fly

Войти Регистрация

Вход в аккаунт

Логин *
Пароль *
Запомнить меня

Создайте аккаунт

Пля, отмеченные звёздочкой (*) являются обязательными.
Имя *
Логин *
Пароль *
повторите пароль *
E-mail *
Повторите e-mail *
Captcha *
1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Рейтинг 4.75 (2 Голосов)

 

Атлантический вал в Дании
Как только немецкие оккупационные войска достигли северного и западного побережья Ютландии в Дании, они начали строительство укреплений. Для предотвращения возможной угрозы вторжения Союзниками в Данию немецкими войсками в период оккупации 1940–45 были проведены колоссальные работы по укреплению побережья: от хрупких деревянных построек до огромных бетонных бункеров со стенами и потолками толщиной до 3,5 метров.

Сразу после оккупации немцы начали работу по установке огневых точек, предназначенных для защиты только что завоеванной территории от контратак со стороны британских и союзных войск. Первоначально в мерах обороны участвовали мобильные батареи армии и флота, которые размещались на временных полевых позициях.

Орудия были расставлены так, чтобы защищать особо важные гавани и прибрежные воды, и большое количество мин было установлено в море, чтобы отрезать подход к водам Скагеррака между Ханстхольмом в Дании и Кристиансандом в Норвегии.

Всего через несколько дней после успешного вторжения в Данию германский флот начал строительство собственных постоянных береговых батарей. Береговая артиллерия ВМФ состояла из бывших морских орудий, поэтому инженерам пришлось построить бетонные фундаменты и аналогичные сооружения, прежде чем орудия можно было разместить.

Первые береговые батареи практически не походили на укрепленные позиции. Помимо фундамента, в батареях использовалось не так много бетона, а батареи размещались в деревянных бараках рядом с орудиями.

В ноябре 1940 года немецкие войска начали строительство тяжелых батарей в Ханстхольме и Дуэодде на острове Борнхольм, к югу от Швеции. Батареи Ханстхольм было поручено заблокировать подход к Скагерраку, а батарее на Борнхольме - защитить судоходство в Балтийском море от возможного советского нападения. Орудия на установке Ханстхольм имели дальность стрельбы 55 км.

Это был огромный проект, который включал строительство четырех гигантских бункеров для самих орудий. Каждый бункер занимал площадь около 2000 квадратных метров и содержал не только магазины для боеприпасов, но и жилые помещения для расчётов из 90 человек.

Летом 1941 года в Западной Европе было построено большое количество новых береговых батарей. Новые сооружения предназначались для компенсации огромного количества войск, перемещавшихся на восток в рамках подготовки к открытию второго фронта против Советского Союза. Обязательства такого масштаба были непосильны для немецкого флота, поэтому орудия - часто военные трофеи - поставляла армия, а батареи были обозначены как «армейские береговые батареи».

В Дании было создано десять новых батарей, все они были оснащены французскими полевыми орудиями времен Первой мировой войны. Шесть батарей были немедленно установлены вдоль западного побережья Ютландии, в то время как остальные были расположены недалеко от внутренних прибрежных вод и переместились на западное побережье только к концу 1941 года. Пять батарей были расположены к северу от Лим-фьорда.

К осени 1941 года стало ясно, что наступление Германии против Советского Союза остановлено, а это означало, что большая часть немецкой армии останется на Восточном фронте. В результате в декабре 1941 года Адольф Гитлер издал декрет, согласно которому береговые линии Западной Европы должны быть укреплены в виде «Новой Западной стены», чтобы можно было отразить любую атаку.

Приказ Гитлера построить «Новую Западную стену» вызвал волну активности на побережье Ютландии, в результате чего в этот регион было переброшено больше людей и оборудования. Однако самой большой новой инициативой стало начало работ над огромными, тяжело бронированными бункерами. До этого момента батареи состояли только из деревянных бараков, но теперь армейские инженеры строили бункеры со стенами толщиной 2 метра для всех береговых батарей.

Летом 1942 года войска немецкой армии были переброшены ближе к побережью. Специальные «опорные пункты» были созданы для рот пехоты в ключевых местах вдоль береговой линии, особенно в местах с важными транспортными сообщениями: Аггер, Лёккен и Хиртсхальс.

Первоначально войска буквально окапывались в окопах, укрепленных деревом, но постепенно на большинстве опорных пунктов были построены прочные бетонные бункеры. Эти бункеры предназначались для размещения войск и кухонных помещений, а также для защиты водоснабжения, больниц и т.п.

Опорные пункты были окружены всевозможными преградами и препятствиями, предназначенными для сдерживания сил противника и предотвращения их проникновения в настоящие опорные пункты.

Внешняя защита состояла из минных заграждений шириной в сотни ярдов, оснащенных как противотанковыми, так и противопехотными средствами.

В некоторых местах минные поля были прикрыты танковыми ловушками - широкими траншеями глубиной примерно 2 метра, предназначенными для остановки танков на их пути.

За минными полями и танковыми заграждениями последовали широкие заграждения из колючей проволоки и ряды противотанковых заграждений из металлических угловых балок. Поскольку эти препятствия изначально прибыли из Чехословакии, они были известны как «чешские ежи».

За минными заграждениями, заграждениями из колючей проволоки и другими препятствиями войска были вооружены разнообразным легким и тяжелым вооружением, чтобы не допустить выхода противника на позиции.

К концу 1943 года немецкое верховное командование было серьезно обеспокоено возможным вторжением союзников в Западную Европу - Дания находилась на первом месте в списке потенциальных мест высадки.

Чтобы улучшить оборону, Гитлер направил своего знаменитого фельдмаршала Эрвина Роммеля для осмотра «Атлантического вала». Роммель начал свою инспекционную поездку в Данию.

Во время своего путешествия в Данию Роммель разработал ряд новых принципов построения обороны страны. До сих пор укрепленные позиции были установлены только в особо важных местах, но Роммель хотел укрепить всю береговую линию, чтобы любую попытку вторжения можно было остановить еще до того, как она покинет пляж.

После инспекции Роммелем были начаты работы по расширению укреплений вдоль побережья от Эсбьерга до Тюборона, чтобы создать непрерывную линию обороны. Работа заключалась в установке заграждений из колючей проволоки и постановке мин на пляже или за ним. Вдобавок по краям береговой полосы было построено большое количество небольших бункеров с прорезями для пулеметов, которые могли вести огонь параллельно берегу - так называемые «фланговые бункеры».

По приказу об усилении береговой обороны позиции артиллерии на западном побережье были значительно усилены. В начале 1944 года в Дании было создано десять новых армейских береговых батарей, а также пять новых береговых батарей, эксплуатируемых военно-морским флотом.

Весной 1944 года большая часть орудий старых береговых батарей была переброшена в прочные бетонные бункеры. Намерение состояло в том, чтобы защитить их и их экипажи от сильных обстрелов и бомбардировок с воздуха и моря, что почти наверняка послужит предвестником любого вторжения. Тяжелобронированные бункеры обеспечивали хорошую защиту, но ограничивали поле огня орудия всего 120 градусами.

Можно было ожидать, что работы по укреплению западного побережья Дании прекратятся после высадки союзников в Нормандии 6 июня 1944 года. Однако ситуация оказалась прямо противоположной, когда германский флот удвоил свои усилия по укрепить береговую оборону на берегах Каттегата. Новый импульс включал в себя меры, в том числе введение большого количества легких и средних аккумуляторов. В течение осени 1944 года и в первые несколько месяцев 1945 года на побережье Каттегата было установлено 28 новых батарей.

Причиной всплеска активности было желание защитить морской подход к Балтийскому морю, которому германский флот стал уделять еще больше внимания после потери своих баз во Франции. Если союзникам удастся заблокировать доступ к Балтике, германский флот больше не сможет отправлять свои подводные лодки в Атлантику; более того, он одновременно лишился бы тренировочного полигона для новых экипажей подводных лодок.

Добровольцы в Дании
10 октября 1943 года в соответствии с приказом верховного командования вермахта, с оккупированной территории СССР в Данию были направлены пять «восточных» батальонов вермахта. Батальоны предназначались для замены немецких частей на второстепенных направлениях и использовались для строительства оборонительных сооружений и несения охранной службы, но в сравнении с немецкими подразделениями были хуже вооружены и в меньшей степени обеспечены техникой (в январе 1945 года, один из пяти батальонов — 667-й пехотный батальон, был выведен на территорию Германии, в Вюртемберг).

Например, одним из остбатальнов был батальон «Шелонь», который ноябре 1943 года был переброшен в г. Скаген на севере полуострова Ютландия, где охранял морское побережье в составе 714-го гренадерского полка РОА (его 3-й батальон). Зимой 1945 г. влит в один из полков 2-й дивизии ВС КОНР.

Для упорядочения взаимодействия и командования остбатальонами в Дании была создана т.н. «Русская бригада» (Russische Brigade 599), которую фактически можно считать дивизией — 13. 000 человек.

Формирование бригады началось 10 января 1945 г. на основе ряда батальонов и более мелких подразделений РОА практически одновременно с формированием в Хойберге 2-й пехотной дивизии.

Военнослужащие РОА в Дании. Фото: датский государственный фотоархив

Генералы Власов и Трухин добивались зачисления 599-й бригады в РОА, но до конца войны передислокации так и не состоялось. Бригада дислоцировалась в апреле 1945 года под Ольбургом, затем под Виборгом, где была в полном составе зачислена в КОНР. (http://www.lexikon-der-wehrmacht.de/Gliederungen/Infanteriebrigaden/RB599.htm)

В состав бригады входили: штаб, бригадная школа, два пехотных полка (в каждом полку: штаб, штабная рота, три пехотных батальона), 13-я и 14-я полковые роты тяжелого оружия, артиллерийский полк (штаб, штабная батарея, 2 дивизиона), разведывательный отряд, противотанковая рота, рота связи, саперная рота, часты снабжения. 4-й русский кадровый добровольческий полк, русский саперностроительный полк, русский полк снабжения (6 батальонов), 25 отдельных восточных батальонов (русских, украинских или казачьих), 14 отдельных саперно-строительных батальонов и батальонов снабжения, а также целый ряд отдельных рот и взводов, полной номенклатуры которых в феврале - марте 1945 г. уже никто не мог составить.

Военнослужащий РОА награжденный «Знаком отличия для восточных народов». Фото: государственный фотоархив Дании

Некоторые русские батальоны и подразделения находились к весне 1945 г. в безвыходном положении, и Кестринг, даже если бы и захотел их передать Власову, вряд ли что-то сумел сделать.

Однако в конце апреля 1945 г. в районе Кенигсбурга к дивизии, находящейся на марше, присоединился 714-й полк 599-й бригады полковника Игоря Константиновича Сахарова.

В начале февраля 1945 г. по приказу Власова и Трухина полковник И.К. Сахаров сформировал ударную группу (противотанковый отряд) из 3 пехотных взводов, укомплектованную добровольцами батальона охраны штаба ВС КОНР и курсантами Дабендорфской школы. 6 февраля часть прибыла в оперативное подчинение 303-й пехотной дивизии "Деберитц" 9-й армии генерала пехоты Т. Буссе. 9 февраля в 20.00 при поддержке двух батальонов пехоты, 10 танков и артиллерии из района Ней-Левин группа Сахарова атаковала плацдарм, занятый подразделениями 230-й стрелковой дивизии Героя Советского Союза полковника Д.К. Шишкова. Первая атака была отбита. В 00.00 атака повторилась. К 2.00 10 февраля власовцы захватили южную часть Карлсбизе и Керстенбруха, населенный пункт Ней-Левин, обеспечив успешный ввод немецких резервов. Успех Сахарова отмечен в сводке ОКВ и разведывательной сводке № 34 от 10 февраля 1945 г. штаба 5-й Ударной армии. О результатах двухнедельного пребывания отряда Сахарова на Одерском фронте красноречивее всего говорят боевые награды: 8 Железных крестов I класса и 24 Железных креста.

Сын полка РОА в мае 1945 года. Дания

В конце февраля отряд Сахарова возвратился в Берлин и был расформирован. К 10 марта Сахаров сформировал на основе двух батальонов 714-го полка 1604-й русский пехотный полк Вермахта и занял с ним во втором эшелоне участок фронта в районе Гарца. Оперативно полк подчинился боевой группе «Клоссек». 1604-й полк в апреле 1945 г. влился в дивизию Буняченко.

Судьба оставшихся русских подразделений в Дании печальная. По окончании войны они все были интернированы в СССР.

Выдача добровольцев СССР датскими властями

Источник


Комментарии   

# seaman47 2021-12-07 14:24
Ой.
У предателя на руке красивые часики.
А не предал бы советскую родину-мать, так узнавал бы время по репродуктору еще лет так двадцать.
Если бы конечно дожил.

# seaman47 2021-12-07 14:32
Хотя ........ и в Красной Армии можно было часики заполучить ....... даже двое часиков.
Правда дамских.
Но это не беда.

Комментарии могут оставлять, только зарегистрированные пользователи.