fly

Войти Регистрация

Вход в аккаунт

Логин *
Пароль *
Запомнить меня

Создайте аккаунт

Пля, отмеченные звёздочкой (*) являются обязательными.
Имя *
Логин *
Пароль *
повторите пароль *
E-mail *
Повторите e-mail *
Captcha *
1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Рейтинг 0.00 (0 Голосов)

i52

В 1943 году, в самый разгар тихоокеанских сражений между флотами США и Японии, на японской судоверфи KURE NAVY YARD была заложена огромных размеров субмарина, по своим параметрам превосходящая все, когда либо созданные подводные лодки. По тем временам это был, буквально, подводный монстр, длиной в 109 м, да и ещё способный передвигаться с невиданной в те годы скоростью. И задуман был этот подводный крейсер не для боевых действий, а для скрытых морских операций. Обстоятельства гибели японской подводной лодки "I-52" долгие годы были засекречены. Она везла золото в нацистскую Германию и затонула в Атлантическом океане вместе с экипажем и грузом…

 

Курсант Тахиро Мицумото и два десятка его товарищей терялись в догадках, куда и зачем везет их грузовик, петляющий по приморской дороге. Лишь когда проехали три КПП, где всех высаживали, придирчиво сверяя лица с фотографиями на документах, когда после последней проверки машину тут же отправили назад, а их погнали вдоль темного причала, под проливным дождем и в сопровождении армейских офицеров – стало ясно, что дело намечается серьезное.

В конце причала чернел силуэт какой-то фургона, у кромки угадывался корпус подлодки. Офицеры передали курсантов другим офицерам, снова всех пересчитав и проверив, часовые у трапа расступились и Тахиро с десятком товарищей привычно, с обезьяньей ловкостью спустились в чрево подводного корабля. Остальных оставили мокнуть на причале.

Внизу дежурный офицер, глянув в список, гаркнул: «Мицумото – торпедный осек, бегом!» и Тахиро кинулся по тускло освещенным переходам, лязгая тяжелыми люками переборок. По дороге курсант-подводник, уже не раз выходивший в учебные плавания, с легким удивление отметил непривычную просторность подлодки, а добежав до торпедного отсека, тоже с удивлением заметил отсутствие привычных аппаратов для стрельбы. Зато увидел двух хмурых офицеров и какого-то гражданского типа в очках, с портфелем в руках.

И вот этот обычный, изрядно потертый портфель поразил курсанта до чрезвычайности.

Часть первая

В 1943 году, в самый разгар тихоокеанских сражений между флотами Америки и Японии, на японской судоверфи Kure Navy Yard была заложена невиданная в морской практике подводная лодка. По своим параметрам она превосходила когда-либо построенные подводные суда и представляла собой монстра длиной в 109 метров.

clip_image002

Монстр был способен к тому же передвигаться с невиданной по тем временам скоростью: 12 узлов в надводном положении и 6,5 узлов под водой. Причем, задуман был этот подводный крейсер вовсе не для ведения боевых действий, а исключительно для скрытных морских грузовых перевозок.

clip_image003

Поэтому и дальность автономного плавания у крейсера была тоже невиданная – 27 тысяч морских миль, или 49 тысяч километров, что на 9 тысяч километров больше длины экватора.

Построили судно в рекордно короткие сроки, и в марте 1944 года оно уже стояло на швартовых у причала. Лодке был присвоен бортовой номер I-52 и титул Особой Императорской субмарины.

Имея почти гражданское назначение перевозить грузы, лодка должна была решить важную военно-стратегическую задачу – сделать «ось Берлин-Токио» реальной и приносящей обеим странам ощутимую пользу, а не только обозначающей политический союз. А если говорить конкретнее, то подлодка должна была обеспечить обмен между союзниками стратегическим сырьем, новейшими технологиями, оборудованием и приборами военного назначения.

clip_image004

Но политическая близость Германии и Японии разделялась гигантскими географическими пространствами. Путь посуху и по воздуху перекрывала Россия, путь по морю, с одной стороны, закрывал флот Англии, с другой – флот и палубная авиация Америки. Оставалась единственно возможная дорога – под водой. И только что сошедшая со стапелей гигантская подлодка сразу же стала готовиться в свой первый сверхдальний поход.

Подготовка проходила при соблюдении строжайшей секретности, на самом дальнем из причалов военно-морской базы Куре, взятой контрразведкой в три кольца охраны. Загрузка топливом, водой и продовольствием проводилась исключительно ночью, а днем лодка притапливалась, чтобы никто не разглядел ее чудовищных размеров (будучи незагруженным, корпус лодки торчал из воды наполовину своей высоты).

Что же касается груза, то его погрузили в самые последние часы перед отходом. Грузили вручную, силами матросов экипажа, собранных из разных дивизий, в том числе и из курсантов военно-морской школы подводного плавания.

После чего лодка немедленно отдала швартовы, на полном ходу выскользнула из гавани и тут же, пока не рассвело, ушла под воду – и как будто растворилась в океане. Было это, напомним, в марте 1944 года.

* * *

Теперь о секретном грузе. Он представлял собой запаянные цинковые ящики со 146 слитками золота по 14 кг каждый. То есть везла лодка около 2 тонн золота на сумму 25 миллионов долларов в деньгах того времени, или в десять раз большую по нынешним ценам. Золото предназначалось для выплаты долгов немецким союзникам по взаимным поставкам.

У читателя может возникнуть естественный вопрос, а что, по другому никак нельзя было расплатиться, и надо ли было гнать подлодку через три океана, с риском потерять и золото, и лодку (стоимость которой превосходила стоимость груза), и более ста человек экипажа? Вопрос правильный, но пока преждевременный.

Идя под дизелями только по ночам, пройдя несколько южно-азиатских морей, обогнув десятки больших и малых островов, оставшись незамеченной в узких проливах, субмарина I-52 дошла до Сингапура, где взяла в трюмы груз куда более ценный, чем золото.

В подлодку погрузили еще 228 тонн (!) олова, молибдена и вольфрама, а так же 60 тонн сырого каучука. А в довершение – еще несколько тонн неких «химических материалов», перечень которых был неизвестен никому, даже капитану. Кроме того, в лодку спустились 14 военно-технических экспертов из концерна Мицубиси, задачей которых было получить в Германии некие «новые технологии», особо необходимые для ведения победоносной войны.

clip_image005

Дальнейший маршрут I-52 проходил через Индийский океан, где измученный постоянным напряжением экипаж смог несколько передохнуть. Ночью шли в надводном положении, но днем все равно уходили под воду, хотя на многие сотни миль вокруг не было ни одного судна вообще. Благополучно обогнули южную оконечность Африки, вошли в Атлантику и пошли на север, держа курс на оккупированный немцами французский порт Лорент. Там ее и должны были встретить союзники по «оси».

Но! По малопонятной причине капитану был дан странный приказ: один единственный раз и почти мгновенно выйти на связь в районе островов Зеленого Мыса, шифром сообщить свои координаты и дождаться там вышедшую навстречу немецкую подводную лодку V-530. Предполагаемое место встречи, находящееся в пятистах милях от африканского побережья, было вполне безопасное, но вот выход на связь оказался смертельно опасным.

* * *

Сегодня уже ни для кого не секрет, что американцы выиграли у японцев битву на море во многом благодаря выкраденным в самом начале войны секретным кодам и системе шифрования радиосообщений. Два самых больших морских сражения – в Коралловом море и у атолла Мидуэй – были выиграны исключительно потому, что удалось перехватить и расшифровать радиосообщения японского командования. К 1943 году американцы перехватывали уже все японские радиограммы. Естественно, перехватили они и сообщение о выходе I-52 из Сингапура, и приказ о выходе на связь с немецкой подлодкой.

А потому в район островов Зеленого мыса вышел авианосец ВМС США «Bogue», оснащенный палубной бомбардировочной авиацией. Вышел, встал у островов на якоря и замер, обратившись в слух.

clip_image007

23 июня 1944 года, после трехмесячного изнурительного плавания, I-52 тоже подошла к островам, точно определилась с координатами (в том числе и по наземным ориентирам, что очень важно для понимания дальнейшего развития событий), а затем в оговоренное время выдала в эфир короткое шифрованное сообщение.

В туже секунду во всех помещениях «Бога» раздался сигнал громкого боя, объявивший тревогу, и с его палубы в небо тяжело взлетел бомбардировщик. Командир самолета, молодой лейтенант Джерри Тейлор не сразу, а лишь перед самыми сумерками с трудом обнаружил две подводные лодки, уже стоявшие рядом.

clip_image008

Дальнейшее будем описывать, придерживаясь версий американских военных историков. Встретившись в пустынном океане, экипажи подлодок якобы начали с того, что перегрузили с немецкой на японскую лодку дизельное топливо и продукты питания. Проведя эту операцию, они вдруг услыхали шум авиационных двигателей, а затем увидели, как в вечернем небе ярко вспыхнули мощные осветительные бомбы, сброшенные на парашютах. Лодки мгновенно задраили люки и ушли под воду. Экипажи стали привычно ждать разрывов глубинных бомб. Но не дождались, поскольку лейтенант Тейлор не стал пускать бомбы в «молоко», он был занят другим делом.

Экипажи подлодок не знали, да и знать не могли, что к этому времени на борту его самолета уже стояло совершенно секретное оружие против подводных лодок, так называемое сонарное оборудование и сбрасываемые подводные буи обнаружения. Тейлор сделал над местом погружения широкий круг и сбросил три таких буя. Уйдя в воду, каждый из них выдал радиосигнал, по которым штурман определил местоположение лодок.

Используя эту привязку, Тейлор в очередном заходе сбросил сначала две мощные глубинные бомбы, а потом еще и торпеду, самонаводящуюся на шум винтов подлодок. Результата он сразу не увидел – в тропиках темнеет мгновенно. Но, вылетев в этот район на следующий день, обнаружил на водной поверхности плавающие обломки и предметы, подтверждающие гибель по крайней мере одной из лодок.

С тех пор американские военные историки пребывают в неколебимой уверенности, что героический лейтенант Тейлор неподалеку от островов Зеленого Мыса преследовал сразу две вражеских субмарины, торпедной атакой потопил японскую подлодку, а вот немецкой удалось уйти. Правда они же делают оговорку: «Документы неприятеля сообщают о благополучном прибытии I-52 в порт назначения, а после описывают потерю этой лодки уже в другом месте, но это, несомненно, классический пример немецкой компании по дезинформации времен Второй мировой войны».
И как бы навечно ставят в этом месте точку. Поставим ее и мы, но только временно...

Спасибо


Комментарии могут оставлять, только зарегистрированные пользователи.