fly

Войти Регистрация

Вход в аккаунт

Логин *
Пароль *
Запомнить меня

Создайте аккаунт

Пля, отмеченные звёздочкой (*) являются обязательными.
Имя *
Логин *
Пароль *
повторите пароль *
E-mail *
Повторите e-mail *
Captcha *
Апрель 2024
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 1 2 3 4 5
1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Рейтинг 0.00 (0 Голосов)

Она украла ядерные секреты США и завербовала Штирлица. В её послужном списке десятки результативных операций, сотни приобретённых источников, ценных контактов и агентурных связей. Она свободно владела шестью языками, обладала высокой личной культурой и незаурядным умением привлекать к себе людей. Бывшая иностранка Елизавета Юльевна Зарубина, рождённая Розенцвейг, приняла советское гражданство и дослужилась до звания полковника разведки.
mata2 (690x295, 103Kb)
Впервые о русской разведчице Елизавете Зарубиной стало известно из публикаций в американской печати, когда после войны там рассекретили некоторые архивные документы спецслужб. Тогда же появились версии, с разной степенью достоверности раскрывавшие сенсационные подробности операций советской разведки в США в годы Второй мировой войны.


  Донос на мужа-чекиста

Родилась и выросла Елизавета Зарубина (Розенцвейг) в Северной Буковине, входившей в состав Австро-Венгерской империи, а после Первой мировой войны – в Румынию. Будучи по образованию филологом, она свободно владела румынским, русским, английским, французским и немецким языками. Состояла в родственных отношениях с рядом видных политических и военных деятелей. Лиза стала сотрудником разведывательной службы еще в 1919 году. Одно время работала в секретариате Дзержинского.

Ее первым мужем был знаменитый Блюмкин, ответственный сотрудник ВЧК, руководитель и непосредственный участник операции по ликвидации в 1918 году немецкого посла графа Мирбаха, что чуть было не привело к возобновлению военных действий между Россией и Германией. Блюмкин, кроме того, являлся ключевой фигурой в заговоре эсеров против Ленина. После провала мятежа Блюмкин явился с повинной, был прощен и продолжал работать в ВЧК-ОГПУ, выполняя личные поручения Дзержинского и иногда Троцкого, с которым был хорошо знаком и которому симпатизировал. Именно это сыграло роковую роль в его судьбе.

В 1929 году Блюмкин руководит созданной им нелегальной резидентурой в Турции. По тайному поручению советского правительства он продает полученные из особых фондов Государственной библиотеки имени Ленина древнееврейские хасидские рукописи. Вырученные деньги предназначались для организации боевого диверсионно-террористического подразделения, в чью задачу входила вооруженная борьба против англичан на Ближнем Востоке. Блюмкин утаил часть средств и передал их в распоряжение Троцкого, а также взял на себя роль связника между ним и его последователями в Москве. Когда Лизе стали известны эти факты, она сообщила о них руководству ОГПУ. Блюмкин был арестован и расстрелян.

Шпионская семья

Лиза свободна от семейных уз. Обаятельная и общительная, она легко устанавливает дружеские связи в самых широких кругах, собирая и накапливая при этом агентурные сведения. Элегантная женщина с чертами классической красоты, жгучая брюнетка с чувственным взглядом, натура утонченная и широкая, она, как магнит, притягивает к себе людей, вербуя все новых и новых агентов в свое ведомство, неузнаваемо меняя в случае необходимости свою внешность и манеру поведения. После гибели Блюмкина она выходит замуж за Василия Зарубина, профессионального разведчика-нелегала.

Шпионская семья – идеальная находка ОГПУ. В 1929 году Елизавета и Василий Зарубины начинают готовиться к нелегальной работе во Франции под видом чехословацких коммерсантов – супружеской пары Кочеков. С паспортами на фамилию Кочек они легализуются в Дании, а затем их ждет Париж. Это был период, когда советская нелегальная разведка не имела проблем с квалифицированными кадрами, эпоха «великих нелегалов». Даже некоторые оглушительные провалы, которые иногда случались в разных странах, не снижали возможностей «соседей», оперативных успехов других групп и системы в целом. Французские связи Зарубиных еще не раскрыты, а некоторые из них, возможно, имеют ценность до сих пор. Часть контактов – например, из среды германских дипломатов в Париже – были активно задействованы позже, когда в Германии установилась фашистская диктатура.

С декабря 1933 года около трех лет нелегалы Зарубины действовали в гитлеровском рейхе. Именно они привлекли сотрудника гестапо Вилли Лемана («Брайтенбах»), одного из прототипов Штирлица, к работе на ИНО. Даже провал в 1942 году «Красной капеллы» не затронул ценной агентуры, подготовленной Зарубиными в середине 30-х годов. Так, чиновник германского МИДа, он же агент «Винтерфельд», продолжал успешно действовать и после войны.

Важная миссия

Звездный час Зарубина пришелся аккурат на начало войны. Вместе с женой, которой присваивается звание капитана госбезопасности (три шпалы в петлицах), он направляется легальным резидентом в США. Миссии Зарубина придавалось настолько большое значение, что накануне своего отъезда он был принят лично Сталиным, который его непосредственно проинструктировал и обрисовал важнейшие задачи.

Но, оговоримся сразу, миссия Зарубина могла и не быть столь успешной, если бы рядом с Василием не было Лизы. Именно она закрепляет за собой и курирует свыше двадцати ценнейших агентов. Кого только не было среди этих агентов! Это и жена бежавшего из СССР в 1933 году крупнейшего физика современности Георгия Гамова, владеющего самой свежей информацией о научных достижениях в США. Лиза Зарубина принуждает жену Гамова, тоже физика по специальности, к сотрудничеству в обмен на гарантии, что ее родственникам в Союзе будет оказана поддержка в трудные военные годы. Это и жена известного скульптора, в будущем народного художника СССР и лауреата Ленинской премии Коненкова, которая под руководством Зарубиной сблизилась с Эйнштейном и Оппенгеймером. Советская «Мата Хари» установила контакт с Робертом Оппенгеймером еще до того, как он возглавил атомный проект «Манхэттен».

После возвращения из США Зарубина работает в центральном аппарате внешней разведки. В 1946 году она в чине полковника была вынуждена уволиться в запас. В органах безопасности под руководством нового министра Абакумова начался очередной поход против неугодных.

Признание

В 1966 году в Москве вышел из печати роман Тевекеляна «Рекламное бюро господина Кочека», который сразу же завоевал популярность у читателей. Это было наполненное интереснейшими событиями повествование о советских разведчиках – молодой семейной паре, сумевшей проникнуть на территорию Германии, успешно там легализоваться и обзавестись необходимыми для добычи секретных сведений связями в условиях тотального сыска и всеобщей подозрительности, разжигаемых пришедшим к власти и набирающим силу фашистским режимом.

Отдавая дань лихо закрученной фабуле и переживая вместе с героями романа их головоломные приключения, мало кто из читателей догадывался, что в книге описаны события, которые не плод воображения талантливого автора, а реальная жизнь выдающихся советских разведчиков Елизаветы Юльевны и Василия Михайловича Зарубиных, чьи профессиональные достижения не только не уступают, а даже во многом превосходят успехи тех знаменитых нелегалов, имена которых стали хрестоматийными. При этом особо следует отметить, что они, в отличие от таких корифеев разведки, как Рихард Зорге, Рудольф Абель, Джордж Блейк и другие, ни разу не «провалились».

Официальное признание ее заслуг пришло к ней через двадцать с лишним лет в 1967 году, когда отмечалось 50-летие ВЧК-КГБ.

Легендарная разведчица скончалась в преклонном возрасте, в 1987 году, став жертвой транспортного происшествия.

После выхода в середине 90-х мемуаров Павла Судоплатова «Спецоперации» стала широко известна роль Зарубиной в добывании секретов американской атомной бомбы. Сегодня российская разведка еще не готова открыть подлинное служебное досье Елизаветы Зарубиной – столь масштабной являлась ее деятельность на поле битвы спецслужб.

Виталий Моисеев


Комментарии могут оставлять, только зарегистрированные пользователи.