fly

Войти Регистрация

Вход в аккаунт

Логин *
Пароль *
Запомнить меня

Создайте аккаунт

Пля, отмеченные звёздочкой (*) являются обязательными.
Имя *
Логин *
Пароль *
повторите пароль *
E-mail *
Повторите e-mail *
Captcha *
Апрель 2024
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 1 2 3 4 5
1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Рейтинг 5.00 (2 Голосов)

Уважаемый labas любезно предоставил мне (авт.) некоторое количество документов из немецких архивов, среди который оказалась копия приказа Главного Военного Прокурора № 00120 от 24.09.1941 сделанная в Военной Прокуратуре 29 Армии.

В нем нет ничего особенного, но с другой стороны его формулировки хорошо отражают ситуацию сентября 1941 года и настрояния в "карающих органах". Эти настроения колебались вместе с политикой партии. Как видно из документа, происходило постепенное ужесточение отношения  к вернувшимся из плена: к 1942 году их глубокая проверка станет почти стопроцентной.

Еще одним интересный момент, это указание на недопустимость самоуправных расстрелов, особенно в тылу и особенно по причине трусости. Позже это найдет свое развитие в приказе Сталина "О фактах подмены воспитательной работы репрессиями".

Копия

Приказ

Сов. Секретно экз. № 4

Главного Военного Прокурора РККА

24 сентября 1941 года

№ 00120 г. Москва

Содержание: Указания Военным Прокурорам действующих фронтов и армий по работе на октябрь месяц 1941 года.

Создавшаяся обстановка в связи с временными успехами гитлеровских захватчиков, несомненно, отрицательно влияет на малоустойчивые элементы и способствует активизации деятельности враждебных сил.

Это требует, в частности, от органов прокуратуры максимального напряжения сил и способностей, чтобы быстро, метко и со всей решительностью вскрывать преступления и наносить по ним сокрушительные удары.

Однако состояние работы органов прокуратуры далеко не всегда соответствует этим требованиям. Отсутствие должной бдительности, неумение своевременно схватить и оценить те или иные явления в жизни и деятельности войск, элементы либерализма, медлительность и неповоротливость - все это нередко еще встречается в практической деятельности органов ВП.

Все эти нетерпимые ненормальности должны быть ликвидированы в кратчайший срок.

Учитывая это, Военные Прокуроры на ближайшей отрезок времени (ориентировочно на октябрь) должны строить свою работу исходя из нижеследующего:

1. Почти на всех фронтах имели место случаи перехода на сторону врага одиночек и даже групп военнослужащих

Расследование этих фактов показало, что при таком состоянии учета и изучении людей враг будет иметь возможность в наши части забрасывать своих агентов не только одиночками, но и группами.

Нет надобности доказывать исключительную нетерпимость такого положения. Между тем далеко не все ВП обратили на это должное внимание. Лишь ВП Брянского фронта и 12 Армии более или менее серьезно занялись этим вопросом, но и здесь дело не доведено до конца.

Эти факты показали, что Военные Прокуроры слабо знают положение в частях, проявляют близорукость в отношении лиц, не выполняющих приказов НКО и Уставов в области учета и изучения личного состава; далеко не все прокуроры занимаются вопросом организации заочного осуждения выявленных изменникам и применения репрессий к их семьям.

С этим надо немедленно покончить.

Во чтобы то ни стало добиться, чтобы Прокуроры дивизий знали, что делается в частях, (в том числе, когда и какое поступает пополнение) и в каком состоянии находится учет и изучение личного состава (работа по общему надзору).

Во всех случаях невыполнения или нарушения приказов НКО и Уставов по учету и изучению людей ставить вопрос о привлечении виновных к ответственности до судебной включительно.

При получении данных о переходе военнослужащих на сторону врага организовать тщательное расследование и при подтверждении факта перехода, изменников предавать суду заочно и принимать меры репрессии к членам семьи изменника.

Работников Прокуратуры, проявляющих бездеятельность в деле борьбы с изменниками родины, снимать с работы, а в необходимых случаях предавать суду.

2. Факты показали, что среди “бежавших” вообще возвращающихся из плена, немало лиц, завербованных фашистской разведкой. Среди эти лиц есть прямые предатели интересов нашей родины и есть обманутые, которых “отпустили”, чтобы они рассказывали о “хорошем” обращении с пленными и т.д. Но те и другие представляют собою очень большую опасность. Между тем находились прокуроры (ЦФ), которые счистали возможным бывших фашистских пленных, в отношении которых нет улик в прямой измене родине, направлять в действующие части.

Еще раз разъяснить всем прокурорским работникам абсолютную недопустимость подобной слепоты. Кроме этого, в практической работе иметь ввиду указания моего приказа от 23.8.41 г. за № 0107.

3. В борьбе с трусостью и паникерством Военные прокуроры не проявляют необходимой активности, в то время как приказ Ставки Верховного Командования от 16 августа 1941 года за № 270 эту задачу ставит с особой остротой.

Исходя из этого приказал Прокуроры не должны пассивно проходить мимо подобных явлений, на всякий выявленный случай реагировать со все решительностью, не оставляя в стороне и лиц, либерально относящихся к подобным явлениям, а стало быть, не выполняющим требования упомянутого приказа.

4. Борьба с дезертирством, членовредительством и другими видами уклонения от участия в боевых действиях и от службы в РККА не только не должна ослабевать, а наоборот, ее необходимо еще более усилить, немедленно реализовав мои приказы за №№ 070, 086 и 0113 – 1941 года.

5. Военным Прокурорам Закфронта и 53 отдельной Армии особое внимание обратить на взаимоотношениях с местным населением, самым решительным образом пресекая всякие выходки, могущие скомпрометировать Красную Армию в глаза местного населения (см. шифротелеграммы “5 и 58 от 29.9.41 года).

6. Всячески способствуя развитию волевых качеств командира, его инициативу и решительность в том числе и по применению в необходимых случая крайних мер, в тоже время вести самую решительную работу со случаями самоуправных расстрелов, не вызываемых обстановкой (например, в глубоком тылу) по малозначительным поводам и особенно на почве трусости, имея ввиду, что подобные явления не только не способствуют укреплению дисциплины, но могут принести больший вред.

7. В следственной работе в ряде случае наблюдается совершенно нетерпимая волокита (особенно на Запфронте).

В связи с этим необходимо как следует наладить работу органов дознания.

8. Судебный надзор и надзор за исполнением приговоров в боевой обстановке имеет особое существенное значение. Несмотря на это в этой области все еще много недочетов.

Военным Прокурорам фронтов и армий добиться:

а) Чтобы ни один неправомерный или либеральный приговор не оставался без прокурорского реагирования;

б) Установить строжайший надзор за правильным исполнением приговоров. В частности, установить тщательный учет лиц, осужденных с отсрочкой исполнения приговоров, добиваться, чтобы в частях осужденные с отсрочкой были под постоянным наблюдением, и чтобы в отношении лиц, показывающих себя стойкими защитниками родины (участие в боях, честное выполнение служебных обязанностей) без затяжки возбуждалось ходатайство об освобождении от наказания.

ВП фронтов в очередных докладных записках освещать какая работа проделывается в этой области и результаты (как поставлен учет, поведение осужденных, кого снято наказание и т.д.).

9. В области общего надзора, помимо ранее поставленных задач, обратить особое внимание на отправление военными властями функций по местному (гражданскому) управлению. Факты показывают, что в ряде случаев военные власти, например при эвакуации, бездействовали, не проявляли распорядительности и вообще самоустранялись от этих вопросов. Иногда местные органы власти по установлению порядка и безопасности брали на себя функции военных властей. Необходимо добиваться, чтобы Указ Президиума Верховного Совета СССР от 22.6.41 года “О военном положении” выполнялся как требуется.

Обратить также внимание на работу связи и на борьбу с недочетами в эксплуатации транспорта.

Взять под ближайшее наблюдение исполнение приказа НКС № 313 от 22.9.41 года “Об упорядочении снабжения продовольствием и фуражом Красной Армии”.

Дела о командирах частей и соединений предоставляющих неправильные данные о списочном составе частей и соединений или завышенные заявки на получение довольствия, — расследовать в ?-х дневный срок и виновных привлекать к уголовной ответственности.

10. Улучшить руководство периферией.

Некоторые прокуроры до последнего времени отсиживались в аппарате. Необходимо наладить живое руководство и живую (не бумажную) помощь особенного прокурорам дивизий, крайне нуждающимся в этой помощи.

11. Использовать все возможности для обучения личного состава и повышения квалификации.

Наладить систематическую проработку наиболее актуальных вопросов по военной криминалистике (вновь изданная и разосланная книга) и “Временного наставления по работе Военных Прокуроров Красной Армии”.

12. Еще раз напоминаю, что всю работу ВП надо строить на основе хорошего знания состояния части. Для этого неотложно обеспечить систематическое их изучение.

Главный Военный Прокурор Красной Армии диввоенюрист      (Носов)

Верно: секретарь    (Кондратьев)

Копия верна: секретарь ВП 29 Армии техник интендант 2 ранга (Трунов) Подпись

Источник


Комментарии могут оставлять, только зарегистрированные пользователи.