fly

Войти Регистрация

Вход в аккаунт

Логин *
Пароль *
Запомнить меня

Создайте аккаунт

Пля, отмеченные звёздочкой (*) являются обязательными.
Имя *
Логин *
Пароль *
повторите пароль *
E-mail *
Повторите e-mail *
Captcha *
1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Рейтинг 4.75 (2 Голосов)

Педро Менендес де Авилес во Флориде действовал в сложных условиях-сплошные болота и леса, реки и озера, жара и влажность. Это прекрасно показано в истории его похода, написанной Бартоломе Барриентосом в 1567г. Сам Барриентос в походе не участвовал- он был не военный, а известный литератор и ученый. Но писал по горячим следам (в 1567 экспедиция только что вернулась), его описания прямо следуют реляциям Авилеса. Да и вообще, как можно не доверять автору, сообщающему, что «к востоку от Флориды расположен Ньюфаундленд, а к северу Китай, Тартария и Московия»? А кроме того, «там видели единорогов.» Сразу видно, что человек честно записывал рассказы моряков.

У Авилеса во Флориде было 2 задачи. Во-первых, начать колонизацию, создав постоянные города, форты и т.д. А во-вторых, выбить оттуда французов-гугенотов. Формально между Францией и Испанией был мир. Екатерина Медичи и Карл IX открыто не оспаривали папскую буллу об испанской монополии в Новом Свете. Но гугеноты, разумеется, в гробу видали и папские буллы, и папистов (включая своего короля). Адмирал Колиньи отправил во Флориду экспедицию, основавшую форт Каролина, т.е. постоянную колонию, чего испанцы не могли сделать 40 лет. И не удивительно-как метко подметил Авилес, «вера индейцев и лютеран одинакова». Барриентос уточняет:«Жизнь лютеран греховна, как у индейцев. Индейцы не верят в Бога и полны животных пороков. Поэтому они будут дружелюбны к лютеранам и позволят тем практиковать их гнусную секту.» Оттуда гугенотские пираты добирались до вод Кубы и Гаити. А главное- шпионы сообщили, что в Дьеппе готовится к отплытию сильная эскадра Жана Рибо, везущая во Флориду до 200 пушек. Такое вооружение сделало бы Каролину неприступной. Надо было попытаться опередить Рибо, и в Кадисе началась подготовка эскадры.

Авилес был одним из самых энергичных, смелых и грамотных моряков Испании (иногда добавляют «и жестоких»). Всю жизнь провел в Атлантике и Карибском море. Был удачливым приватиром, успешно воевал с протестантскими корсарами (одну эскадру раздолбал прямо в бухте Ла-Рошели). Он жил в море, за 18 лет был дома четыре раза, в сумме около 20 дней. В поход пошел, можно сказать, прямо из тюрьмы, где два года сидел за контрабанду. Филипп II сделал правильный выбор.

Пытаясь опередить Рибо, Авилес шел через атлантические штормы, не дожидаясь отставших, пересек Багамы по неисследованному маршруту. Это был большой риск, но и ставки были высокие. В конце августа 1565г. поредевшая эскадра Авилеса подошла к Флориде, еще через неделю он нашел форт Каролина. Там испанцев ждал неприятный сюрприз - Рибо был уже там, он вышел в море на 2 недели раньше. Вся скорость Авилеса оказалась напрасна. Рибо двигался куда медленнее, но у него была слишком большая фора. Дальше-хуже. Атака на французскую эскадру не удалась-корабли Авилеса были повреждены штормами, и французам удалось уйти. Штурмовать форт, имея за спиной галеоны Рибо, было опасно. Авилес отослал флагман чиниться и за припасами, поплыл вдоль побережья на юг и основал там поселок Сан Августин (этот город стоит и сейчас). Место он выбрал грамотно-у бухты, прикрытой отмелью. Рибо попытался атаковать их с моря, но не смог преодолеть мелководья и ушел.

На следующий день после этой атаки начался шторм. Авилес, опытный моряк, про погоду знал все. Он понял, что шторм надолго, и увидел в этом шанс. Для атаки Сан Августина Рибо наверняка усилил эскадру за счет гарнизона Каролины-значит, форт теперь слаб. А шторм не даст Рибо ни возобновить атаку, ни вернуться к Каролине. Нужно нанести удар, пока длится непогода. Авилес собрал всех, кого мог, оставив Сан Августин почти без защиты. И повел в бурю 500 человек по незнакомой территории, в примерном направлении Каролины.

Была середина сентября, дождь лил непрерывно, дул ветер со шквальными порывами. Трое суток они пробивались через болота и лес, прорубая путь топорами. Многие валились по дороге обессиленные-Авилес не останавливался, отставшие возвращались в Сан Августин как могли. Вернулось больше сотни. Оставшиеся прошли около 50 км. Пересекли несколько рек, кто не умел плавать-перетягивали на пиках. Обоза не было, припасы- в ранцах, из еды-только сухари, которые ливень быстро привел в негодность. На ночь лагерь не разбивали-негде, ручьи и реки разлились, кругом вода. Первые 2 ночи пробовали разводить костры, чтобы хоть как-то согреться. В последнюю ночь не делали и этого-противник близко. Когда вышли к форту, их порох превратился в кашу, фитили в мочалу. К счастью, французские часовые, кроме одного, спрятались от ливня в помещениях. Сняв часового, испанцы ворвались в форт и холодным оружием перебили гарнизон, не сумевший под дождем открыть огонь. Было убито около 150 чел, 50 взято в плен (в основном женщины и дети), еще 40-50 сбежало. Их пушки им не помогли.

Затем Авилес отправился на поиски эскадры Рибо. Он оказался прав-суда разбило этим штормом, французские экипажи (300-400 чел.) по суше пробирались в Каролину. Авилес по очереди захватил всех в плен и большинство перерезал. Неприятный эпизод, но его люди были малочисленны и сами голодали (индейцы сожгли продуктовый склад). Кормить и охранять такую массу пленных было нечем и некому. Река, где это произошло, и сейчас называется Матансас («река Резни»). За всю кампанию он не потерял убитыми ни одного. После основал несколько фортов и поселков.

Но вскоре у них начались столкновения с индейцами. Те были вооружены в основном луками. Солдаты страдали от голода, были очень ослаблены. В болотах, жаре и сырости часто не носили никакой защиты. Из-за усталости бросали в походе даже аркебузы, не говоря о кирасах (у кого они были). Поэтому не раз индейцы расстреливали из луков отдельные группы солдат.

Барриентос о тактике индейцев: «Индейцы воевали так: малыми группами лежали в засаде, чтобы обстреливать отбившихся испанцев, собирающих сьедобные растения. Они делали это так умело, что могли метнуться туда и обратно без опасности для себя, потому что они более быстрые и ловкие, чем любой испанец. Они так уверены, что уйдут, что подходят очень близко прежде, чем пустить стрелу. Их стрелы летят с такой силой, что пробивают и одежду, и кольчугу. И они так быстры в стрельбе, что выжидают выстрела испанца, а затем выпускают 5-6 стрел, пока он перезаряжает. Как только он насыпает порох на полку, индеец прячется в траве, т.к. земля там покрыта лесом и кустами. К моменту, когда порох загорелся, индеец пригнулся и ползет через траву. Когда раздался выстрел, индеец поднимается не в том месте, куда целился солдат, как если бы он плыл под водой. Они так ловки в этом маневре, что это удивительно. Они воюют наскоками, и прыгают через кусты, как олени. Любой христианин будет измучен, преследуя их, поскольку они движутся через реки и болота, которыми изобилует этот край. Их не стесняет одежда, и они плавают, как рыбы, так что, встречая реку, переплывают ее, держа лук и стрелы над головой. Оказавшись на другом берегу, они оттуда дразнят солдат. А когда христиане начинают отход, индейцы преследуют их, и, выпрыгивая из кустов, опять пускают стрелы. Они не упускают случая применить эту тактику, так что война против них очень рискованна. Единственый способ заставить их выполнять соглашения-а они великие лжецы и предатели-это выгонять индейцев из их деревень, жечь их дома, срезать посадки, захватывать каноэ и разрушать сети. Тогда они понимают, что должны выполнять условия христиан или покинуть территорию.»

Авилес впоследствии писал королю, прося отправить ему арбалеты. Он указывал, что в лесу индейцы обычно внезапно нападали из засады и засыпали солдат стрелами, пока те пытались зажечь фитили. Поэтому необходимо иметь часть солдат с арбалетами, которые держали бы противника на дистанции, пока аркебузиры зажигают фитили или перезаряжают. Кроме того, нужно снабдить солдат стегаными хлопковыми безрукавками (escupil), как в Перу или Мексике. Носить легко, выбрасывать его не будут, а от стрел защищает.

Но самый лучший способ, конечно, по старинке. Нападение на форт Санта Люсия (солдаты были измождены и почти не имели аркебуз): «500 индейцев атаковали колонистов и убили 15 человек. Манера боя дикарей позволяла им избегать потерь от аркебуз, т.к. на один выстрел отвечало 20 стрел. Когда лейтенант Габриэль де Аяла увидел, что наша тактика безуспешна, он сделал вылазку с 30 солдатами, вооруженными только шпагами, и заставил дикарей отступить.»

socialmedia


Комментарии могут оставлять, только зарегистрированные пользователи.