Герхард Баркхорн (Gerhard Barkhorn) (1919-1983)
Всего побед - 301 (Все Восточный фронт).
Первый бой : "Битва за Англию", август 1940 год. Всего вылетов: 1104.
Награжден Рыцарским Крестом с дубовыми листьями и мечами.
Родился 20 марта 1919 года в Кенигсберге. В марте 1938 года Герд поступил в летную школу, а в октябре 1939 года, после ее успешного окончания, был направлен BJG 2 «Рихтхофен», названную в честь лучшего летчика первой мировой войны Манфреда фон Рихтхофена, которая приняла участие в «Битве за Британию».
Он не сбил ни одного самолета противника, зато сам дважды покидал горящую машину с парашютом, причем однажды прямо над Ла-Маншем.Во время одного из воздушных боев меткая очередь летчика «спитфайра» разбила масляный радиатор его «мессершмитта». Баркхорн попытался дотянуть до материка, но над Ла-Маншем его самолет подвергся еще одной атаке, и летчик решил воспользоваться парашютом. К счастью, его товарищи заметили, где приводнился Герд, известили об этом спасательную службу и, как оказалось впоследствии, очень вовремя. Приводнение Баркхорна было замечено англичанами, которые направили в
этот район свой корабль. Но Герхарду снова повезло — немецкий корабль успел подобрать сбитого летчика буквально под самым носом у британцев и тем самым спас его от неминуемого плена. Английский корабль опоздал к месту приводнения буквально на несколько минут. Это событие настолько потрясло Баркхорна, что в дальнейшем он никогда больше не пользовался парашютом, предпочитая оставаться в самолете до конца. За время войны ему пришлось совершить восемь вынужденных посадок, которые были вызваны боевыми повреждениями.
Лишь в ходе 120-го вылета (!), который состоялся 2 июля 1941 года, Баркхорну удалось открыть счет своим победам. Но после этого его успехи обрели завидную стабильность.
Сотая победа пришла к нему 19 декабря 1942 года.
19 июля 1942 года Баркхорн сбил 6 самолётов, а 20 июля 1942 года 5.
Также 5 самолётов сбито им до этого 22 июня 1942 года..
Затем результативность пилота несколько снизилась и двухсотой отметки он достиг лишь 30 ноября 1943 года.
Вот как комментирует Баркхорн действия противника:
"Некоторые русские пилоты даже не смотрели по сторонам и редко когда оглядывались. Я сбил много таких, которые даже не подозревали о моем присутствии. Лишь немногие из них были под стать европейским летчикам, остальные не обладали в воздушном бою необходимой гибкостью".
Хотя явно это не выражено, но из прочитанного можно сделать вывод о том, что Баркхорн был мастером внезапных нападений. Он предпочитал атаки с пикирования со стороны солнца либо заходил снизу сзади в хвост вражескому самолету. В то же самое время он не избегал и классического боя на виражах, особенно когда пилотировал свой любимый Bf 109F, даже ту его разновидность, которая была оснащена всего одной 15-мм пушкой. Но не все русские так легко поддавались немецкому асу:
"Однажды, в 1943 году, я выдержал сорокаминутный бой с упорным русским летчиком и не смог добиться никаких результатов. Я был настолько мокрым от пота, словно только что вышел из душевой. Интересно, было ли ему так же трудно, как и мне. Русский летал на ЛаГГ-3, и оба мы выписывали в воздухе все мыслимые и немыслимые фигуры пилотажа. Я не мог достать его, а он - меня. Этот летчик принадлежал к одному из гвардейских авиаполков, в которых были собраны лучшие советские асы".
Воздушный бой один на один продолжительностью в сорок минут являлся почти рекордом.
В августе 1940 года Баркхорн был переведен во II группу 52-й истребительной эскадры, где и прослужил до января 1945 года. Герхард не принадлежал к тем летчикам, которые систематически сбивали по несколько самолетов в одном вылете. Его наиболее удачный в этом отношении вылет состоялся 20 июля 1942 года, в течение которого
он сбил 4 самолета — весьма скромное достижение для аса Восточного фронта. Такой результат был стандартным для многих немецких асов, но Баркхорн возмещал этот «недостаток», совершая по 5—7 боевых вылетов в день. Особенно тяжело ему давался восьмой вылет.
Через год, 23 августа 1942 года, на счету обер-лейтенанта Герхарда Баркхорна было 52 воздушные победы. За это достижение он был награжден Рыцарским крестом к Железному кресту. В начале 1943 года он добился своей 120-й победы и 11 января получил Дубовые листья. 30 ноября он стал пятым летчиком Люфтваффе, который сбил 200 самолетов
противника. 13 февраля 1944 года командир II./JG 52, гауптман Баркхорн, стал третьим летчиком-истребителем, который достиг рубежа в 250 побед. 2 марта он был награжден Мечами к Дубовым листьям Рыцарского креста.
В конце марта 1944 года войска 2-го Украинского фронта вышли к пограничной реке Прут. На правом берегу начиналась территория Румынии. Красная Армия не только угрожала странам-союзникам Германии — Румынии и Болгарии, но и, в случае удачи, могла отрезать от Германии весь Балканский полуостров. Неудивительно, что немецкая армия оказывала упорное сопротивление. Стремясь вытеснить Красную Армию на левый берег реки Прут и не допустить ее на территорию Румынии, германские войска в конце мая нанесли сильный контрудар в районе румынского города Яссы. Непосредственную поддержку атакующим
немецким войскам оказывала 52-я истребительная эскадра, три группы которой имели в своем составе семьдесят один Bf 109G. Противостоящие им силы советских 5-й и 17-й Воздушных армий и авиации Черноморского флота насчитывали не менее 600—700 истребителей. Несмотря на это обычное для второй половины войны соотношение сил, ВВС РККА пришлось нелегко. Летчики, вспоминая воздушные бои над Яссами, сравнивали их с
боями над Кубанью и Курской дугой.
И в этом нет ничего удивительного, В составе JG 52 находились такие асы, как Герхард Баркхорн, Эрих Хартман, Вильгельм Батц, Хельмут
Липферт, Петер Дютман.
С другой стороны фронта им противостояли Иван Кожедуб, Кирилл Евстигнеев, Сергей Луганский, Николай Скоморохов, Александр Колдунов и элитные подразделения: 27-й ИАП (позднее 152-й гвардейский ИАП), 20-й ИАП (позднее 178-й гв. ИАП), 270-й ИАП, 31-й гв. ИАП, 866-й ИАП, группа «Меч» 427-го ИАП. Несмотря на такой сильный состав советской авиации в этом районе, для усиления группировки ВВС командованию потребовалось ввести в бой еще 9-ю гв. ИАД под командованием Александра Покрышкина.31 мая 1944 года гауптман Герхард Баркхорн — это был его шестой боевой вылет в этот день — отправился на сопровождение группы Ju 87, ведомых Гансом-Ульрихом Руделем.
Задание было выполнено без происшествий, и «мессершмитты» возвращались на свой аэродром. Было 18.00. По радио немецких летчиков предупредили о появлении в этом районе русских «охотников», но в этот раз накопившаяся усталость взяла свое, и Герхард не придал этому сообщения должного внимания. Вместо того чтобы постоянно смотреть по
сторонам, контролируя воздушное пространство, он размышлял о том, что, имея на счету 273 воздушные победы, он скоро должен достать Гюнтера Ралля (275 побед), который был ранен при отражении одного из налетов американской авиации на Германию и в это время проходил курс лечения... Но этим надеждам не суждено было сбыться. «Аэрокобра»
атаковала его сзади, и следующие четыре месяца Герхард Баркхорн был вынужден провести на больничной койке. Если бы не это обстоятельство, возможно, именно Герхард стал бы самым результативным летчиком в мире. Эрих Хартман за это время вырвался вперед и стал недосягаем. Впрочем, Гюнтеру Раллю так же не везло в «соревновании гигантов».
День 31 мая оказался последним для двух других летчиков эскадры: фельдфебеля К. Шумахера (56 побед) и унтер-офицера В. Хане (10 побед). Конец мая — начало июня стали кульминацией сражения. В течение восьми дней 52-я истребительная эскадра потеряла десять летчиков. Из них четверо были ранены и трое пропали без вести. Большие потери
понесла и советская авиация, 9-я гв. ИАД потеряла около 20 самолетов и не менее десяти летчиков. В 22-й гв. ИАД по окончании боев осталось только 24 исправных «аэрокобры», а всего было потеряно 75 % самолетов от штатного состава. Примерно такие же потери были в 205-й ИАД и некоторых частях 4-го ИАК. 5-я Воздушная армия потеряла более 200 самолетов.
После возвращения в JG 52 он довел счет личных побед до 301, а затем был переведен на Западный фронт и назначен командиром 6-й эскадры. С тех пор успехов в воздушных боях он больше не имел. Зачисленный вскоре в подразделение Галланда JV 44, Баркхорн обучился полетам на реактивных Me 262. Но уже во втором боевом вылете двигатель самолета отказал и Баркхорн получил тяжелые травмы во время аварии при вынужденной посадке.
После войны немецкий ас № 2 вернулся к полетам в составе немецких ВВС. В середине 60-х годов, во время испытаний самолета вертикального взлета и посадки, он "уронил" свой "Кестрель" (предшественник "Харриера"). Когда раненого Баркхорна вытаскивали из разбитой машины, он через силу пробормотал: "302-й!"