fly

Войти Регистрация

Вход в аккаунт

Логин *
Пароль *
Запомнить меня

Создайте аккаунт

Пля, отмеченные звёздочкой (*) являются обязательными.
Имя *
Логин *
Пароль *
повторите пароль *
E-mail *
Повторите e-mail *
Captcha *
1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Рейтинг 4.20 (5 Голосов)

БОЕВЫЕ СЛОНЫ В АРМИИ КАРФАГЕНА

Судя по многочисленным изображениям слонов на карфагенских монетах, боевые животные, которые использовались в пунических армиях, принадлежали к африканской разновидности. Карфагеняне охотились на лесных слонов в Марокко, а также на окраине Сахары, в оазисе Гадамес, что в 800 км южнее Карфагена. У этих слонов, как и у более крупных африканских саванных слонов, есть прогиб на спине, так что карфагеняне ездили на них верхом, как на лошади.

Самцы данного вида достигали в среднем высоты 7–8 футов (ок. 2–2,5 м), что значительно меньше роста индийских слонов. Лесной слон был некогда весьма распространен в Северной Африке. Слоном управлял корнак, который сидел на его шее. Поскольку первые корнаки, увиденные греками, были индийцами, слово «индиец» превратилось в технический термин, которым стали обозначать всех погонщиков независимо от их происхождения. Полибий, например, использует его в отношении погонщиков карфагенских слонов, которые, несомненно, были африканцами. Свои команды корнак подавал голосом или с помощью особого инструмента, имевшего на одном конце металлическое острие и крюк. Греки называли такое стрекало, а римляне — cuspis. Когда животное переставало повиноваться голосу, то погонщик хлопал его стрекалом по спине или колол в шею или уши. Чтобы придать слонам более внушительный вид, их покрывали особого рода пурпурными попонами, а также украшали золотыми и серебряными предметами. Уши слонов раскрашивали в красный, голубой или белый цвета. На голову надевали налобник с плюмажем из перьев. Для защиты животных от ран их могли облачать в специальные панцири. На бивни надевали стальные острия, для того чтобы сделать более смертоносными их удары. Кроме этого, к груди или бивням слонов могли прикреплять копья или окованные железом колья. Согласно Силию Италику, именно так были экипированы слоны карфагенян. Перед началом сражения животных старались привести в ярость. Для этого их кормили ладаном и поили вином.

В эпоху эллинизма на спинах слонов часто устанавливали башни, в которых находилось несколько воинов, вооруженных сариссами, либо метательным оружием различного вида.

По мнению некоторых ученых и римских историков того времени, карфагеняне не устанавливали башни на своих слонов. Не все с этим согласны.

О башнях на карфагенских слонах говорит поэт Лукреций: Там и луканских волов, змееруких и видом ужасных, С башней на спинах, сносить приучили ранения пуны И на войне приводить в смятение полчища Марса. (Пер. Ф. Петровского) Даже если слова Лукреция являются всего лишь укоренившимся представлением о боевых слонах, мы, тем не менее, не можем предположить, что карфагеняне, видевшие башни на слонах Пирра, упустили бы случай воспользоваться этим полезным изобретением. К тому же использование башен нумидийцами является вполне определенным доказательством того, что они научились этому от карфагенян. По всей видимости, недалек от истины Д. Хэд, полагающий, что карфагеняне всегда, но все же использовали башни с экипажем, состоящим из двух метателей дротиков, подобно тому, как это было в армии эпирского царя

Карфагеняне применяли слонов не только в сражениях, но также и для штурма вражеских укрепленных позиций. Ганнибал бросил их на штурм лагеря римлян, осаждавших Капую, и тем лишь с большим трудом удалось отразить натиск ужасных зверей.

Именно слоны превратил и Карфаген в самого опасного соперника Рима. Даже П. Д. Арманди, полагавший, что действия слонов на полях сражений были не только неэффективными, но и опасными для своей же стороны, вынужден признать, что «использование этих животных продлило сопротивление карфагенян и часто расстраивало планы их противников, поэтому римляне сразу же, как только почувствовали себя достаточно сильными, чтобы продиктовать условия мира, потребовали от карфагенян уничтожить всех слонов». Не следует отделять слонов от карфагенской армии. Они были ее неотъемлемой частью, и их исчезновение из ее со става означало, по сути, крах карфагенской военной системы в том виде, в котором она существовала на протяжении почти всего III в. до н. э.

Вандалы — название племени эпохи великого переселения народов, представителям которого, как и их сегодняшним подражателям, приписывают бессмысленную страсть к разрушениям (вандализм). Исторически племя обитало прежде всего на Одере и Висле и разделялось на две ветви: асдинги и силинги (отсюда “Силезия”). Когда народы пришли в движение и силинги в 411 г. поселились в Южной Испании (Андалузия происходит от “Вандалу зии”), они занялись там мореплаванием и вскоре ведомые своим королем Гейзерихом достигли Северной Африки (429), где в 439 г. завоевали Карфаген и основали государство.

Оттуда совершали они “набеги викингов” в Средиземноморье и в 455 г. внезапно завоевали совершенно неподготовленный к обороне Рим. “Четырнадцать дней длились грабежи. Однако ничто преднамеренно разрушеyо не было и жизнь населения была сохранена… В сравнении с ужасной гибелью Карфагена в 146 г. до н.э. можно было это нападение на Рим назвать мягким и согласующимся с правилами войн древности. В связи с этим нападением появилось и впервые в 1794 г. было применено французским епископом Грегуаром из Блуа для обозначения слепых ужасов французской революции слово “вандализм”, ставшее для вандалов незаслуженным клеймом.

Взятие военных трофеев, преимущественно находящихся в общем владении, было у всех народов, и в особенности у самих римлян, традиционным военным обычаем” (Э. Нак). При правнуке Гейзериха Гелимере в 534 г. североафриканское государство вандалов погибло, и Северная Африка снова стала римской провинцией. Плененные вандалы были не истреблены, а включены в римское войско и рассредоточены по провинциям распадающейся империи.

XV Первородный легион (лат. Legio XV Primigenia) — римский легион, сформированный Калигулой в 39 году. Участвовал в ряде походов за Рейн. Был разгромлен во время батавского восстания в 70 году. Эмблема легиона неизвестна.

Эпоха династии Юлиев-Клавдиев

XV Первородный легион был основан императором Калигулой в 39 году в связи с необходимостью в дополнительных силах для кампании в Германии. Его прозвище можно толковать двояко. С одной стороны, легион, по всей видимости, был назван в честь любимой богини Калигулы Фортуны, которую называли Первородной. С другой, прозвище легиона указывает на то, что он был только что созданны. Однако прозвище XV легиона практически нигде не упоминается. Оно отсутствует в надписях и лишь изредка используется такими авторами, как Тацит и Плутарх. Пятнадцатый номер, как предполагает Йона Лендеринг, был дан ему по той причине, что легион должен был делить свой лагерь с XIV Парным легионом.

По другой версии, легион был создан в правление императора Клавдия в качестве замены рейнским легионам, которые были отправлены на завоевание Британии, а прозвище указывает на его создание путем раздвоения XV Аполлонова легиона.

Осенью 39 года XV Первородный легион и создавшийся вместе с ним XXII Первородный перешли через Альпы и направились в Верхнюю Германию, где соединились со стоявшими там гарнизоном IV Македонским, XIV Парным и XVI Галльским легионами. На Среднем Рейне, в районе Висбадена, XV легион прошел боевое крещение в боях с германским племенем хаттов. По данным античных источников, кампании Калигулы на восточном берегу Рейна не были по-настоящему важными, но археологические находки показывают, что это не так. Очевидно, бои с германцами шли с потерями со стороны римлян.

Например, один из новобранцев, Луций Варий Саккон из Медиолана, скончался в Могонциаке в возрасте двадцати пяти лет после одного года службы, что почти наверняка указывает на его гибель в бою.

Позже XV Первородный легион дислоцировался вместе с XIV Парным в Могонциаке в Верхней Германии. Надгробие одного из легионеров дает возможность предположить, что один кавалерийский отряд легиона временно базировался в Борбетомаге.

В 43 году император Клавдий, который сменил Калигулу в 41 году, вторгся в Британию, взяв некоторые легионы в поход. В связи с этим XXI Стремительный легион в Кастре Ветере в Нижней Германии был заменён на XV Первородный.

В Кастре Ветере XV Первородный легион делил свой лагерь с V легионом Жаворонков. Археологические находки позволяют установить, что XV легион заняли левую часть крепости, а V легион — правую, которая считалась более почетной. В это время, в связи с расширением Ветеры и появлением первых каменных зданий, солдатами XV Первородного легиона к северо-западу от лагеря был возведён кирпичный завод.

XV Первородный легион и V Жаворонков были главной частью экспедиционного корпуса, участвовавшего в кампании против фризов и хавков во главе с римским полководцем Гнеем Домицием Корбулоном в 47 году. Поход завершился успешно, но тем не менее император Клавдий приказал римлянам оставаться на рейнской границе. Во время пребывания Корбулона в Германии солдаты построили укрепления вдоль Рейна и прорыли канал между реками Рейн и Маас. Он связал Ворбург, столицу кананефатов, с Матилоном. Этот канал по-прежнему существует и известен как канал Корбулона.

Год четырёх императоров

В 67 году XV Первородный легион участвовал в подавлении восстания наместника Лугдунской Галлии Гая Юлия Виндекса. После смерти Нерона легион признал новым императором Гальбу. Однако вскоре нижнегерманская армия провозгласила императором наместника Вителлия. Под командованием Фабия Валента германская армия отправилась в Италию и в декабре 68 года перешла Альпы. Сразу же в столице возникла паника, сенатор Отон был объявлен императором, а Гальба убит. По рассказам, последний удар умирающему государю нанёс солдат XV Первородного легиона по имени Камурий.

Теперь началась гражданская война была между Вителлием и Отоном, в которой первый одержал верх. Но через некоторое время Вителлий был разгромлен у Бедриака и Кремоны и свергнут Веспасианом. Подразделения XV Первородного принимали участие в обоих конфликтах.

Батавское восстание

В то же время, оставшиеся в Нижней Германии части XV Первородного легиона были вовлечены в Батавское восстание. Тогда по приказу Вителлия начался набор батавов для предстоящего столкновения с Веспасианом. Но некий Гай Юлий Цивилис, мечтая поднять бунт против римлян, решил для начала принять сторону Веспасиана в гражданской войне и восстал против Вителлия. В ответ сторонник Вителлия легат XV Первородного легиона Муний Луперк вместе с V легионом Жаворонков начал против батавов карательную операцию, которая закончилась катастрофой, потому что во время боя неподалеку от Новиомага обратились в бегство их вспомогательные подразделения. Осенью 69 года остаткам корпуса удалось скрыться в Кастре Ветере, где они оказались в осаде.

В связи с этим легат XXII Первородного легиона Гай Диллий Вокула выступил из Могонциака, объединился в Новезии c XVI Галльским легионом, но не решился продолжить путь дальше и разбил лагерь у Гельдубы. После того, как запасы провианта были истощены в марте 70 года, осажденные легионы капитулировали. Солдатам было позволено свободно покинуть крепость. Но тем не менее, в пяти милях к югу от Ветеры они попали в засаду и были перебиты германцами. Немногим удалось спастись в Ветере, где они погибли в огне после того, как мятежники подожгли крепость. После этого, по всей видимости, XV Первородный легион был расформирован.


Комментарии могут оставлять, только зарегистрированные пользователи.