fly

Войти Регистрация

Вход в аккаунт

Логин *
Пароль *
Запомнить меня

Создайте аккаунт

Пля, отмеченные звёздочкой (*) являются обязательными.
Имя *
Логин *
Пароль *
повторите пароль *
E-mail *
Повторите e-mail *
Captcha *
1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Рейтинг 4.75 (4 Голосов)

 

26 июня 1953 года, всесильный советский руководитель Лаврентий Берия проиграл битву за власть, был арестован и снят со всех постов. Народу объявили, что многие годы в руководстве страны сидел «волк в овечьей шкуре», бандит и заговорщик. Но не все граждане СССР успевали следить за сменой партийного курса — и продолжали славить низверженного вождя.

Этот сюжет может показаться историческим анекдотом или сатирической сценой, но это реальная история, случившаяся через несколько месяцев после отставки Берии и описанная в документе из рассекреченных архивов КГБ.


Это же Берия!

Годовщина революции — с обязательной в те годы приставкой «Великая Октябрьская Социалистическая» — была главным праздником для всего Советского Союза с момента основания государства. В этот день во всех городах, городках и селах проходили демонстрации. Расстановка колонн трудящихся начиналась с раннего утра.

Так начиналось и седьмое ноября 1953 года в небольшом городке Гвоздец в Станиславской (сейчас Ивано-Франковская) области на юго-западе Украины.

Одними из первых на главную площадь подошли ученики младших классов из соседнего села Хомяковка, их сопровождали заведующая школы, учителя и председатель сельсовета. В руках дети, как тогда было положено, держали транспаранты с лозунгами и портреты советских лидеров.

Набор «вождей» был составлен по правилам того времени: уже покойный, но еще официально почитаемый Иосиф Сталин, глава правительства Георгий Маленков, первый секретарь КПСС Никита Хрущев и, конечно, основатель государства Владимир Ленин.

Школьная делегация скучала, ожидая начала торжеств. Внезапно к директору школы Александре Скоченко подбежала какая-то женщина из колонны железнодорожников.

— Вы что сюда принесли? Вы что, не видите, — женщина перешла на шепот, — это же Берия!

Посмотрев туда, куда указывала пальцем железнодорожница, Скоченко побледнела. Один из учеников действительно держал портрет «врага народа» и «британского шпиона» Лаврентия Берии.

Заведующая кинулась к ребенку, выхватила из его рук фотографию и разорвала. Школьники ничего не поняли. Объяснили ли им педагоги, что случилось, — мы не знаем.

Настроение у Скоченко и ее подчиненных в тот день было совсем не праздничным. Обрывки портрета заведующая забрала с собой и, возвратившись в село, сожгла. Она надеялась, что все обойдется.

Не обошлось.

Удалить из памяти

После смерти Сталина в марте 1953 года могущество Лаврентия Берии, казалось, только выросло. Он стал одним из самых влиятельных людей в Советском Союзе. Берии удалось собрать и возглавить силовое суперведомство — под своим началом он объединил министерства внутренних дел, то есть милицию, и госбезопасности, то есть чекистов.

Похороны Сталина

Но триумф Берии продолжался недолго. Уже в июне он проиграл подковерную схватку Никите Хрущеву и его сторонникам. Могущественного лидера силовиков сняли со всех должностей и арестовали за «подготовку заговора» и «шпионаж». Та же судьба постигла его близких соратников, окрещенных в советской прессе «бандой Берии».

По официальной версии, праздник 7 ноября того года Берия встретил под стражей в ожидании суда — его расстреляют в декабре сразу после приговора. Есть и альтернативная гипотеза: якобы его убили во время ареста, а суд был лишь имитацией.

Свержение министра сопровождалось массированной информационной кампанией. В газетах и по радио сообщали о «разоблачении преступных замыслов» арестованного, а на заводах проходили митинги с требованиями суровой кары для «гнусного буржуазного перерожденца».

Сообщение газеты «Правда» о разоблачении Лаврентия Берии

В спешном порядке избавлялись от всего, что было связано с «врагом народа». Села, аулы, районы, улицы и колхозы, названные в его честь, переименовали. Изымались висящие на зданиях и в помещениях изображения Берии — в том числе групповые портреты, на которых он был запечатлен.

«Дебериизация» началась еще до публикации официальных сообщений о произошедшем. Мужчины в форме, заходившие в государственные учреждения и требовавшие снять портрет, ничего не объясняли.

Двоюродная сестра Берии Марта, боясь ареста, сама сожгла портрет брата, пепел растворила в воде, а стекла от рамы посреди ночи тайком зарыла в лесу, позже рассказывали ее соседи.

«Картины на холсте, исполненные маслом, а также диафильмы запрещается демонстрировать до их исправления», — говорилось в специальном циркуляре МВД.

Один из примеров таких исправлений хранится в Музее современной истории России. Это чайный сервиз, посвященный Сталинградской битве. На чашках изображены советские военачальники и государственные лидеры. Чашу с портретом Берии уничтожать не стали, но изображение затерли.

Чашка из коллекции Музея современной истории России с затертым портретом Лаврентия Берии

Самый известный эпизод «дебериизации» — редактирование Большой советской энциклопедии руками ее подписчиков. В 1954 году владельцам БСЭ разослали рекомендацию вырезать ножницами или бритвенным лезвием статью о Берии и его портрет в пятом томе, вышедшем двумя годами ранее. Фамилия казненного экс-министра не называлась — указывались лишь соответствующие страницы. Взамен нужно было вклеить полученные в том же письме листы с фотографиями Берингова моря.

Инструкция читателям БСЭ о замене статьи про Лаврентия Берию

Это был, конечно, далеко не первый случай, когда человек из высшего эшелона советской власти резко превращался в «предателя и провокатора». Ранее похожая участь постигла некоторых предшественников Берии на посту главы госбезопасности — Генриха Ягоду, Николая Ежова, Виктора Абакумова.

Тот факт, что «агент международного империализма» Берия десятилетия занимал высокие посты в советской иерархии, по традиции объясняли его «искусной маскировкой» и «коварством». Это, конечно, звучит неправдоподобно, но к такой практике прибегали чаще всего. Альтернативой для власти был «режим тишины» без каких-либо сообщений — именно так в свое время был арестован и казнен Ежов.

Министерству внутренних дел летом 1953 года было поручено следить, как реагируют люди на «разоблачение» Берии. Подборки высказываний в разных областях Украины, составленные с помощью агентов, также хранятся в архиве СБУ.

Если верить этим сообщениям, жители республики в частных беседах обычно повторяли то, что слышали на многочисленных митингах, то есть проклинали «вражеского наймита» и возмущались тем, как ловко он всех обманывал.

Но находились и те, у кого столь стремительная смена риторики вызывала недоумение и недоверие.

«Черт знает что делается в правительстве. Сами не мирятся между собой, а на рабочем классе отражается», — говорила работница сумского завода имени Фрунзе Мария Личман.

Специальное сообщение министру внутренних дел СССР Сергею Круглову о реакции на арест Лаврентия Берии

Скептически воспринимал новости и известный киевский математик, профессор Юрий Соколов: «Извещением о Берии ЦК дискредитирует самого себя, так как никто не поверит, что Берия, будучи в течение десятилетий крупным партийным работником, вдруг оказался врагом народа. Для всех ясно, что сейчас в партии происходит борьба за власть».

Фельдшер Запорожской санстанции Лунева высказала уверенность, что арестованного экс-министра оправдают и освободят. «С ним будет то же самое, что и с кремлевскими врачами», — женщина вспомнила недавнее громкое «дело врачей-вредителей», закрытое после смерти Сталина при активном участии Берии.

Как полагала начальница отдела капитального строительства Академии архитектуры УССР Прожекторко, дело Берии — это «провокация, сфабрикованная иностранными разведками» с целью посеять раздор в стране.

«Объявить врагом народа Берия — это равноценно тому, чтобы объявить врагом народа Сталина», — сказал приехавший в Одессу грузин Евтих Акобия. Он был прав: десталинизация в стране начнется два с половиной года спустя. Мужчина добавил: «Будем требовать от правительства точных данных, за что сняли Берия».

Моисей Курганский, инспектор Киевского Облкоммунбанка, опасался, что может начаться «катавасия 1937-1938 годов», то есть новая волна массовых репрессий. Как и многие другие, он не поверил в рассказы об «умелой маскировке»: «Где же были руководители партии и государства, работавшие с Берия бок о бок на протяжении десятилетий?»

Неоднократно из уст жителей республики звучало предположение, что арест Берии спровоцирует массовые волнения в Грузии.
Домашняя заготовка

Вернемся в Станиславскую область, где сотрудникам МВД приказали выяснить, кто стоит за инцидентом на демонстрации 7 ноября. Возможно, акция была спланированной, а в селе Хомяковка действует тайная организация сторонников Берии.

Расследование показало, что портреты и лозунги в школе приготовили еще перед Первомаем — то есть когда Берия еще не проиграл схватку за власть. С весны атрибуты пролежали на чердаке, полгода их никто не трогал. Достать портреты и раздать детям заведующая поручила 17-летней учительнице Марии Несторак.

Девушка, видимо, не разбиралась в колебаниях линии партии. Подвоха не заметили и другие участники праздничного похода в Гвоздец — в том числе глава сельсовета. Двое педагогов поплатились за свою невнимательность.

«10 ноября сего года приказом заведующего Гвоздецкого районного отдела народного образования Скоченко А.Ф. с должности заведующей школы снята и будет работать учительницей в этой же школе. Учительница Несторак М.И. с работы уволена», — рапортовали оперативники.

Справка, подготовленная для Центрального комитета Компартии Украины главой МВД УССР Тимофеем Строкачем1/3

Руководство МВД Украины приказало Станиславскому областному управлению еще раз тщательно всех проверить и выяснить, «не явилось ли включение портрета Берии в оформление колонны преднамеренным враждебным действием». Судя по всему, дополнительное расследование ничего не дало.

источник

Комментарии могут оставлять, только зарегистрированные пользователи.