fly

Войти Регистрация

Вход в аккаунт

Логин *
Пароль *
Запомнить меня

Создайте аккаунт

Пля, отмеченные звёздочкой (*) являются обязательными.
Имя *
Логин *
Пароль *
повторите пароль *
E-mail *
Повторите e-mail *
Captcha *
Апрель 2024
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 1 2 3 4 5
1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Рейтинг 4.75 (4 Голосов)

«Первое воспоминание — солнце в комнате, портупея отца с наганом, лежащая на столе, крашеные доски чисто вымытого пола с солнечным пятном на них; отец в белой майке стоит спиной ко мне и что-то говорит матушке, стоящей в дверях. Кажется, это был выходной день...

Я помню, как арестовывали отца, помню и мамин крик.»

Так вспоминал о своем детстве известный советский автор и исполнитель песен Юрий Визбор. Когда ему было 4 года, вечером 14 января 1938 года в дверь постучали сотрудники НКВД. Отец Визбора Иосиф говорил семье, что это недоразумение и он вернется. Но он так никогда и не вернулся. Его увели в возрасте 35 лет. На улице шел небольшой снег, был легкий морозец – всего-то минус 10. Ночное небо было монотонным и непроницаемым. Ни луны, ни одной звезды. В комнате, среди раскиданных вещей остались: жена Мария – 26 лет, дочь Антонина (до брака с Марией Шевченко Иосиф Визбор был женат на Дарье Лукиничне Вернигора. В 1925 г. в Краснодаре у них родилась дочь Антонина.), ученица – 13 лет и сын Юрий – три с половиной года..

5 апреля 1938 года Иосифа Визбора расстреляли на Бутовском полигоне по обвинению в «принадлежности к контрреволюционной латышской националистической организации и подготовке террористических актов».

Клеймо «сына врага народа» больно напомнило о себе Юрию Визбору, когда он в 1951 году после окончания школы собрался поступать в институт: «Три ВУЗа – МИМО, МГУ и МИГАИК – не сочли возможным видеть меня в своих рядах». «Не сочли» потому что его документы для поступления в институт не принимали, а в институте международных отношений просто швырнули заявление в лицо – как он осмелился, будучи сыном врага народа!.. Сдать документы удалось в педагогический институт им. В.И.Ленина на историко-филологический факультет. (Сегодня, мягко сказать с недоумением, приходится читать на некоторых сайтах: «Визбор провалил вступительные экзамены в три вуза Москвы»).

 

Статья разоблачающая коммунистический заговор среди белорусских национальных движений на крэсах - по мнению автора, почти во всех образовательных учреждениях, основанных белорусскими движениями, возникают коммунистические ячейки.
Описывается случай закрытия белорусской гимназии в Клецке, после которого тамошние чиновники заявили, что впредь будут предотвращать проникновение коммунистических идей в школы.
"Значит, это как бы признание самими просветительскими деятелями того, что все-таки до этого этот коммунизм был и только жесткие методы, как закрытие гимназии в Клецке, немного образумили их."
1931 г.


 

Протокол допроса бывшего сотрудника УНКВД по Харьковской области Митрофана Сыромятникова от 20 июня 1990 года. Сыромятников служил во внутренней тюрьме и много рассказал следователям военной прокуратуры и о периоде репрессий 1937-38 года и о том, как расстреливали польских военнопленных в 1940 году. Кстати, точное место захоронения поляков в Пятихатках было обнаружено после показаний Сыромятникова.

«... Примерно в мае 1940 года во внутреннюю тюрьму НКВД начали прибывать большие группы польских военнослужащих. Как правило это были офицеры польской армии и жандармы. Как нам тогда объяснили, эти поляки попали в плен Красной Армии при освобождении в 1939 году западных областей Украины и Белоруссии. Откуда они прибывали в Харьков, мне об этом не известно. В Харьков их доставляли по железной дороге в специальных вагонах. С УНКВД выезжали машины, на которых поляков доставляли в здание УНКВД. Я в то время был старшим по корпусу внутренней тюрьмы и мне пришлось принимать поляков и водворять их в камеры. Как правило в тюрьме они находились недолгое время: день-два, а иногда и несколько часов, после чего их отправляли в подвал НКВД и расстреливали. Расстреливали их по приговорам или другим судебным решениям, мне об этом не известно. Мне приходилось несколько раз сопровождать их в подвал и я видел, что в подвальные помещения их заводили группами. В подвале находился прокурор, кто именно я уже не помню и комендант Куприй, других данных о нем также не помню, <в то время он был комендантом УНКВД>, и несколько человек из комендатуры. Кто именно расстреливал поляков, мне об этом не известно. После расстрелов трупы поляков грузились в грузовой автомобиль и отправлялись в лесопарк, в указанное мною место захоронений. Расстрелы поляков производились по мере их поступления в УНКВД..."

 


Данная часть поста нечитабельна, но интересна с исторической точки, как случившийся факт.

Визы комиссара Эрнста Удриса, члена Крымской ЧК, на анкетах пленных белогвардейцев.

- В 1938 году осуждён, после чего отсидел два года в Лефортовской тюрьме. В 1940 году осужден на 10 лет, но в 1946 году освобожден. Покончил жизнь самоубийством. Реабилитирован посмертно. Могила утеряна.

В г. Дзержинск Нижегородской области в честь него названа одна из улиц города.

-- заглянул в Вики: Рудольфа Удриса, улица; г. Дзержи́нск (до 1927 года — Чёрное, до 1929 года — Растя́пино)...

- а было этому судье 21 год

Комментарии могут оставлять, только зарегистрированные пользователи.