fly

Войти Регистрация

Вход в аккаунт

Логин *
Пароль *
Запомнить меня

Создайте аккаунт

Пля, отмеченные звёздочкой (*) являются обязательными.
Имя *
Логин *
Пароль *
повторите пароль *
E-mail *
Повторите e-mail *
Captcha *
1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Рейтинг 5.00 (3 Голосов)

Сражение в бухте Киберон состоялось 20.11.1759 между флотами Великобритании и Франции во время Семилетней войны.

Несмотря на то, что союзниками в новом конфликте в Европе у французов выступили Австрия и Россия война оказалась для Франции неудачной. В Канаде после первых успехов последовали неудачи (англичане смогли взять Луисбург и осадили Квебек), в Индии был потерян Шандернагор, в Европе пруссаки разбили французов в битве при Росбахе (5.11.1757).

После трёх лет войны положение Франции на заморских театрах было более чем шатким. Британцы решили нанести удар по самым чувствительным точкам Франции: по вест-индским "сахарным островам" Мартинике и Гваделупе и по африканским колониям Франии. В январе 1759 англичане неожиданной атакой заняли французские Сенегал, Гори и Гамбию, разом лишив французов золотого песка, рабов, слоновой кости, гуммиарабика. Одновременно эскадра коммодора Джона Мура в составе 11 кораблей, 6 фрегатов, 4 шлюпов, 4 бомбардирских судов и более 60 транспортов с десантом в 6800 человек вышла из Бриджтауна (о. Барбадос) к Мартинике.

Пытаясь решить все проблемы одним ударом, французский государственный деятель Этьен Франсуа де Шуазёль задумал перенести войну на Британские острова. Согласно предложенному им плану 24–25 тыс. человек под командованием герцога д'Эгильона должны были быть собраны в Бретани, сесть на войсковые транспорты и под конвоем 35–40 линейных кораблей отплыть из Бреста к Фёрт-оф-Клайд (Шотландия), где осуществить высадку войск. При этом он очень надеялся на помощь якобитов, которые в 1745 поставили Британию на грань поражения.

Британцы предусмотрели возможность вторжения на острова и приняли ряд мер. В первую очередь было решено направить эскадру к Гибралтару с задачей помешать французам перевести корабли со Средиземного моря в Брест. Для этого 14 апреля из Портсмута была отправлена эскадра (14 линкоров и 2 фрегата) под командованием адмирала Эдварда Боскауэна. 16 мая он соединился с отрядом вице-адмирала Томаса Бродерика и начал блокаду Тулона.

В Ла-Манше начали блокаду Дюнкерка (коммодор Уильям Бойз) и расположили в Даунсе крейсерские силы для перехвата возможного выхода корсаров Франсуа Тюро и слежения за Гавром (кэптен Перси Брэтт). Третий отряд (6 линкоров) под командовнием контр-адмирала Джорджа Роднея базировался около острова Уайт и должен был использоваться в качестве резерва, который могли перебросить как к Бресту, так и к Па-де-Кале. В Плимуте был сосредоточен отряд вице-адмирала Томаса Харди (7 линкоров и 2 фрегата). 12 мая в Торбэй прибыл адмирал Эдвард Хоук, который поднял флаг на 90-пушечном "Рамиллиесе". Его задачей была блокада Бреста. 16 мая к нему прибыл Харди с 6 линкорами и силы Хоука теперь составляли 12 кораблей и 1 фрегат. 21 мая, уже с 23 линкорами, Хоук вышел в море и подошёл к Уэссану.

Для отражения вторжения были предприняты меры и на суше. В Англии были развернуты 24 батальона и 12 эскадронов (18 тыс. штыков и 1800 сабель), в Ирландии — 11 батальонов и 21 эскадрон (8 тыс. штыков и 3 тыс. сабель), в Шотландии — 6 батальонов и 4 эскадрона (4500 штыков и 700 сабель). Кроме того — повсеместно были сформированы полки милиции и ополчения.

1.05.1759 англичане захватили Гваделупу и нацелились на Мартинику — "сахарные острова Вест-Индии", которые приносили Франции 2/3 всего дохода. Озабоченные французы послали в Вест-Индию эскадру Максимилиана де Бомпара (8 кораблей, 3 фрегата), который достиг Мартиники 2 мая, на следующий день после сдачи Гваделупы. Эта потеря была очень чувствительной для французов.

В проект высадки в Англии сразу же вмешалась новая задача — любой ценой отбить Гваделупу и защитить Мартинику. Поэтому 27.07.1759 командующий Средиземноморским флотом Жан-Франсуа де Ла Клю получил приказ срочно подготовить к выходу все возможные корабли и следовать в Вест-Индию. В ночь на 17 августа недалеко от португальского города Лагос (Лагуш) Ла Клю был застигнут эскадрой адмирала Боскауэна и разгромлен. Корабли, укрывшиеся в Кадисе, были надежно заблокированы там вице-адмиралом Бродериком. Таким образом Ла Клю не смог оказать помощи ни Вест-Индии, ни готовящейся высадке в Англии. Теперь командующий Атлантической эскадрой Франции адмирал Юбер де Бриенн, граф де Конфлан имел только 20 кораблей, но их ещё надо было вооружить. Лишь в середине октября средства на флот начали выделять, однако время было упущено.

Меж тем Хоук, несмотря на начавшийся сезон штормов, продолжал блокировать Брест. 12 октября 90-пушечный "Ройал Энн" получил опасную течь и еле-еле доплелся до Спитхеда. В результате у Хоука осталось 9 кораблей и 1 фрегат. Видя бедственное положение блокирующей Брест эскадры, Боскауэн послал из Леванта Хоуку 5 своих лучших кораблей.

И тут французам помогла погода. 7 ноября начался большой шторм, и когда Хоук укрылся в Торбе, Бомпар, шедший из Вест-Индии, счастливо проскользнул в Брест. Конфлан срочно укомплектовал вест-индскими экипажами свои корабли и с эскадрой в составе 21 линейного корабля и 3-х фрегатов 14 ноября вышел в море. Он направился к Морбиану и Ванну, где герцог д’Эгийон собрал 20 тыс. солдат (26 батальонов пехоты и 4 эскадрона), а также 90 транспортов для высадки в Шотландии.

В полдень 19 ноября фрегат "Мэйдстоун" под командованием Дадли Диггса заметил французские корабли в 70 милях к западу от острова Бель-Иль. Он сразу же сигнализировал об этом головному линкору англичан — 74-пушечному "Маньяниму", а тот — Хоуку. Хоук выстроили линию баталии и сразу же отправился в погоню.

Коммодор Дафф с 5 кораблями ("Чичестер", "Чатэм", "Портленд", "Фолкленд" и "Рочестер") и несколькими фрегатами крейсировал в районе Лориана и утром 20 ноября, завидев незнакомые корабли, пошёл с ними на сближение. Вскоре оказалось, что это Конфлан, и Дафф обратился в бегство. "Чичестер" начал отставать, его вскоре мог нагнать 74-пушечный француз, но тут на горизонте появились корабли Хоука. Конфлан дал приказ прекратить погоню, собрал свои корабли и направил эскадру в Киберонскую бухту, надеясь, что англичане не решатся следовать за ним в незнакомой гавани.

Как раз в это время подул крепкий вест-норд-вест, который принёс с собой жестокий шторм. Корабли и англичан, и французов мотало как щепки, но Хоука шторм не остановил. Он был полон решимости догнать Конфлана и использовать его как проводника в незнакомых водах. Английский адмирал приказал 7 кораблям, шедшим впереди, преследовать французов и задержать их. Несмотря на шторм Хоук отдал приказ "Кораблям поднять все возможные паруса!" и "Вступать в бой по способности!". Мачты у некоторых не выдержали — на "Ривендже" переломился фор-марса-рей, на "Маньяним" потеряли грот-брамса-рей. "Бурфорд", готовясь к бою, чтобы не отставать сбросил в море весь скот. В 12.00 "Маньяним", "Торбэй", "Резолюшн" и "Уорспайт" нагнали шедший в авангарде фрегат "Мэйдстоун".

Конфлан наивно полагал, что войдя в Киберонскую бухту, он будет в безопасности. К полудню "Солей Руаяль" был уже у скал Кардиналов, а Хоук к югу от Бель-Иля. В 14:00 замыкающий французов 80-пушечный "Формидабль" открыл огонь по нагоняющим его "Маньяним", "Дорсетшир", "Резолюшн", "Уорспайт", "Ривендж", "Монтегю" и "Дифайнс". Остальные корабли англичан следовали в двух лигах сзади. В 14:30 начался бой, в котором принимали участие с французской стороны "Формидабль". "Эро", "Тезей" и "Сюперб", а с английской — вышеперечисленные корабли. Надо сказать, что Конфлан ничего не знал об этом бое, ибо корабли французов также сильно растянулись.

Незадолго до 15:00 "Ривендж" миновал "Формидабль", а потом и "Манифик". Англичане шли мимо французской линии, получая залпы с каждого корабля, но не отвечали на них, так как стремились выйти вперед и задержать французов. 70-пушечный "Темпл" убрал марселя, у "Дорсетшира" подветренный борт просто ушёл под воду и он был вынужден взять круче в ветру, чтобы дать воде схлынуть с межпалубного пространства. "Торбэй" так же повернул к ветру, чтобы не перевернуться. В 15:17 налетел шквал, у "Чичестера" сорвало фор-марса-рей, "Маньяним", "Монтегю" и "Уорспайт" потеряли утлегари, и это немного задержало погоню.

Корабли мотало в шторм как щепки, в 15:30 "Маньяним" и "Уорспайт" столкнулись с "Монтегю", который бросил якорь, чтобы исправить повреждения. Вскоре "Маньяним" смог освободить снасти и на всех парусах пошёл к "Формидаблю", который уже вёл бой с пятью английскими кораблями. Огонь француза сильно ослабел, его правый борт был изрешечён, сбита форстеньга, корабль потерял управление и вскоре на флагмане французского арьергарда взвился белый флаг. Его экипаж потерял 200 человек убитыми, в т.ч. погиб шеф д'эскадр Сен-Андрэ дю Вежер и его брат — капитан корабля.

Меж тем в 14:30 Конфлан обогнул скалистые острова Кардиналов и взял курс на Киберон. Он услыхал вдалеке выстрелы, но совершенно не знал о бое "Формидабля". Ветер изменился на северо-западный, французская линия оказалась в полном беспорядке. Кругом скалы и скалистые берега, сильный шторм, на площади в 10 квадратных миль скучились 50 линкоров, возможности маневра не было никакой. На берегу собрались тысячи французов, которые оказались невольными зрителями этой трагедии.

Бой же в арьергарде продолжался. "Торбэй" атаковал "Тезей", тот пытался вести огонь по "Маньяниму", но в ходе боя француз лег на подветренный борт, опрокинулся и тотчас же затонул. "Маньяним" также хлебнул воды, но там вовремя сумели закрыть пушечные порты. Кэппел, несмотря на бушевавший шторм, приказал спустить шлюпки и спасать остатки экипажа противника. Но выловить смогли всего 22 человека. "Маньяним" и "Чатэм" завязали бой с "Эро", который потерял фор- и бизань-стеньги. Корабль виконта Хоу дал продольный залп по корме противника, "Чатэм" зашёл французу в нос и также открыл огонь. За 15 минут боя "Эро" потерял 400 человек убитыми и ранеными. Вскоре он бросил якорь и спустил флаг, однако из-за сильного ветра англичане даже не могли спустить шлюпки.

Конфлан же вошёл в Киберонскую бухту и безуспешно пытался выстроить линию. Поняв, что в такой скученности он не сможет этого сделать, Конфлан решил вывести флот в море и дать бой англичанам. С "Солей Руаяль" и "Энтрепид" он пошёл к выходу из бухты, получая залпы от вошедших уже в Киберон английских кораблей. В ответ "Солей Руаяль" удалось сбить фор-марса-рей на "Свитшуре", и поскольку у английского корабля паруса теперь остались только на бизань-мачте, он вывалился из строя и вышел из боя.

В 16:00 у входа в бухту показался флагман Хоука "Ройал Джордж", который поставил все паруса и устремился на "Солей Руаяль". Хоук приказал вести корабль прямо к борту флагмана французов, в 16:35 его обстреляли 4 корабля из эскадры Конфлана, а дерзкий 70-пушечный "Сюперб" вклинился между "Солей Руаяль" и "Ройал Джордж", пытаясь спасти своего адмирала. Хоук дал по "Сюпербу" всего два залпа полным бортом, и французский корабль пошёл ко дну со всем экипажем. Хотя с английских кораблей спустили шлюпки, спасти в таком бурном море никого не удалось.

В это время в Киберонскую бухту входили 90-пушечный "Юнион" вице-адмирала Харди, а так же "Марс", "Хироу" и другие корабли британцев. "Солей Руаяль", пытаясь выйти из-под огня, но не справился с управлением парусами и упал под ветер, навалившись на два французских линкора. В результате Конфлан не смог обогнуть банку Фор Шоал и встал на якорь у Круазек. Уже к 17:00 стемнело, ветер сменился на северный, шторм продолжался. В бухту входили всё новые английские корабли. Семь французских линкоров чтобы увернуться от скал, вошли в устье реки Вилэн.

"Тоннан", "Орьян", "Дофин Руаяль", "Солитер", "Бизарр", "Нортумберленд", "Манифик" и "Энтрепид", не видя "Солей Руаяль", но помня последние указания Конфлана выйти в море, смогли всё же сманеврировать у опасных отмелей и, миновав остров Дюме, вырвались на большую воду. Наутро корабли Бофремона добрались до Рошфора. Следует отметить, что принц Бофремон не получал приказа от Конфлана о бегстве, ему было приказано не упускать флагмана из виду. Поэтому это бегство являлось прямым нарушением дисциплины.

В это же время начался страшный штормовой прилив. В 17:30 Хоук спустил сигнал о бое, хотя некоторые английские корабли стреляли до 18:00. Англичане встали на якорь у острова Дюме в незнакомой бухте, часть их линкоров осталась в море. Ночь была ужасной: "Эро" сдрейфовал к югу, на мель; капитан и команда покинули корабль и бежали на берег. В 22:00 "Резолюшн" налетел на банку Фор Шоал и сел днищем на камни. За ночь штормовые волны разбили корпус, корабль потерял все мачты и был покинут командой. "Жюст" вырвался в море и на всех парусах понесся к Сен-Назер, однако там корабль вылетел на камни и погиб.

Наутро у Конфлана осталось только 8 кораблей, причём к ужасу французского адмирала "Солей Руаяль" встал на якорь среди английских линкоров! Конфлан решил выбросить корабль на мель и англичане не смогли помешать этому из-за течения и ветра. "Эссекс", пытавшийся перехватить французский флагман, вылетел на скалы и потерял фок- и бизань-мачты. Попытки спасти корабль закончились ничем, "Эссекс" был потерян. Вечером 21-го числа англичане сожгли "Солей Руаяль" и "Эро".

Хоук приказал идти в устье реки Вилэн, но поднялся очень сильный северо-западный ветер. Французы, видя приготовления англичан, выбросили грузы и даже пушки, пытаясь подняться вверх по реке. Затопили в устье два фрегата, чтобы перегородить вход в реку. 22 ноября Хоук, пользуясь улучшением погоды, попробовал войти в устье Вилэн, но из-за противного ветра и загроможденного входа был принужден отказаться от этого плана.

Практически весь французский флот был уничтожен или захвачен, кроме четырёх кораблей, которым удалось укрыться в устье мелководной реки. Так или иначе, флот де Конфлана перестал существовать, и французская экспедиция была сорвана. Англичане потеряли 2 корабля.

соц. сети.


Комментарии   

# Quatro 2019-02-05 02:25
Какое общее стратегическое планирование на обширнейших театрах военных действий! Какое мастерство, профессионализм , уверенность в своих силах "на местах". И это 18 век.

Комментарии могут оставлять, только зарегистрированные пользователи.