fly

Войти Регистрация

Вход в аккаунт

Логин *
Пароль *
Запомнить меня

Создайте аккаунт

Пля, отмеченные звёздочкой (*) являются обязательными.
Имя *
Логин *
Пароль *
повторите пароль *
E-mail *
Повторите e-mail *
Captcha *
1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Рейтинг 4.83 (3 Голосов)

РЕЧЬ ПО РАДИО ПРЕДСЕДАТЕЛЯ СОВЕТА НАРОДНЫХ КОМИССАРОВ СССР ТОВ. В.М. МОЛОТОВА 17 СЕНТЯБРЯ 1939 ГОДА

    Товарищи! Граждане и гражданки нашей великой страны!
        События, вызванные польско-германской войной, показали внутреннюю несостоятельность и явную недееспособность польского государства. Польские правящие круги обанкротились. Все это произошло за самый короткий срок.
        Прошло каких-нибудь две недели, а Польша уже потеряла все свои промышленные очаги, потеряла большую часть крупных городов и культурных центров. Нет больше и Варшавы, как столицы польского государства. Никто не знает о местопребывании польского правительства. Население Польши брошено его незадачливыми руководителями на произвол судьбы. Польское государство и его правительство фактически перестали существовать. В силу такого положения заключенные между Советским Союзом и Польшей договора прекратили свое действие.


        В Польше создалось положение, требующее со стороны Советского правительства особой заботы в отношении безопасности своего государства. Польша стала удобным полем для всяких случайностей и неожиданностей, могущих создать угрозу для СССР. Советское правительство до последнего времени оставалось нейтральным. Но оно в силу указанных обстоятельств не может больше нейтрально относиться к создавшемуся положению.
        От Советского правительства нельзя также требовать безразличного отношения к судьбе единокровных украинцев и белоруссов, проживающих в Польше и раньше находившихся на положении бесправных наций, а теперь и вовсе брошенных на волю случая. Советское правительство считает своей священной обязанностью подать руку помощи своим братьям-украинцам и братьям-белоруссам, населяющим Польшу.
        Ввиду всего этого правительство СССР вручило сегодня утром ноту польскому послу в Москве, в которой заявило, что Советское правительство отдало распоряжение Главному командованию Красной армии дать приказ войскам перейти границу и взять под свою защиту жизнь и имущество населения Западной Украины и Западной Белоруссии.
        Советское правительство заявило также в этой ноте, что одновременно оно намерено принять все меры к тому, чтобы вызволить польский народ из злополучной войны, куда он был ввергнут его неразумными руководителями и дать ему возможность зажить мирной жизнью.
        В первых числах сентября, когда проводился частичный призыв запасных в Красную армию на Украине, в Белоруссии и еще в четырех военных округах, положение в Польше было не ясным и этот призыв проводился, как мера предосторожности. Никто не мог думать, что польское государство обнаружит такое бессилие и такой быстрый развал, какой теперь уже имеет место во всей Польше. Поскольку, однако, этот развал налицо, а польские деятели полностью обанкротились и не способны изменить положение в Польше, наша Красная армия, получив крупное пополнение по последнему призыву запасных, должна с честью выполнить поставленную перед нею почетную задачу.
        Правительство выражает твердую уверенность, что наша Рабоче-Крестьянская Красная армия покажет и на этот раз свою боевую мощь, сознательность и дисциплину, что выполнение своей великой освободительной задачи она покроет новыми подвигами, героизмом и славой.
        Вместе с тем, Советское правительство препроводило копию своей ноты на имя польского посла всем правительствам, с которыми СССР имеет дипломатические отношения, и при этом заявило, что Советский Союз будет проводить политику нейтралитета в отношении всех этих стран.
        Этим определяются наши последние мероприятия по линии внешней политики.
        Правительство обращается также к гражданам Советского Союза со следующим разъяснением. В связи с призывом запасных среди наших граждан наметилось стремление накопить побольше продовольствия и других товаров из опасения, что будет введена карточная система в области снабжения. Правительство считает нужным заявить, что оно не намерено вводить карточной системы на продукты и промтовары, даже, если вызванные внешними событиями государственные меры затянутся на некоторое время. Боюсь, что от чрезмерных закупок продовольствия и товаров пострадают лишь те, кто будет этим заниматься и накоплять ненужные запасы, подвергая их опасности порчи. Наша страна обеспечена всем необходимым и может обойтись без карточной системы в снабжении.
        Наша задача теперь, задача каждого рабочего и крестьянина, задача каждого служащего и интеллигента, состоит в том, чтобы честно и самоотверженно трудиться на своем посту и тем оказать помощь Красной армии.
        Что касается бойцов нашей славной Красной армии, то я не сомневаюсь, что они выполнят свой долг перед родиной - с честью и со славой.
        Народы Советского Союза, все граждане и гражданки нашей страны, бойцы Красной армии и военно-морского флота сплочены, как никогда, вокруг Советского правительства, вокруг нашей большевистской партии, вокруг своего великого вождя, вокруг мудрого тов. Сталина, для новых и еще невиданных успехов труда в промышленности и в колхозах, для новых славных побед Красной армии на боевых фронтах.

Источник: Пропагандист и агитатор РККА. Орган политического управления РККА. № 19, Октябрь 1939.

отсюда

Брест. Надпись на транспаранте: "Привет избавителям от панского гнета".

19 сентября 1939 года. Брестская крепость, Белый дворец. Командование 76-го пехотного полка 19-го моторизованного армейского корпуса Гудериана  передаёт танкистам комбрига Кривошеина цитадель (вместе с несдавшимися поляками Радзиховского в форте Сикорского) и польский флаг, снятый со шпиля дворца.

 

Докладная записка наркома внутренних дел УССР Серова от 24 сентября 1939 года в адрес Берия под названием «Краткий обзор мероприятий командования армейской группы Комкора т.Голикова по занятию г.Львов».

Хотел бы выделить особо момент, связанный с ходом переговоров по сдаче Львова между советским командованием и польской стороной, которую представлял генерал Лянгнер. Одним из условий сдачи была личная свобода польских офицеров. Что с ними произошло в итоге все помнят.

«...5. Офицерскому составу предоставляется личная свобода и неприкосновенность движимого имущества. При желании переехать в другую страну вопрос решается дипломатическим путем.

Присутствуя при этом я возразил против последнего пункта в части личной свободы, но на это комбриг КУРОЧКИН, представлявший Красное командование, ответил, что этот документ он может порвать в любой момент.

С предложенными условиями генерал согласился, но заметил, что срок исполнения этих мероприятий недостаточен. Все же было решено, что части Красной армии выступят в г.Львов в 14:00 22.IX.1939 г.

ОГА СБУ, ф.16, оп.1, д.370, л.39

 

Постановление ГКО СССР № 604 «О транспортировке грузов для Ленинграда». 30 августа 1941 г.

 

Переводчик (вероятно) 10 танковой дивизии вермахта попытался скопировать вывешенные в деревне под Турной транспаранты.

 

«Аресту подлежат все харбинцы...»

«Всех арестованных харбинцев разбить на две категории:
а) к первой категории — отнести всех харбинцев, изобличенных в диверсионно-шпионской, террористической, вредительской и антисоветской деятельности, которые подлежат расстрелу;
б) ко второй категории — всех остальных, менее активных харбинцев, подлежащих заключению в тюрьмы и лагеря, сроком от 8 до 10 лет.
7. На харбинцев, отнесенных в процессе следствия к первой и ко второй категории, — ежедекадно составлять альбом (отдельная справка на каждого арестованного) с конкретным изложением следственных и агентурных материалов, определяющих степень виновности арестованных.
Альбом направлять в НКВД СССР на утверждение.
<...>
8. После утверждения списков НКВД СССР и прокурором Союза приговор приводить в исполнение — НЕМЕДЛЕННО.
9. Освобождение из тюрем и лагерей ранее осужденных харбинцев, отбывающих наказание за шпионаж, диверсию и вредительство, — ПРЕКРАТИТЬ».

20 сентября 1937 года издан оперативный приказ 00593, с которого началась «харбинская операция» Большого террора. Ее жертвами стали тысячи бывших работников Китайско-восточной железной дороги и члены их семей, вернувшиеся в СССР из Харбина в середине 1930-х годов. Статистика этой массовой операции поражает: только по протоколам «двойки» — комиссии наркома внутренних дел и прокурора СССР — было рассмотрено 32728 дел, 21099 человек приговорено к расстрелу.

Полный текст оперативного приказа 00593 на сайте фонда Александра Яковлева https://www.alexanderyakovlev.org/fond/issues-doc/61188

 

«Потенциально - жизнь прекрасна; в ней много ужасного; как примирить это противоречие? Примирять не нужно; надо понять, что противоречие - свойство мира, свойство жизни; надо верить; и по временам всякий чувствует и верит, что жизнь прекрасна. Действительно, только вера, вера в хорошее, и спасает от уныния, от нежизненности».

Из письма Евгения Яблокова, умершего от истощения в лагере в 1944-м году, дочери Ирине. Яблоков Евгений Иванович — преподаватель ботаники в гимназии и в Рязанском пединституте. Арестован НКВД в 1938 году. Содержался в Рязанской тюрьме. Проходил по групповому делу "антисоветской группы" преподавателей и студентов Рязанского педагогического института. Обвинялся в принадлежности к партии социалистов-революционеров (эсеров) и работе в эсеровском подполье. Приговорен по ст.58 к исправительным работам на 8 лет. По групповому делу пединститута было осуждено, как минимум, 15 человек, реабилитированных после смерти Сталина. Был этапирован в лагеря Архангельской области. Тяжело болел, был "актирован". Умер в лагерной больнице в апреле 1944 года.

 

А.В.Крылов, фото нач 1930х годов.

17 сентября - день памяти Александра Васильевича Крылова (1883-1938) - русского инженера, строителя мостов и первых советских электростанций.
Происходил из рода потомственного московского духовенства. Закончил с отличием II Московскую мужскую гимназию, затем - Санкт-Петрбургский университет путей сообщения. Работал инженером, затем - начальником строительства мостов в Российской империи, в частности, строил знаменитый "императорский" мост через Волгу в Симбирске. В советское время руководил строительством Каширской, Шатурской ГРЭС, участвовал в строительстве Канавинского моста в Нижнем Новгороде и Бобриковской (Новомосковской) ГРЭС. Участвовал в строительстве стадионов в Москве.
Арестован 7 апреля 1938 года в Москве. Обвинение: статья 58-1а (Измена родине). Приговорен к расстрелу 17 сентября 1938 года и расстелян на Лубянке в тот же день. Захоронен на полигоне "Коммунарка".
Реабилитирован 23 июня 1958 года. Семье пришло сообщение, что смерть наступила в 1941м году. Правдивая дата смерти была сообщена только в 1989м году.
И еще - следователь П.Калинкин, который вел дело А.В.Крылова, в 1939м году был разжалован за пытки подследственных. Дальнейшая его судьба  неизвестна.

А.В.Крылов, фото из следственного дела


Подпись Вышинского на обвинительном заключении


Справка о расстреле

Справка об истинной дате смерти.

 

Страницы из приказа начальника управления НКВД Одессы капитана госбезопасности Гречухина о расстреле 39 человек от 25 мая 1938 года. Сам Гречухин будет арестован в декабре 1938 года, а в феврале 1939 расстрелян.

 

Данные о результатах «работы» троек НКВД УССР в период с 19 по 24 сентября 1938 года в рамках оперативного приказа 0606.
Нужно сказать, что за какие-то 6 дней «тройки» поработали ударно. К расстрелу было приговорено 7.280 человек.
Абсолютным рекордсменом стала «тройка» из Каменец-Подольска, которая за эти дни вынесла расстрельные приговоры для 2059 человек. Как видно из таблицы эта тройка работала 4 дня из 6 и выносила 490, 519, 576 и 506 приговоров за каждый рабочий день. С 8-часовым рабочим днем, без обеда, перекура и выхода в туалет, получится, что они приговаривали к расстрелу в среднем 64 человека в час. То есть меньше одного приговора в минуту.

В «тройке» по Сталинской области, приговорившей к расстрелу в это же время 531 человека- трудился бессменный её член, прокурор Роман Руденко, будущий обвинитель преступлений нацистов в Нюрнберге, медаль имени которого сейчас является ценной ведомственной наградой российской прокуратуры.

Архив СБУ.

Комментарии могут оставлять, только зарегистрированные пользователи.