fly

Войти Регистрация

Вход в аккаунт

Логин *
Пароль *
Запомнить меня

Создайте аккаунт

Пля, отмеченные звёздочкой (*) являются обязательными.
Имя *
Логин *
Пароль *
повторите пароль *
E-mail *
Повторите e-mail *
Captcha *
1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Рейтинг 3.00 (3 Голосов)

17 декабря 1941, 11 часов утра . Калининский район .

Вернуться к своим мне удалось только через два дня . Утро началось с очередного сильного артналета со стороны немцев . Их 150 мм гаубицы бьют кинжальным огнем со стороны села Сергиево и Щербово . По немецким огневым позициям наша дальнобойная артиллерия на- носит сокрушительный ответный удар, после чего канонада по всему фронту затихает .

Мне повезло - по дороге на Красново я встретил несколько саней на конной тяге . Командир колонны согласился меня подвезти . Один из попутчиков дает мне новую , еще пахнущую краской фронтовую газету Калининского фронта , из которой я узнаю , что вчера наши войска наконец-то освободили Калинин . Все контратаки отбиты и враг вынужден начать отступление на многих участках Калининского фронта.

Из разговора с командиром колонны я узнаю , что наши войска серьезно потрепали 9-ую армию Вермахта за последние десять дней ,:было полностью уничтожено около шести дивизий противника . Капитан также добавил , что немцы отступая из Калинина , взорвали все мосты, так что теперь все снабжение наступающих частей РККА идет по замерзшему руслу Волги .
-Хорошо , что зима морозная , а лед на Волге толстый ! А то туго бы нам пришлось !- добавил он на прощание.
Мне оставить моих попутчиков на развилке дорог , где-то километра за полтора до деревни. Прыгаю в глубокий снег и иду в знакомом направлении .

Бросив взгляд в сторону Красново ловлю себя на мысли , что с трудом узнаю эту местность . Что именно поменялось определить было трудно , но в сердце возникло тревожное предчувствие....

Снег глубокий , дорогу порядочно занесло, поэтому нужно идти осторожно , смотря под ноги . Подойдя к деревне , замечаю , что снежный покров неожиданно исчез .и пред моими глазами чернеет огромное вспаханное поле.

Может это мне снится?

ЗАЧЕМ и КОМУ понадобилось вскапывать промёрзшую землю в 30 градусный мороз?

Делаю несколько шагов вперед . Валенок натыкается на что –то металлическое и большое. Это не разорвавшийся немецкий 150 миллиметровый снаряд . Объяснение природной коллизии находиться само собой : все поле так плотно усеяно воронками от крупнокалиберных вражеских снарядов , что покрывавший землю снег просто растаял , не выдержав температурных аномалий . Что же говорить о самой деревне ! Два дня назад ещё был шанс на её восстановление- жизнь сиротливо теплилась в немногих уцелевших строениях и землянках . Теперь все изменилось : даже подвалы ранее обращенных в пепел домов были вывернуты на изнанку . Опушка леса , подходившая вплотную к некогда многочисленным домам , была до неузнаваемости изуродована обстрелом : вырванные из земли и расщепленные на части многолетние стволы сосен были разбросаны по всему периметру когда –то людного поселения.

Стоит ли говорить , что в живых в деревне найти никого не удалось .. .

Хожу между остатков изуродованных человеческих тел и развороченных домов . Где-то через час с трудом нахожу нахожу место , где два дня назад располагались наши батальонные медицинские пункты .
Неожиданно , в метрах в двадцати от места расположения первого МП , замечаю лежащего в застывшей от мороза луже крови Баранова .
Осколок от снаряда пробил плечо санинструктора с правой стороны, второй осколок нанес ему смертельное ранение в левый бок .
Совершенно непроизвольно вспоминаю наш с ним последний разговор :
-Коля , выпей со мной, чувствую - не сегодня -завтра меня убьют !
Хочешь верь , хочешь нет , но у меня вся правая сторона тела ломит, а особенно плечо правое ноет.

В тот вечер Баранов постоянно потирал правое плечо и даже залпом выпитый стакан водки ему не помог избавиться от неприятных ощущений .

-Да прекрати , ты же тертый калач , чего ты раскис?

-Ой , неймется мне , тоска прямо душу раздирает!

-Не падай духом , а уж если тоска гложет -гони её в шею. Мне –то тоже сегодня тоскливо было ,особенно , когда фрицы поперли ! Но , друг –пулемет тоску разогнал !
Саша тогда немного оживился и с интересом слушал рассказ :
-Ты же помнишь , как санбату этот пулемет –то достался ? От всей третьей роты , что Красново брала , в живых не более двадцати бойцов осталось . Один из них – пулеметчик Василий.
-Так этот Василий никак Дегтяря отдавать не хотел , он все с простреленным плечом , да раздробленной ключицей на передовую рвался , лишь бы с ним , оберегом своим , не расставаться , и первым немца из страны прогнать ! Чуть ли не силой у него этот пулемет забрали , да и его хозяина я с большим трудом в полковой санбат отправил .
-Вот какой молодец ! И при этом , он нам с тобой в отцы годиться! А ты говоришь– тоска!
-Вот у таких людей учиться надо!

-Саша ,так что держи себя в руках!
И вот , прошло всего два дня , а моего товарища больше нет.
Его левая рука покоится на правом плече. Знал ли он , что именно так он и погибнет?
Кто –то заботливо срезал его медицинскую сумку с медикаментами , наверное , чтобы оказать помощь тому , кто в ней нуждался , но далеко унести не сумел - она так и осталась лежать в трех метрах от санинструктора.

Через пару шагов мой валенок снова упирается носком за что- то твердое.
Что это может быть : Осколок ? Мина ? Снаряд?

Нагнувшись , вынимаю из земли тот самый пулемет , что спас жизнь многим из нас накануне . Приклад и диск изрядно посечены мелкими осколками , но оружие сохраняло боеспособность.

-И правда ,-талисман войны!
-Ничего тебя не берет : ни немецкие пули , ни артобстрел!
-Только жаль , дружище , что на этот раз ты помочь никому не смог!-Да и мне здесь уже некому помочь.

Нужно уходить , но ощущение персональной ответственности за произошедшее здесь, надежно удерживает меня на месте недавно произошедшей трагедии.

- Что было бы со мной , если бы за Волгу я бы попросил пойти Баранова? И что я бы мог сделать , оставаясь в Красново? Что может сделать военфельшер против артобстрела орудий с диаметром ствола в 150 миллиметров? Тут даже саперный взвод не помог бы! А что было бы с теми десятками раненых , которые остались за Волгой , если бы им своевременно не оказали помощь? Перемерзли бы , один за другим?

Мысли снова возвращаются к погибшему другу - Саше Баранову.
-Чувствовал ли он? А то что я теперь жив , а не он - это снова совпадение?
Некоторое время задумчиво смотрю на дно огромной воронки - два дня назад здесь был наш медицинский пункт , в нем мы проводили осмотры , делали перевязки… А теперь здесь нет ничего , кроме этой разорванной земли .
Моё сознание никак не может смириться с тем обстоятельством , что место , которое десятками лет создавалось одними людьми для жизни и рождения себе подобных , за пару часов было превращено другими людьми в единую братскую могилу .
Невеселые мысли прервал еле заметный ветерок и принесенные им снежинки .

Ты тут ?- неожиданно спрашиваю у пропитанной смертью пустоты.

Это мне кажется ? Или , действительно , кто –то находится рядом ? Тот , кто был сильней Смерти и даже многих десятков смертей разбросанных на многие сотни метров вокруг .

Так мы и стояли …или мне так казалось ? Но тогда , наверное , впервые жизни , я ощутил- что ОН ЕСТЬ.

Невидимый , и в то же время реальный . Ангел или Высший Разум, а , может, Вселенская Справедливость в едином лице.

А сердце , готовое разорваться от понесенных потерь , подсказало , что в этот момент нельзя было обмануть ЕГО ожиданий. Медленно поднимаю сумку Баранова. Снова и снова вспоминаю верного друга , лица боевых товарищей. Слова приходят сами собой :

-Сегодня я опоздал. Но я все равно буду продолжать спасать людей . Чего бы мне это не стоило.
-Бинтом или пулеметом , скальпелем или собственной жизнью. И сделаю ВСЁ , чтобы люди , прошедшие эту мясорубку , не только выжили , но и рассказали всю правду о этой войне многим поколениям тех , кого они оставят после себя. Чтобы дети их детей знали , какое отвратительное это дело- война.
Если выживу - обязательно стану врачом . Буду лечить и исправлять то , что натворила человеческая жестокость.

С медицинской сумкой в руках и пулеметом на плече покидаю деревню .
Не знаю почему , но выходя из Красново , я физически ощущаю , как ЭТОТ БОЛЬШОЙ , стоящий в прозрачной шинели за моей спиной , принимает моё обещание , одобрительно кивнув мне в след.

А может , это была обыкновенная декабрьская метель , за секунды взлетевшая высоким шатром от земли до самого небосклона и торопливо покрывающая белым пеплом то , что не подобает видеть даже искушенному войной человеческому глазу. Пусть каждый решает сам.

До конца 1941 года оставалось чуть более двух недель …

Пруф


Комментарии могут оставлять, только зарегистрированные пользователи.