобретатель Отто Хёрц в 1868 году усовершенствовал взрывное устройство, наполнив капсулы раствором бихромата. Когда капсула разбивалась, раствор стекал на угольные и цинковые пластинки. В результате возникал электрический заряд напряжением в 1,5 Вольта. Электрический ток воспламенял геракселиновый детонатор и происходил взрыв. Такое устройство получило название - контактная якорная мина. Именно такие мины преобладали во время второй войны. На корпусе мины располагалось семь детонаторов. Наполовину она состояла из взрывчатого вещества, а на половину из воздуха, поэтому могла держаться на воде. Она устанавливалась на заданной глубине при помощи регулируемой длины цепи, и позволяло ориентировать мину на определенную осадку корабля или судна.
И днем и ночью тральщики отправлялись на минные поля, что было довольно рискованным предприятием. Они очищали их при помощи тросов оснащенных кусачками. Существовало два типа кусачек. «
Статические» имели очень острые лезвия и спроектированы таким образом, что благодаря своей гидродинамике двигались под водой под углом. Трос, двигаясь под водой, захватывал якорный конец мины. Конец попадал в кусачки, и обрезался, затем мина всплывала на поверхность. Второй тип кусачек более сложен и имел название «
взрывающиеся кусачки». Они несли на себе небольшой заряд взрывчатки. Таким образом, когда тральщик захватывал мину, заряд выстреливался, и острый нож гильотинного типа, обрезал якорный конец мины и отпускал ее на поверхность. Когда мина достигала поверхности, ее расстреливали из орудий.
Так как тральщики не соприкасались с минами, то этот способ считался относительно безопасным.
Тральщик «
HMS Eddy» часто служил главным кораблем во время разминирования. Стресса команде добавляло то, что немцы называли секретным оружием - это были магнитные мины. Действие магнитных мин основывалось на том, что стальные корабли обладают неким постоянным магнитным полем. Это называется «магнитной сигнатурой корабля». Магнитные мины имели цилиндрическую форму и устанавливались на дне. Сердцем этого устройства была магнитная катушка, которая считывала магнитное поле приближающегося корабля. При достижении кораблем необходимой дистанции воспламенялся запал и мина взрывалась.
Наиболее уязвимыми для этих мин и были тральщики, так как их корпусы были выполнены из металла.
26 мая 1942 года
тральщик «
HMS Eddy» закончил тралить канал заминированный прошлой ночью и возвращался в гавань. Экипаж тральщика состоял из 19 человек. Большинство из моряков были мальтийцами. Они возвращались домой счастливчиками после ночи тяжелой и опасной работы. Но вдруг раздался взрыв.
Тральщик «
HMS Eddy» напоролся на мину. Взрыв пробил правый борт. Уцелевшие члены команды бросились в воду, и ждали помощи. Девять моряков погибли во время взрыва, и они ушли на дно вместе с кораблем.
тральщик «HMS Eddy» глубине 56 метров в Средиземном море
Теперь минный
тральщик «
HMS Eddy» покоится на глубине 56 метров в Средиземном море. Покореженный металл придает трагический вид. Корма, разбитое днище и оснастка. Покинутый, обездвиженный, застывший в одно мгновение в прошлом.
Тральщик «
HMS Eddy» несмотря на свой малый размер, сыграл большую роль в войне. Вместе с другими военными кораблями он расчищал гавани для конвоев и боевых кораблей. Если бы эти пути не были открытыми для линии поддержки, исход войны для Мальты мог бы быть совсем иным.
Минные
тральщики как «
HMS Eddy» были рабочими лошадками того периода. Они стали символами не объявленной славы, а моряки, служившие на них, были по-настоящему отважными людьми.