fly

Войти Регистрация

Вход в аккаунт

Логин *
Пароль *
Запомнить меня

Создайте аккаунт

Пля, отмеченные звёздочкой (*) являются обязательными.
Имя *
Логин *
Пароль *
повторите пароль *
E-mail *
Повторите e-mail *
Captcha *
1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Рейтинг 5.00 (2 Голосов)

Крылатая гусарская кавалерия стала одним из наиболее известных символов Речи Посполитой, прочно ассоциирующимся с могуществом польской армии на полях сражений в период, когда государство находилось на пике своего могущества и простиралось "от моря и до моря". В этой небольшой статье мы рассмотрим основные факты, известные о польских гусарских хоругвях и дадим краткую характеристику польской кавалерии XVI-XVII веков.

Происхождение самого слова гусар трактуют по-разному. Наиболее устоявшаяся версия заключается в том, что это слово произошло от венгерских Husz - двадцать и аr - жалованье, что согласуется с историческими источниками. Венгерский король Матьяш Корвин в 1458 г. приказал для защиты от турок образовать особое конное ополчение - от каждых 20 дворян взять по одному и при каждом из них иметь соответствующее число вооруженных людей. В Польше гусары появились позже, при Стефане Батории (в XVI веке), в этом роде войска стали служить преимущественно богатые дворяне. Именно польские гусары, называемые также "крылатыми", получили наибольшую известность, как благодаря своему щегольскому внешнему виду, так и из-за высоких боевых качеств.

Несмотря на свой нефункциональный внешний вид, гусарские крылья не были чисто декоративными. При атаке они производили свистящий звук, пугавший лошадей противника (что было экспериментально подтверждено в ходе современных реконструкций), а также мешали накинуть на всадника аркан. История появления крыльев у гусар заслуживает отдельного описания. Их происхождение идет от турецких всадников "дели", что значит "безумные, одержимые". Они набирались султанами Порты из пограничных районов государств, подвластных Османской империи. Дели считались легкой кавалерией и воевали в авангарде османской армии, поэтому их слава бесшабашных храбрецов вполне оправдана. Доспехи им заменяли шкуры диких зверей и различные экзотические украшения вроде крыльев хищных птиц. Именно по образу и подобию дели крылья на щитах и головных уборах стали носить венгерские гусары. Кстати, характерный ассиметричный щит, также позаимствованный гусарами от дели, имеет сугубо практическое объяснение своей формы - вытянутый вверх угол щита защищал шею всадника от сабельного удара при этом не закрывая обзор. Появившись, как и у дели, первоначально на щитах, крылья к концу XVI века перекочевали на луку седла. Более широко известное расположение крыльев на спине всадника появилось уже во второй половине XVII века, когда гусарский доспех получил церемониальный статус. Эффектные всадники с изогнутыми белоснежными крыльями за спиной, которых мы можем видеть в фильмах "Огнем и мечом" и "1612" на самом деле выглядели гораздо более скромно, а использованная на съемках форма и доспехи в действительности не попадали на поля сражений, так как не были боевыми.

Польская гусария удачно сочетала в себе качества восточной (турецко-татарской) конницы с традициями западноевропейского рыцарства, что в конечно итоге и привело ее к славе "лучшей кавалерии христианского мира". Комплектование гусарии производилось по системе "товарищеского почта", согласно которой командир гусарской хоругви нанимал на службу "товарищей" из числа рыцарей-шляхтичей, каждый из которых обязан был привести с собой "почт" (т.е. "список") в составе нескольких вооруженных слуг с лошадьми. Эти "почтовые" воины, называвшиеся также "пахолками" (оруженосцами), "шеренговыми" (т. е. рядовыми) и "челядниками", обычно набирались из дворовых людей шляхтича или, если "товарищ" был достаточно богатым, — из мелкой шляхты. Набор в хоругвь происходил на добровольной основе.

XVII век стал "классическим" веком польских гусар, периодом наибольшего подъема этого типа кавалерии. Наибольшей численности в своей истории польская гусария достигла в 1621 г. (8000 всадников). Гусарские хоругви сыграли решающую роль в ряде крупных сражений: под Кирхольмом (1605) и Клушиным (1610), Хотином (1621 и 1773) и Веной (1683). Секрет боевой эффективности гусар был достаточно прост - они вернули на поле боя классический таранный удар, применявшийся рыцарской кавалерией. При этом основные противники Речи Посполитой в тот момент не могли выставить на поле боя конницу схожего уровня подготовки. Восточные противники (татарские ханства и Москва) располагали преимущественно легкой иррегулярной кавалерией, а враги на западе (шведы и немцы) опирались на рейтар, утративших к тому времени навыки конного боя и ставших почти исключительно стрелковой конницей. Лишь к Тридцатилетней войне не без влияния знаменитого шведского полководца Густава Адольфа европейская конница стала возвращать утерянные позиции по части классических атак холодным оружием (тем не менее, используя палаш, а не пику как гусары).

Вместе с упадком самой Речи Посполитой приходит в упадок и польская гусария. Если в 1706 г. гусары еще сражаются при Калише, то позднее гусария превращается фактически в декоративное, церемониальное воинское формирование, предназначенное скорее для парадов и смотров, чем для войны. Из-за их частого появления в погребальных кортежах знатных лиц, гусаров вскоре стали именовать "погребальным войском".

Достаточно полное описание состава польской кавалерии периода ее расцвета дает в своих мемуарах Антуан де Грамон, сын маршала герцога де Грамона, участвовавшего в походе Яна Казимира против московских войск в 1663 — 1664 годах:

"Гусары выступают во главе всех войск или вооруженных сил в Польше и являются старейшим установлением. Они должны удовлетворять таким требованиям: чтобы быть конником в гусарском отряде, - что называется в просторечье "товарищ", - необходимо быть дворянином, хорошо сложенным, сильным и могущим носить кирасу в полном ее составе, нарукавники, набедренники, отделанные железом рукавицы, на голове каску, на обеих ногах шпоры по-немецки (т. е. могущие быть легко снятыми, тогда как шпоры по польскому образцу прибиваются к сапогам) и большую тигровую или леопардовую шкуру, подбитую бархатом или шелком темно-красного цвета, которою гусар прикрывает левое плечо. Конь его должен быть рослым, красивым, сильным и хорошего хода; бархатное седло с нагрудным и подхвостным ремнями (как иностранного образца имеются и у нас), для того чтобы всадник имел твердую опору при ударе копьем в неприятеля на полном скаку. Гусар должен иметь пистолет у левой седельной луки, длинную и остроконечную шпагу под правым бедром и, как обычно, саблю сбоку. Во время сражения он вытаскивает свою шпагу из-за бедра и навешивает ее себе на правую кисть, чтобы иметь руку свободной для действия копьем, которое является главным оружием, употребляемым гусарами во время боя, для прорыва эскадронов неприятеля…

Затем следует легкая кавалерия, которая на языке этой страны называется "казаки". Эти последние также дворяне и служат так же, как и гусары, в отрядах. Их снаряжение состоит из кольчатой куртки или кольчуги, которая закрывает их руки до половины. Кроме того у них имеются еще железные рукавицы, а голова покрыта шапкою из колец (таких же как и тело), и она называется по-польски "мисюркою". Кони их должны быть выносливы, быстры и ловки. Их оружие - лук, стрелы и пистолеты. Назначение казаков - поддерживать гусар, когда они идут в дело, доканчивать уничтожение разбитых гусарами эскадронов.

Далее следуют татары, которых, победив, великий князь литовский привел с собою много целых семей, которые он затем разместил в Литве для заселения края. Они владеют свободными имениями, но не имеют ни ранга, ни голоса между дворянством. Они также составляют легкую кавалерию, хорошо снаряженную и вооруженную, как казаки и отличаются от последних только тем, что не имеют кольчуги. Валахи и молдаване принимаются в польскую кавалерию также. Их одежда и снаряжение такие же, как и у татар, их плата - также. На их обязанности жечь, грабить, снабжать и всячески обслуживать армию, что, конечно, не оставляет им много времени для их развлечений".


- Насчёт гусарских "крыльев": подобные перья при быстром движении производят лишь лёгкий шелестящий звук. За топотом копыт даже одной лошади его практически не слышно.
А вот накинуть аркан на такую конструкцию, действительно, намного сложнее.

соц. сети.


Комментарии могут оставлять, только зарегистрированные пользователи.